"Златоустовская гравюра"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Златоустовская гравюра"
Автор: Галина Леонидовна Полешук

Конспект НОД в подготовительной группеТема: «Златоустовская гравюра»Образовательная область: «Познавательное развитие, «Художественно – эстетическое развитие»Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров г. Златоуста. Дать детям первоначальные исторические представления о развитии Златоустовской гравюры, ее особенностях, мастерах раверахВыполнить рисунок в технике «граттаж». Вос-ль: Как называется край, где мы с вами живем? (Урал) Слайд 1 «Уральские горы»Слово «Урал» с башкирского означает «каменный пояс»Уральские горыПо каменным плитамВедут за собой насВ страну малахита.В страну, где не счестьДрагоценных камней,В страну работящихИ добрых людей.                           (В. Степанов)Вос-ль: Какие города Южного Урала Вы знаете? (дети называют) Правильно, послушайте и скажите о каком городе моя загадка?Город такой на Урале есть.В нем мастеров и за год не счесть!Золотом рисуют, серебром ведут,Картины их гравюрами зовут! (о Златоусте – родине гравюры на стали) Слайд 2 «Герб города Златоуст» - рассматриваем, отметить, что на гербе изображен крылатый конь ,которого очень давно создал златоустовский мастер Иван Бушуев, прозванный в народе «Иванко -Крылатко».-Сегодня мы с вами будем говорить о Златоустовских мастерах, прославившихся на весь мир. (приглашаю детей подойти к выставке гравюр)Рассматриваем Златоустовские гравюры-Вам нравятся эти картины? (Ответы)-Это обычные картины? (Нет)-На чем они нарисованы?- Какой формы?Да, эти картины нарисованы не на бумаге. Они нарисованы на особом металле – серебристой стали. И называются они – «гравюры».  Повторите – гравюры. Давайте прохлопаем это слово «гравюры». (Дети выполняют задание) Посчитайте слоги (ответ) .Правильно, три. А уральских умельцев, т.е. художников, что рисуют на металле, называют художниками-гравёрами. Как называют художников? (гравёры) Повтори, Тимур, Миша, а теперь все вместе – гравёры. Рисуют они обыкновенной кисточкой, но особым способом: они гравируют металл. Какие три цвета использует гравёр в своей работе? Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали, желтый – это богатство Урала: горы, леса, озёра, реки. А белый придает изделиям легкость, рисунок оживает. (Рассказ сопровождается рассматриванием этих цветов в гравюрах)Что изображено на картинах? На гравюрах, которые есть у нас в группе –природа, а что еще изображают гравёры на своих работах мы узнаем с помощью QR-кодa Показ на планшете с использованием QR-кодaИзображение природы, животных, охоты, предметов быта, людей - любимая тема Златоустовских мастеров . (дети присаживаются)- Зародилось Златоустовская гравюра, как украшение оружия. Русские мастера украшали оружие не просто узорами, а создавали целые картины. - Слайд 3 «Оружие с ЗГ»Постепенно Златоустовской гравюрой стали украшать не только оружие, но и посуду, предметы быта. Позднее появились картины, которыми люди украшали свои дома. Слайд 4 «Изделия ЗГ»  — Златоустовские мастера создали необычные медали с кусочком челябинского метеорита. Эти медали вручали спортсменам, победившим на Олимпиаде в городе Сочи.     Слайд 5 «Медаль с кусочком метеорита». Златоустовские гравюры знамениты на весь мир. Златоустовскими мастера – гордость России. Они участвуют в выставках всего мира и получают награды за свои работы.  Давайте вспомним пословицу о них: «Умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит». Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, какие орудия труда использует в своей работе мастер-гравёр, поиграем в игру «Что нужно гравёру». Играем по цепочке, выходите, нужное обводите в круг, лишнее зачеркиваете. Ваш ответ должен быть полным.Молодцы, хорошо поиграли, давайте отдохнем. Физкультминутку с нами проведет Валерия.Физкультминутка «Уральский край»-Ребята, Ваша задача сегодня – побывать мастером гравёром, создать свою гравюру. На Вас одета спецодежда гравёра – фартук и нарукавники. А столе перед Вами – эскизы гравюр. Процарапывать рисунок мы будем тонкой палочкой с металлическим наконечником, немного похожим на штихель, инструмент мастера гравёра, в технике граттаж. Взгляните, палочку держим как карандаш, работаем аккуратно, не торопясь. Как только вы обведёте рисунок, нужно сделать его красивым используя разные линии.Показ на доске: Мастера в своих работах используют разные линии и  штрихи: наклонные, волнообразные, прямые, зигзагообразные, прерывистые  и т. д.  Можете приступать к работе. Звучит «Уральский хоровод» (дети делают рисунки)Рассматривание работ отмечается удачная композиция в эскизах, разнообразная штриховка и т. д.                                                                                                                 Вы сегодня были настоящими умельцами. Вот и получается, «что умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит»— Почувствовали вы себя мастерами граверами? (ответы детей)— В каком городе возникла гравюра? (ответы детей)— Как звали мастера гравюры? (ответы детей)— Спасибо за внимание!