Воспитание сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста
Автор: Гаврилова Евгения Гертрудовна

Воспитание сознательной дисциплиныу детей младшего школьного возрастаПроблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека, как целое. Платон говорил: «Никто не становится хорошим человеком случайно». Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. То есть, воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Эта практикопреобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.Давайте рассмотрим, в чем же состоит дисциплинированность ученика начальной школы. Формирование дисциплины у детей начинается задолго до их поступления в школу. В семье, детском саду ребенок получает первое представление о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.С поступления ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости и послушания. Сознательная дисциплина учащихся начальной школы выражается прежде всего в понимании ими значения дисциплины как необходимого условия для успешного обучения и в выполнении норм и правил отношения к учебному труду, к общественно полезной работе, физическому труду в семье.Сознательная дисциплина выражается в понимании детьми необходимости подчинять личные интересы интересам коллектива, в осмысленном и безоговорочном соблюдении таких важнейших норм и правил, как уважение к родителям и старшим, вежливое отношение к одноклассникам, забота о младших, бережное отношение к школьному и общественному имуществу, культурное поведение в общественных местах.Сознательная дисциплинированность учащегося проявляется и в том, что он всегда добросовестно выполняет возложенные на него обязанности, даже и при отсутствии непосредственного контроля.Воспитание сознательной дисциплины осуществляется и в основном процессе обучения. В учебниках по литературному чтению немало материала, который дает учителю возможность активного воздействия на чувства и сознание детей. Чтение рассказов и беседы по прочитанному помогают формировать у детей необходимые нравственные представления и дисциплинированное поведение. Уже в «Азбуке» на первых страницах даны пословицы для разбора в классе, требующие особого пояснения учителя. Например:«Дело учит, дело мучит, дело кормит.»«Умелые руки не знают скуки.»«Не учись разрушать, учись строить.»«Труд кормит, а лень портит.»Для образования у детей твердых убеждений в необходимости сознательной дисциплины требуется большая работа, настойчивая и последовательная. Некоторые учителя, игнорируя возрастные особенности детей, стремятся в короткий срок довести до их сознания все нормы дисциплины, дают те или иные моральные понятия в форме голых, назойливых нравоучений и, конечно же, не получают необходимых положительных результатов.Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда. Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины школьников, является разумная организация урока как основной формы обучения.Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников. К. Д. Ушинский в работе «Избранные педагогические сочинения» писал: «Если мы ввели порядок и стройность в занятиях, не оставляя ни на одну минуту ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, – то классная дисциплина в наших рукахИтак, воспитать сознательную дисциплину у детей можно только при наличии четкой организации и продуманной методики учебной работы. Учитель должен тщательно готовится к занятиям, подбирать заранее необходимые наглядные пособия и презентации, продумывать, что и как надо объяснить и показать детям, как стимулировать их активность на уроке, какие виды работы включить на различных этапах учебного процесса. Очень важно в ходе урока следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в активную работу, наблюдать за устойчивостью их внимания, вовремя предупреждать утомление младших школьников физминуткой или переходом от одного вида деятельности к другому.Ведя занятия с классом, необходимо неослабно наблюдать за работой и поведением отдельных учащихся, которые не приучены к дисциплине и порядку или отличаются неустойчивостью внимания с тем, чтобы вовремя предупредить нарушения дисциплины на уроке. Отсутствие внимания – один из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке. Действительно, на практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит того, что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо, спокойно, но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный, движения ленивые, работа выполняется нехотя.Давайте вспомним, что такое внимание. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-то предмете, явлении или деятельности. Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности. Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их переживать, вовремя переключать внимание. Задача учителя целенаправленно формировать у учащихся на уроке и во внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность, устойчивость, переключение и широта. Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в успешном обучении школьника. К сожалению, в младших классах учителем не всегда учитывается неустойчивость внимания ребенка. Серьезные причины, порождающие отсутствие внимания у некоторых школьников на уроке, кроются и в слабой организации урока.Для воспитания и поддержания дисциплинированности учащегося особенно важно организованное начало урока. Если учитель начинает урок, не обращая внимания на то, что дети еще не успокоились, не приготовили учебники, тетради, пеналы, то, как правило, с первых же минут урока нарушается нормальный порядок. Когда же это входит в систему, дети неизбежно приучаются к постоянному нарушению учебной дисциплины.Между тем, следует в первые же дни занятий в школе приучить детей входить в класс точно по звонку, вовремя готовить к уроку необходимые учебные принадлежности, а с появлением в классе учителя немедленно начинать работу. Организованное начало урока зависит также от умения учителя сразу же овладевать вниманием детей.Большое значение имеет правильная организация опроса учащихся. Если учитель, спрашивая ученика, оставляет класс вне своего внимания, не привлекает его к конкретному делу, то класс теряет деловое настроение и сейчас же начинаются нарушения дисциплины. Ученики должны знать, что они в любой момент могут быть спрошены учителем, и что им всегда следует быть наготове. С точки зрения дисциплины важна и сама методика опроса. Педагогический навык показывает, что для обеспечения устойчивого внимания всех учащихся при опрашивании следует сначала сформулировать вопрос всему классу, а затем уже спрашивать отдельных учеников.При объяснении учителем нового материала, основным источником внимания, а, следовательно, и дисциплинированности на уроке, является интерес, вызванный содержанием урока. При изложении нового материала учителю необходимо помнить, что дети 6-7 лет не в состоянии долго удерживать внимание на одном и том же материале – они быстро утомляются. В этом случае особенно важно чередование на уроке различных методов и приемов работы. Но, следует помнить, что иногда стремление учителя заставить школьников весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к тому, что ученик быстро устает и теряет внимание.В. А. Сухомлинский очень верно подмечал: «Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть глупее в таком тонком деле как воспитание человека. Нет, нельзя такой ценой добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят. Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего школьного возраста, – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать.» Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкой постановкой целей и задач урока, разумное включение в урок различных форм учебной деятельности.Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности учеников играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат. В определении психологического климата используются такие оценочные категории, как здоровый, благоприятный, хороший, деловой и, напротив, нездоровый, неблагоприятный.Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения, доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое состояние отношений в коллективе А. С. Макаренко называл «мажорным». При этом у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический страх, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, все это, конечно, необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.Так же большое значение в воспитании дисциплинированности имеет и организованное окончание урока. Правильно поступают те учителя, которые со всей настойчивостью требуют от учеников продолжения работы до тех пор, пока учитель не скажет, что урок окончен. Злоупотреблять этим мы не имеем права: за 2-3 минуты до звонка учитель обязан подвести итог урока и после звонка сразу же отпустить детей, чтобы они успели за короткую перемену подготовиться к следующему уроку, посетить туалет и набраться новых сил и терпения к началу другого урока.Следует подчеркнуть особую роль детского коллектива в укреплении сознательной дисциплины. Созданию единого сплоченного коллектива способствует разнообразная совместная деятельность воспитанников, в процессе которой воспитываются такие черты человека, как уважение ко всякому труду, готовность выполнять свои обязанности, руководствуясь чувством долга и ответственности перед коллективом. Учащихся объединяет общее стремление отлично учиться, активно участвовать в общественной работе, разумно проводит свой досуг.Учитель повседневно и систематически укрепляет и воспитывает детский коллектив, устанавливает правильные взаимоотношения в нем, используя свое влияние и влияние коллектива на отдельных учащихся. Для разъяснения требований дисциплины чрезвычайно важно опираться на конкретные факты из школьной жизни. Например, ученик изрисовал парту ручкой или фломастером. Учитель должен рассказать первокласснику, сколько людей трудились над созданием этой парты: одни заготовляли древесину, другие обрабатывали ее на лесопильном заводе, третьи делали парту на мебельной фабрике...В результате таких бесед дети будут относиться к школьному имуществу как заботливые хозяева.С первых дней учитель обязан познакомить детей с правилами поведения в школе и разъяснить на конкретных примерах, доступных их пониманию.Каждый педагог должен помнить, что нельзя ко всем детям применять одну и ту же раз и навсегда разработанную схему воздействия. В сложном деле воспитания сознательной дисциплины недопустим шаблон, и не может быть универсальных методов молниеносно превращающих упорных нарушителей школьных порядков в хороших, воспитанных детей. Приемы воздействия на каждого ученика зависят от целого ряда обстоятельств: причин и характера недисциплинированности, условий совершений того или иного проступка, индивидуальных особенностей данного ученика, степени организованности классного коллектива.Целеустремленность учителя, уверенность в возможность исправления учащегося, последовательная воспитательная работа это залог успеха. Учитель должен быть внимательным ко всем поступкам своих воспитанников, тщательно анализируя происхождение отдельных недостатков в их поведении.И, конечно же, воспитание сознательной дисциплины можно обеспечить только при условии совместной согласованной работы школы и семьи. В этом содружестве руководящая и направляющая роль принадлежит школе, учителю. Педагог должен знать условия семейного воспитания своих учащихся и добиваться единой линии в воспитательном воздействии на детей.Мы, педагоги, должны помнить, что формирование высокого уровня сознательной дисциплины и культуры поведения составляет одну из важнейших задач воспитания, что воспитанность выступает прежде всего, как качество социально необходимое, общественно ценное. Хорошие манеры, воспитанность вообще – не просто слова. Они испокон веков потому ценятся и почитаются в народе, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Не случайно еще в XV веке поэт заметил: «Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе…» Литература
  • Г. Н. Козлова «Вы – прекрасный учитель, у вас прекрасные ученики»,
  • издательство «Панорама», 2006.
  • Т. Н. Николаева, С. И. Илларионов «Этикет и мы», - М., 1993.
  • Ш. А. Амонашвили «Размышление о гуманной педагогике», - М., 1996.
  • С. А. Исаева «Физкультурные минутки в начальной школе», Айрис-пресс, - М., 2006.