"Войной украденное детство"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Войной украденное детство"
Автор: Елена Викторовна Иванова
Сценарий классного часа «Войной украденное детство»Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.Задачи:Познавательные:Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.Развивающие:Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.Развивать связную, выразительную речь.Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.Воспитательные:Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.Побудить учащихся к нравственным поступкам.Воспитывать доброжелательность, дружелюбие. Ход мероприятия:I. Организационный момент.Учитель объявляет тему классного часа (Слайд1)На доске эпиграф: «В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной» Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, Что началась война. Война началась на рассвете, Чтоб больше народу убить. Спали родители, спали их дети, Когда стали Киев бомбить.Ребята, в этом 2020 г. наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы, родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести….Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человекНаше детство убила война!Всюду были голод, разруха, Но у нас не сломила она Чувство гордости, силу духа! До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, и землянка – их кров. А мечта – до Победы дожить. Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей. Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время. Попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?Вспомним сегодня то страшное явление, которое коротко зовется -«война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Часто - в ту военную пору – это были дети – маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Мальчики, еще не герои… Еще вас не знает страна. Но близится двадцать второе… Стоит на пороге война. Какими вы юными были, Красивыми были – когда Часы еще те не пробили, Но рядом стояла беда! ... «Война и дети» Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины. Дети героической страны Были настоящими героями.. «Война и дети…» Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. «Школьные занятия в бомбоубежище.»Учились при свете коптилок, Писали меж строчек газет, И чёрного хлеба кусочек Был слаще заморских конфет Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.Учебные дисциплины через призму войныКонечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.(с) Пионерский лагерь «Красмаша» в годы войны. Источник: книга «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.»В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами . Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам. Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых. Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. Многие дети участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков, а также при проведении подпольной деятельности.Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли большую часть рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими. Дети войны. Ведь это они, 9 -15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить солдат . - Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны? (ответы детей) Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом. Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много. Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, Последние из могикан, Нам до сих пор тревога снится, И до сих пор отбой не дан. Из теплой, полной снов постели, Из комнат, где цвели цветы, В бомбоубежища и щели Мы ночью с бабушками шли. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Дети войны–И веет холодом,Дети войны–И пахнет голодом…Дети войны–И дыбом волосы–На челках детских–Седые полосы!Земля омытаСлезами детскими,Детьми советскимиИ не советскими!Какая разница,Где был под немцами:В Дахау, ЛидицеИли в Освенциме?Их кровь алеетНа плацах маками,Трава поникла–Где дети плакали!Дети войны–И боль отчаянна!И, сколько надо имМинут молчания!Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов) Памятник детям войны в Белгороде, Россия.Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия.Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.Памятник "Детям Керчи - жертвам войны 1941-1945 г. г." в Керчи, Крым, Россия.Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.Заключительная частьЕго я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она. Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной. В те дни мы войну не играли – Мы просто дышали войной. Война – это голод и холод. В годы войны дети не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней. Война – это боль и страдания. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжелые дни.Сегодня мы говорили о детях . Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. Пусть дети повсюду встречают рассвет Улыбкою ясной, спокойной. Давайте же скажем все вместе – нет! Нет, нет, нет! Нет – грабительским войнам. Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, – Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна…