Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников с задержкой психического развития
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников с задержкой психического развития
Автор: Толока Оксана Николаевна
" Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников с ЗПР" Составила:Толока Оксана НиколаевнаПедагог-психолог По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы.Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из – за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого – педагогических проблем сегодняшнего времени.Большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с ЗПР, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития.Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого – педагогических факторов.Познавательная сфера детей с ЗПР.ВниманиеОсновным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения; «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; повышенная отвлекаемость.Дефицит внимания, характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали Ощущения и восприятиеДля детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Польский психолог X.Спионек прямо отмечает, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемой данной категорией детей.Страдает также и целостность восприятия. Имеются данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.Различия между детьми с задержкой психического развития и их нормально развивающимися сверстниками становятся все более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии).У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в:ограниченном объеме анализа;преобладании анализа над синтезом;смешении существенных и несущественных признаков;преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;редком использовании обобщенных терминов, понятий.У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.Степень сформированности пространственных представлений и их использования в деятельности характеризует важную составляющую развития ребенка — основу внутреннего плана деятельности.Ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире.У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в правои левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.ПамятьНепроизвольная память. Наиболее онтогенетически ранняя форма запечатления поступающей информации — непроизвольная память. Она является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте.У детей с ЗПР отмечаются определенные недостатки в развитии данной формы памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации. Произвольная память. Начиная со старшего дошкольного возраста данная форма памяти, основанная на опосредовании процессов запечатления целью, логическими приемами, все больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребенка как основа для систематического обучения.Применительно к детям с ЗПР остается в силе та же закономерность: ими лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. По продуктивности произвольного запоминания дети с ЗПР занимают промежуточное положение (как, впрочем, и по всем показателям психического развития) между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми.При этом расхождение между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся детей.Механическая память. Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности.Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);сниженный объем запоминания;нарушения порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного возраста. Так, в 10-летнем возрасте их показатели больше приближаются к показателям умственно отсталых детей, чем нормально развивающихся;сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения). При использовании в качестве помех знакомых и незнакомых слов выяснилось, что умственно отсталые дети, так же как и большая часть детей с ЗПР, снижали продуктивность запоминания при использовании в качестве помехи знакомых слов. Нормально развивающиеся сверстники отвлекались на незнакомые слова и вследствие этого теряли продуктивность. По мере усложнения мнестических задач дети с ЗПР приближались к своим умственно отсталым сверстникам.Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.МышлениеУ большинства школьников с задержкой психического развития прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.Аналогичная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Здесь проявляется трудность усвоения ими специальных терминов. Это относится и к видовым понятиям. В некоторых случаях дети с ЗПР хорошо знают объект, но не могут вспомнить его название.В общем виде можно сказать, что родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный, плохо дифференцированный характер.Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них особых трудностей, они справляются с этим заданием почти так же успешно, как и нормально развивающиеся дети. Незначительное число допускаемых ими ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. При классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается. Лишь немногие выполняют такое задание безошибочно. Одна из распространенных ошибок — подмена задачи более простой.Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. В целом же развитие этого уровня мышления идет наравне с нормально развивающимися сверстниками.Словесно-логическое мышление — наивысший уровень мыслительного процесса. В большинстве случаев детям с ЗПР мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие.Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако важно отметить, что положение существенно изменяется, если детям оказывается необходимая помощь (объяснение принципа решения, выполнение аналогичного задания под руководством учителя). Аналогичная картина наблюдается и при выполнении заданий на обобщение различных объектов, а также на абстрагирование какого-либо заданного признака предметов.Наиболее частыми ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественным признакам. Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать следующий вывод. Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.Упражнения для развития воображения1. Упражнение "Выполни рисунок"Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п..Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении. Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы. Двоим ученикам предлагается выполнить рисунок в две руки. Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй ученик, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.2. Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств)Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».Учитель просит нарисовать настроение на заготовленных шаблонах "мордочек". Под каждым овалом написана эмоция.Ученику предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.3. Упражнение "Сложи картинку"Учитель предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.Учитель предлагает детям сложить из счетных палочек (спичек, зубочисток) необычные (или реалистические) картины.4. Упражнение «Ассоциации»Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.Учитель предлагает детям несколько слов, логически не связанных между собой: Книга Цветок Сосиска Мыло. Предлагает им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова, и составить предложения. В результате должна получиться маленькая история.Учитель предлагает объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями: "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке».Примерные пары слов: трава – ручка, ёлка – небо, гвоздь – шапка и т.д.5. Упражнение «Сочиняем сказку»Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.Учитель предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.Учитель предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д. Например:Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.Упражнения для развития восприятия и наблюдательностиУпражнение «Наложенные изображения»Ученику предъявляют 3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке Упражнение «Спрятанные изображения»Ученику предлагается на картинке отыскать всех животных, которые спрятались Упражнение «Незаконченные изображения»Ученику предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.Ученику нужно дорисовать буквы, цифрыУпражнение «Точечные изображения»Ученику предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их. Упражнение «Перевёрнутые изображения»Ученику предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать ихУпражнение «Парные изображения»Ученику предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. Ученику предлагают рассмотреть парные сюжетные картинки с отличительными признаками и найти эти признаки различия, сходства. Упражнение «Разрезанные изображения»Ученику предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).Упражнение "Геометрические фигуры"Ученику предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д. Ученику необходимо определить количество треугольников 9. Упражнения с таблицамиУченику предлагается таблица с геометрическими фигурами. Нужно посчитать: сколько раз встречается круг, прямоугольник и т.д.Ученику предлагается таблица Шульте, в которой нужно показать и назвать числа по порядку. Ученику предлагается таблица с буквами. Примеры заданий:- Назови все буквы в столбике как можно быстрее. (Закрепляется знание букв)- Назови и покажи все буквы на 1-ой строчке, на 2-ой строчке. (Кроме знания букв, закрепляется понятие «строчка» или «столбик»)- Назови и покажи все буквы ниже буквы М. (Кроме знания букв закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги)- Назови и покажи все гласные или все согласные, все звонкие согласные или глухие согласные. (Закрепляется знание гласных и согласных)Ученику предлагается в таблице показать определённую букву и посчитать её количество (можно зачеркнуть буквы)Ученику предлагается подумать, как связаны правая и левая таблицы, и расшифровать фразу.10. Упражнение "Перепутанные линии"Ученику предлагается проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.Ученику предлагается определить дорогу, путь, линию от одного объекта к другому. Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, нужно найти буквы, соответствующие цифрам, выписать их по порядку и прочитать слова. Упражнение "Пазлы"Ученику предлагается сложить целую картинку из частей Нужно сложить картинку из полосок с цифрами по порядку Упражнения для развития мышленияУпражнение «Исключение лишнего»Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.Варианты слов:Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.Ручка, кукла, тетрадь, линейка.Рубашка, туфли, платье, свитер.Стул, диван, табуретка, шкаф.Веселый, смелый, радостный, счастливый.Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.Учитель предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Варианты слов:Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)Собака, помидор, солнце, тарелка. (Собака не круглая)2. Упражнение "Установление связей"Ученику предлагается к каждому слову подобрать логическую пару: перо - ..... (курица, подушка и т.д.)лист - ... (дерево, книга и т.д.)ложка - ... (вилка, тарелка и т.д.)Ученику необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово.Задания:Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ? Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ? Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ? Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ?Возможные ответы учащихся: апрель, горячо, мебель, произведение, жажда, еда, слух, засуха.Ученику называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”. Необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы : “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. 3. Упражнение «Слова-невидимки»Учитель просит восстановить порядок букв в словах:Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.Ковора, кируца, шакок, сакоба.Учитель предлагает найти в одном слове другое с помощью перестановки букв.1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.Сила, соль, банка, пион.2. Найди в слове игру-невидимку.Шишка.3. Найди в слове дерево-невидимку.Насос.4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.Лапоть.5. Найди в слове цветок-невидимку.Мошкара.Учитель просит отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:подушка, клавиатура, ракета, магазин, подарок, родители.Учитель предлагает составить слово, исключив одну букву.Варианты слов:ПЛУГ – ШАРФ – КОРМ –КРОТ - ОКНО -КРАСКА -СБОР -4. Упражнение «Другая буква»Учитель предлагает заменить одну букву в слове, чтобы получилось новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб — зуб, сон — сом, пар — пир.Даны слова с одной пропущенной буквой. Нужно образовать как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.Образец: ...оль — роль, соль, моль, боль, ноль.Варианты слов:Ро... -...очки —Ба... —...ар —...ара —...айка —...ень —...ом —Учитель даёт задание: получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым — дом — ком — кол — гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Варианты заданий: получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».5. Упражнение «Сложение и вычитание»Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Образец решения такого примера на сложение:Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветокРешение: бу + тон = бутонОбразец решения такого примера на вычитание:Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метрВарианты заданий на сложение:б + пища = несчастьек + насекомое = прическа у девочкиу + ненастье с дождем = опасностьу + загородный дом = успехо + противник = длинная ямау + ребенок-девочка = снасть рыболовао + орудие = край лесас + шерсть зверей = раздается во время весельяу + единица = делают больномум + суп из рыбы = насекомоеу + мяч в воротах = в треугольникеза + загородный дом = требует решенияка + награда = прихотьо + населенный пункт = участок землиав + помидор = оружиеба + оттенок = белый хлебоб + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книгеку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцамико + играет актер = монархпо + несчастье = успех в битвепри + сосновый лес = аппаратпри + битва = волны у берегаОтветы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.Варианты заданий на вычитание:сосуд - а = там хранят деньгинравоучительное стихотворение - ня = низкий голоснижнее белье - ы = всего боитсяпомидор - ат = отдельная книгамелководное место в реке - ь = им пишут на доскесильный страх - большой мастер = змеяптица - местоимение = преступниквоинская часть - к = по нему ходим домаволосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лесптица - ока = мусорцветок - с = играфантазия - та = оружие рыцаряв нем можно варить - ёл = домашнее животноена шее зимой - ф = геометрическая фигурамолодое растение - ок = высота человекав них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеивид спорта - с = у тела правый и левыйОтветы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.Ученику нужно придумать слова – накладки, чтобы получилось смешное или оригинальное слово, объясняя, почему он так думает.Варианты заданий:комар + марка = комарка;зебра + ракушка = зебракушка;дерево + ворона = дереворона и т.д.6. Упражнение «Закономерности»Ученику необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике:3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)Ученику нужно определить закономерность повторения последовательности и нарисовать эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…Ученику нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы: 7. Упражнение «Определения»Ученику нужно придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.Река —Салют —Облака —Котенок —Радуга —Ученику предлагается обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют. Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).8. Упражнение «Путаница»Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)Ученику учитель даёт задание: в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстанови правильный порядок слов в предложениях.Мои площадке детской друзья на играли.Пятерку наязыка я русского получила уроке.Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.Всех дляподарки я родственников сделал.Тихо на было после свежо и грозы улице.Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.9. Упражнение "Классификация"Ученику предлагается разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?Ученику нужно вписать данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.Ученику нужно определить, в какой строке таблицы числа распределены на группы правильно.Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.10. Упражнение "Сравнение"Ученику предлагаются логические задания на сравнение:1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?4. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?6. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?7. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?8. Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?9. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?10. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?11. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?15. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?16. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?11. Упражнение "Составление фигур из палочек"Ученику предлагается изменить фигуру, убрав указанное количество палочек. Варианты заданий:1. Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.2. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.3. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы остались 3 квадрата.4. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.5. В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.Ученику нужно составить фигуру из указанного количества палочек.Варианты заданий:1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.8. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).9. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).10. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).Ученику нужно переложить палочки, чтобы получилась другая фигура.Варианты заданий:1. В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.2. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.3. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.4. Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк.5. Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону.12. Упражнение "Ребусы"Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами: Ученику предлагается расшифровать ребусы с числами: Ученику предлагается расшифровать ребусы с картинками: Ученику предлагается расшифровать ребусы-пословицы:Старый друг лучше новых двух.Делу время, а потехе час.Поспешишь - людей насмешишь.По поступкам узнают человека.Упражнения для развития памятиУпражнение «10 слов»Ученику предлагается прочитать10 слов для запоминания.После прочтения ученик повторяет запомнившиеся слова. Например: - книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат;- весёлый, добрый, белый, смелый, медленный, высокий, снежный, бумажный, глубокий, чистый;- рисует, молчит, пишет, танцует, украшает, читает, делает, поёт, говорит, слушает.Ученику предлагаются слова, написанные в столбик. Через 10-15 сек, эти слова убирают и предлагают второй столбик слов. Ученик должен найти слова, которые он запоминал.Например: сад лужалужа мыло река заяцокно мячлук снегзаяц лукфлаг водалуна лесснег окногроза домУченику предлагается запомнить 10 логически не связанных слов. Эти слова надо связать в рассказ.Например:дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце.Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный учителем:"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край – получаетсяРАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащиеЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".Затем дети придумывают свой рассказ (используются другие слова) и делятся им друг с другом. На заключительном этапе - учитель диктует им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.Учитель даёт детям 10 слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.Например: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка, воздух, ваза, кот, солнце, вода.Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображениемотдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.).Ученику говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.Примерный набор слов:пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта.Упражнение можно проводить в два этапа. На 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Учитель говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.Примерный перечень возможных серий:Серия № 1Грузовик Умная кошкаГнев Мальчик-трусВеселая игра Капризный ребенокДерево Хорошая погодаНаказание Интересная сказкаСерия № 2Веселый праздник РадостьТемный лес БолезньОтчаяние Быстрый человекСмелость ПечальГлухая старуха Теплый ветерСерия № 3Сомнение ЗавистьСила воли ДеньУспех СтрахСкорость Сильный характерСправедливость Хороший товарищ2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.Упражнение «Запомни пары слов»Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать. Например:Яблоко-садКурица-цыпленок Книга-читатьПылесос-уборкаКорова-молоко и др.Ученику требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Примерные пары для тренировки:Горшок - коридор Солнце - палецКовер - кофе Двор - ножницыКольцо - лампа Котлета - песокНоготь - книга Обезьяна - пальтоЖук - кресло Зубной врач - туалетСначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат. Упражнение «Запомни и нарисуй» Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными буквами (от 3 до 7). Например:Затем учитель закрывает буквы, ученик по памяти записываетих на своем листике.Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными числами (от 3 до 7). Например:Затем учитель закрывает числа, ученик по памяти записываетих на своем листике.Учитель даетученику карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ученик должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ученика сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками можно поработать одновременно.Ученику предлагается посмотреть внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Нужно вообразить себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумать историю, связывающую их между собой.Затем рисунок закрывается, и ученик должен на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.Ученику даются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.Упражнение «Что изменилось»Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться именяют местами 2-3 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.Упражнение «Запомни и найди»Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Ученику дается для запоминания одна из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время учитель раскладывает перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагает найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста школьника, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти. Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.Покажите ученику на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.