Правила дозирования нагрузки на занятиях


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правила дозирования нагрузки на занятиях
Автор: Анохина Алина Михайловна

2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ..... 3 1.1 Пояснительная записка.................................................................................... 3 1.2 Цель и задачи программы ............................................................................... 5 Задачи программы: ...................................................................................................... 5 1.3 Содержание программы .................................................................................. 6 1.4 Планируемые результаты .............................................................................. 21 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .................................................................................................................. 24 2.1. Календарный учебный график ..................................................................... 24 2.2. Условия реализации программы .................................................................. 24 2.3. Формы аттестации / контроля ....................................................................... 25 2.4. Оценочные материалы................................................................................... 25 2.5. Методические материалы ............................................................................. 25 2.6. Список литературы ........................................................................................ 26 Приложение 3 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» имеет художественную направленность. Программа обеспечивает формирование ключевых компетенций, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека через танец. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью человека. В глубокой древности танцевальные жесты являлись своеобразным «языком общения». Уже в нескольких рисунках встречаются изображения пляшущих людей. Ни одно значительное событие в жизни наших предков не обходилось без ритуальных танцев – обрядов, будь то, сбор урожая, охота, свадьба, жертвоприношение и т.д. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», «менуэты», появились первые балеты. Социально - экономические и культурные перемены в обществе влекли за собой изменения в танцевальном искусстве. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Так же приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского народа и стремления к развитию своих творческих способностей, посредством военно-патриотического танца. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и обеспечения духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся, формирование культуры здорового образа жизни. Программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" №273 от 29.12.2012 г.; 4 - Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепцией развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительство Российской Федерации N 1726-р от 04.09.2014 г.; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 01.03.2021; - Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»; - Уставом учреждения. Актуальность программы В настоящее время со стороны родителей возрастает спрос на образовательные услуги в области хореографии и программа «Мир танца» отвечает запросам учащихся и их родителей, формирует социально-значимые знания, умения и навыки. Программа оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает учащихся к творчеству. Отличительные особенности программы Отличительная особенность программы в том, что она носит вариативный характер используемых с учащимися методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития в хореографической деятельности. Программа построена по тематическому принципу. Содержание подразумевает участие родителей (законных представителей): это их присутствие на открытых занятиях и других мероприятиях, заинтересованное отношение и поддержка своих детей в период обучения, поощрение их стараний и достижений. В процессе и по окончании реализации программы проводятся различные формы мониторинга и контроля, где педагоги и родители (законные представители) могут оценить успехи и результаты работы учащихся (открытое занятие, конкурс, выступление, концерт). Адресат программы: учащиеся 7- 14 лет Объём программы, срок освоения: Данная программа рассчитана на 4 года обучения, составляет 135 часов. 1 год обучения- 33 ч. 2 год обучения- 34 ч. 3 год обучения- 34 ч. 4 год обучения- 34 ч. Форма обучения: очная 5 Уровень освоения программы: 1 и 2 год обучения - стартовый уровень 3 год обучения - базовый уровень 4 год- продвинутый уровень Особенности организации образовательного процесса: Отличительной особенностью общеобразовательной программы «Мир танца» является учет возрастных особенностей детей; подача материала от простого к сложному; занятия проходят с использованием фото и видео сопровождения. Учащиеся могут начать обучение с 1,2,3 или 4 года обучения согласно своему возрасту. Организационные формы обучения: групповые, индивидуальные, коллективные Режим занятий, периодичность и продолжительность: занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – выявление природных задатков и развитие творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству танца. Задачи программы: 1. Личностные: - способствовать укреплению здоровья учащихся, выработка правильной, красивой осанки, гибкости, координации движений; - развивать образное мышление, фантазию, память и творческую активность; - формировать эстетический вкус, образно-логическое мышление, чувство прекрасного, любовь к танцевальному искусству, навыки здорового образа жизни. 2.Метапредметные: - формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - развивать потребность к самовыражению в движении под музыку, способность к импровизации, умение ориентироваться в пространстве; - формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 6 1.3 Содержание программы 1.3.1.Учебно-тематический план Первый год обучения (стартовый уровень) Задачи: • Обучать основам хореографии, ее пластически-образной природе, стилевому многообразию, её взаимосвязи с другими видами искусства; • познакомить с искусством хореографии и ритмикой, классическим танцем и игровым танцевальным творчеством, детским танцем, гимнастикой и элементами акробатики; • развивать у учащихся выразительность исполнения и формировать художественно- образное восприятие и мышление; • воспитывать уважение к культуре танца. № п/п Наименование раздела (темы) Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Раздел 1. Вводное занятие «Знакомимся с искусством хореографии» 4 2 2 Тестирование Входной контроль 1.1 Танцевальное искусство, как вид детского творчества. 2 1 1 Викторина 1.2 Хореографический язык 2 1 1 Анализ выполнения упражнений 2 Раздел 2. Ритмика 9 4 5 2.1 Характер музыки. Средства музыкальной выразительности. 3 1 2 Анализ творческой активности. 2.2 Музыкальные размеры 2 1 1 Творческий отчёт. Практические показы. 2.3 Музыкальная форма 2 1 1 Музыкальная викторина. Зачёт. 2.4 Динамические оттенки 2 1 1 Анализ проделанной работы. Устный опрос 3 Раздел 3. Вдохновение классического танца 21 5 16 3.1 Мастера русского 2 2 - Реферат на тему 7 балета « Мастера русского балета» 3.2 Положение корпуса в классическом танце 3 1 2 Контроль исполнения упражнения. Фронтальный опрос. 3.3 Позиции рук – 1,2,3 3 1 2 Творческие практические показы. Свободный опрос. 3.4 Позиции ног – 6,1,2,3 3 1 2 Контроль за выполнением практического исполнения позиций ног – 6,1,2. Творческий зачет. 3.5 Releve по 6 позиции 3 1 2 Анализ исполнения Releve по 6 позиции. Устный опрос. 3.6 Demi- plie 3 1 2 Контроль за выполнением упражнения Demi- plie. Творческие практические показы 3.7 Releveetdemi-plie 4 1 3 Контроль за выполнением творческого задания. Педагогическое наблюдение. Всего: 34 14 20 Учебно- тематический план Второй год обучения (стартовый уровень) Задачи: • расширить знания в области «Азбуки классического танца»; • познакомить с темой «Как танцуют в разных странах»; • способствовать закреплению изученного материала: игрового танцевального творчества, партерного экзерсиса, гимнастики и элементов акробатики; • обучать практическим умениям и навыкам в различных видах музыкально-творческой, танцевальной и исполнительской деятельности; • развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности; • воспитывать культуру общения учащихся. 8 № п/п Наименование раздела (темы) Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Раздел 1. «Приглашение на танец» вводное занятие. ТБ. Входной контроль 2 1 1 Викторина 2 Раздел 2. Азбука классического танца 10 5 5 Викторина 2.1 На балу у золушки 2 1 1 Викторина 2.2 Рortdebras№ 1 2 1 1 Творческие практические показы. Устный опрос 2.3 Позиции ног – 5,4 2 1 1 Контроль за выполнением позиций ног – 5,4. Практический показ 2.4 Grand-plie 2 1 1 Контроль за выполнением Grand-plie. Фронтальный опрос 2.5 Battementtendu 2 1 1 Контроль за выполнением Battementtendu. Свободный опрос 3 Раздел 3. Военно-патриатические танцы 15 5 10 3.1 Танец «Яблочко» 3 1 2 Анализ занятия. Творческий показ 3.2 Танец «Я русский» 3 1 2 Анализ занятия. Творческий показ. 3.3 Солдатская пляска 2 1 1 Творческий показ. 3.4 Свеча памяти 3 1 2 Творческий показ. Контроль исполнения. 9 3.5 Танцевальная композиция «Закаты алые» 4 1 3 Контроль выполнения. Работа над ошибками. Творческий показ. 4 Раздел 4. Элементы акробатики 8 4 4 4.1 Супер стойки 2 1 1 Контроль за выполнением творческого задания. Работа над ошибками 4.2 Колесо 2 1 1 Анализ выполнения упражнения «Колесо». Практический показ 4.3 Чудо- складки 2 1 1 Музыкальная викторина. Анализ творческого задания 4.4 Кувырок раз, кувырок два 2 1 1 Контроль за выполнением творческого задания. Работа над ошибками Всего: 35 15 20 Учебно- тематический план Третий год обучения (базовый уровень) Задачи: • познакомить с разнообразием танцевального искусства и «Азбукой классического танца»; • формировать представление о русском танце и историко-бытовом танце; • приобщить к основам современного танца, игровому танцевальному творчеству, гимнастике с элементами акробатики и партерному экзерсису; • развивать личность учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии; • воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. № п/п Наименование раздела (темы) Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Раздел 1.«Разнообразие танцевального искусства» 2 1 1 Викторина 10 Вводное занятие. ТБ. Входной контроль 2 Раздел 2. Азбука классического танца 10 5 5 2.1 Что такое «Экзерсис» 2 1 1 Мини сочинение на тему «Что такое «Экзерсис»» 2.2 Preparation 2 1 1 Тестирование. Творческие показы 2.3 Sur le cou-de-pied 2 1 1 Контроль исполнения. Анализ занятия. Работа над ошибками 2.4 Battement tendu 2 1 1 Анализ занятия. Работа над ошибками. Свободный опрос 2.5 Grand battement 2 1 1 Опрос. Контроль за выполнением творческого задания. Анализ исполнения. 3 Раздел 3.Русский танец 15 5 10 3.1 Танцы Древней Руси 3 1 2 Коллективное обсуждение 3.2 Хоровод 3 1 2 Творческие практические показы. Фронтальный опрос. Контроль исполнения творческого задания 3.3 Пляс, перепляс 2 1 1 Устный опрос. Творческие задания. Практический показ 3.4 Кадриль 3 1 2 Составление презентации и защита. Контроль исполнения творческого задания. Работа над ошибками 3.5 Дроби, переборы 4 1 3 Наблюдение. Творческие задания . 11 Практический показ 4 Раздел 4.Основы современного танца 8 4 4 4.1 Свобода движения 2 1 1 Коллективное обсуждение 4.2 Джазовые позиции рук 2 1 1 Творческие практические показы . Опрос. Контроль исполнения 4.3 Джазовые позиции ног 2 1 1 Анализ занятия. Работа над ошибками. Фронтальный опрос 4.4 Афро - джаз 2 1 1 Контроль за выполнением творческого задания. Анализ постановки на сцене. Работа над ошибками Всего: 35 15 20 Учебно- тематический план Четвертый год обучения (продвинутый уровень) Задачи: • обучать искусству хореографии, в ее стилевом многообразии классического танца, народно-сценического и современного танца; • развивать психофизические качества, способствующие успешной самореализации; • воспитывать волевые качества учащихся: целеустремленность, выдержка, дисциплинированность № п/п Наименование раздела (темы) Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Раздел 1.Историко-бытовой танец 10 5 5 1.1 Вальс 2 1 1 Викторина. Контроль за выполнением творческого задания. Работа над ошибками 1.2 Менуэт 2 1 1 Тестирование. Анализ творческого задания. Контроль исполнения менуэта 12 1.3 Полонез 2 1 1 Контроль за выполнением творческого задания. Тестирование. Устный опрос 1.4 Контрданс 2 1 1 Контроль за выполнением творческого задания . Педагогическое наблюдение. Анализ выполненной работы 1.5 Бранль 2 1 1 Анализ творческого задания . Практический показ. Контроль исполнения. 2 Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики 25 10 15 2.1 Пластические комбинации 6 2 4 Контроль за выполнением творческого задания. Викторина 2.2 Динамические растяжки 4 2 2 Коллективное обсуждение. Педагогическое наблюдение 2.3 Акробатические зарисовки 6 2 4 Контроль за выполнением творческого задания. Устный опрос 2.4 Дивная пластика 6 2 4 Викторина. Контроль за исполнением упражнений на развитие пластичности . Устный опрос 2.5 Гимнастические растяжки 3 2 1 Контроль за выполнением творческого задания. Зачет. Практический показ Всего 35 15 20 13 1.3.2.Содержание учебно-тематического плана Первый год обучения (стартовый уровень) Теория 14 ч, Практика 20 ч. Раздел 1. Вводное занятие «Знакомимся с искусством хореографии» (4 ч) Тема 1.1 Танцевальное искусство, как вид детского творчества. Теория: Теория: знакомство с танцевальным искусством, как одним из видов детского творчества, режимом работы, темами, основными видами деятельности, определение по группам, установление расписания. Практика: правила техники безопасности на занятиях. Игры на знакомство, коллективообразование: «Назови имя» и т.д. Форма контроля: Зачёт Тема 1.2. Хореографический язык. Теория: что такое «хореографический язык» - приветствие и прощание - «поклон». Практика: изучение техники выполнения поклона на середине. Просмотр видеоролика «Путешествие в мир танца». Форма контроля: Зачёт Раздел 2. Ритмика. (9 ч) Тема 2.1. Характер музыки. Средства музыкальной выразительности. Теория: прослушивание музыкальных композиций: П. Мориа «Осенняя сюита», С. Рахманинов «Гусары», Ц, Пуни «Танец скоморохов», П.Чайковский «Времена года». Практика: определение их характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный, озорной и т. д). Движение в харaктере, заданном музыкой. Форма контроля: Устный зачёт, тестирование Тема: 2.2. Музыкaльные размеры. Теория: прослушивание музыкальных композиций: И. Штраус «Вальс с мячом», С. Рахмaнинов «Полька с гирляндами», Л. Минкус «Лошадки», Ф. Шуберт «Вальс». Практика: определение музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4. Выделение акцентов (сильной доли) хлопками, притопами, наклонaми, взмахами. Форма контроля:Устный зачёт, проверочные задания по технике исполнения движений Тема 2.3. Музыкальнaя форма Теория: прослушивание музыкальных композиций: Н.Римский - Корсаков «Яр хмель», И. Пономар «Школьнaя кадриль», А. Лядов «Танец льдинок». Определение музыкальной формы: двухчастной, трехчастной, куплетной. 14 Практика: деление произведение на «вступление», «период», «фразу», «заключение», «предложение». Обучение одновременно начинать и заканчивать движения с началом и зaвершением музыкального произведения. Форма контроля:Зачёт, опрос Раздел 3. Вдохновение классического танца (21 ч) Тема 3.1. Мaстера русского балета Теория:знакомство с творчеством великих русских танцоров 19-20 в. Просмотр видеофильма «Мастера русского балета». Формирование интересa и уважения к русскому балету. Практика:исследовательская деятельность по теме: «Мастера русского балета» - иллюстрированный реферат, доклад о жизни и творчестве великих русских танцоров 19 века. Форма контроля:Устный зачёт Тема 3.2. Положение корпуса в классическом танце Теория: постановка корпуса - важнейший этап в занятиях классическим танцем. Правильная постановка корпуса гарантирует устойчивость, внутреннюю собранность и эстетическую восприимчивость при исполнении классических элементов. Практика: освоение постановки корпуса на середине, у станка (ноги в 1 свободной поз., руки - в подготовительной позиции.). Упражнение «Арбуз». Форма контроля: Творческий показ Тема 3.3. Позиций рук – 1,2,3, подготовительная Теория: освоение позиций рук классического танца на середине. Практика: проучивается в порядке - подготовительная, 1,3. В последнюю очередь- 2. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Арбуз», «Посчитай до восьми». Форма контроля: Концертная деятельность Тема 3.4. Позиций ног – 6,1,2,3 Теория: освоение позиций ног классического танца на середине. Практика: проучивается в порядке - 6, 1, 2. В последнюю очередь- 3. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Угадай позицию» Форма контроля: Беседа, опрос Тема 3.5. Releve по 6 позиции ног Теория: освоение упражнения классического танца Relеve на середине. Особенности выполнения упражнения. Практика: проучивается по 6 поз. ног, далее - по 1 поз. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава (подготовка к прыжку). Упражнение «Паучок», «Затяжка», «Пружинка» Форма контроля: Открытое занятие Тема 3.6. Demi- plie Теория: освоение упражнения классического танца Demi-plie у станка. Особенности выполнения упражнения. 15 Практика: проучивается по 6 поз. ног, потом по 1 поз. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава (подготовка к прыжку). Упражнение «Паучок», «Затяжка». Форма контроля: Творческий показ Тема 3.7. -plie Теория: освоение комбинации упражнений классического танца -plieу станка. Особенности выполнения упражнения. Практика: проучивается по 6 поз. ног, далее - по 1 поз. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава (подготовка к прыжку). Упражнение «Пружинка», «Паучок», «Затяжка». Форма контроля:Контрольный показ Содержание учебно-тематического плана Второй год обучения (стартовый уровень) Теория 15 ч, Практика 20 ч. Раздел 1. «Приглашение на танец» вводное занятие. ТБ. Входной контроль ( 2 ч) Раздел 2. Азбука классического танца (10 ч) Тема 2.1. На балу у Золушки. Теория:зарождение первых балетов. Итальянская танцевальная культура 16 в."Комедийный балет королевы" Бальтазарини, Жан Жорж Новер, Мария Тальони. Практика: просмотр слайдов по теме «Первые балеты». Формирование интереса и уважения к мировому балету. Исследовательская деятельность по теме: «Воздушный танец Марии Тальони» - иллюстрированный реферат, доклад о жизни и творчестве балерины 16 века Марии Тальони. Форма контроля: Опрос Тема 2.2. Рortdebras№ 1. Теория: освоение позиций рук классического танца на середине. Освоение упражнения «Рortdebras№ 1». Практика: манера исполнения. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Арбуз», «Посчитай до восьми». Форма контроля: Творческий показ Тема 2.3. Позиций ног – 5.4. Теория: освоение позиций ног классического танца на середине. Практика: 5 позиция ног проучивается после подготовительных упражнений на развитие выворотности: упражнение «Замок». Самой последней проучивается 4 поз. ног. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Посчитай до восьми». Форма контроля: Творческий показ Тема 2.4.Grand-plie. Теория: освоение упражнения классического танца «Grand-plie» (большое приседание) у станка. Особенности выполнения упражнения. 16 Практика: проучивается по 1 поз. ног. Далее – по 2 поз. ног. Особенности исполнения по 1 и по 2 поз. ног. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава (подготовка к прыжку). Упражнение «Пружинка», «Паучок», «Затяжка». Форма контроля:Зачёт Тема 2.5.Battementtendu. Теория: освоение упражнения классического танца «Battementtendu» (отведение и приведение ноги) из 1 поз.ног.у станка в сторону. Далее проучивается упражнение вперед и назад. Особенности выполнения упражнения. Практика: воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать выработке силы ног, натянутости стопы. Упражнения «Утюжок», «Пятка высоко», «Затяжка». Форма контроля: Педагогическое наблюдение Раздел 3. Военно-патриотические танцы (15 ч) Тема 3.1. Танец «Яблочко». Теория: зарождение первых танцев. Танцевальная культура разных стран и народов. Практика: просмотр фильма «Яблочко». Познакомить детей с песнями на военную тематику. Формирование интереса и уважения к культуре. Форма контроля: Опрос Тема 3.2.Танец «Я Русский». Теория: патриотическое воспитание. Особенности и манера исполнения танца. Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Гопак». Форма контроля: Опрос, тестирование, показ Тема 3.3. Солдатский перепляс. Теория: знакомство с видами перепляса, с его особенностями и манерой исполнения. Практика: разучивание прыжков, хлопушек, дробей, вращений. Форма контроля:Творческий показ Тема 3.4. Танцевальная композиция «Свеча памяти». Теория: просмотр фильма военного «Свеча памяти» . Особенности и манера исполнения. Практика: разучивание танца. Форма контроля: Беседа Тема 3.5. Танцевальная композиция «Закаты алые». Теория: просмотр короткометражного фильма «А зори здесь тихие….». Практика: разучивание танца. Форма контроля:Открытое занятие 17 Раздел 4. Элементы акробатики (8 ч) Тема 4.1. Супер Стойки. Теория: техника безопасности при выполнении элементов акробатики. Освоение навыков внутренней собранности, формирование волевых навыков, спортивного характера. Практика: упражнения: стойка на лопатках (с согнутыми и прямыми ногами) - «Березка», «Складка из березки» с прямыми ногами, в «разножке», Форма контроля: Наблюдение Тема 4.2. Колесо. Теория: техника безопасности при выполнении элементов акробатики. Освоение навыков внутренней собранности, формирование волевых навыков, спортивного характера. Практика: упражнение «Колесо» (на месте, в продвижении). Комбинации «Колесо» вперед-назад. Форма контроля: Наблюдение Тема 4.3. Чудо – складки. Теория: элементы акробатики, как способ украшения и обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности при выполнении элементов акробатики. Освоение навыков внутренней собранности, формирование волевых навыков, спортивного характера. Практика: упражнения: складки «Книжка» из положения сидя, стоя, лежа, складки в шпагате «Веревочка», складки в «Разножке». Форма контроля: Наблюдение Тема 4.4. Кувырок раз, кувырок два. Теория: элементы акробатики, как способ украшения и обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности при выполнении элементов акробатики. Освоение навыков группировки, внутренней собранности. Формирование волевых навыков, спортивного характера. Практика: упражнения «Кувырок» (вперед), «Кувырок» (назад), комбинации кувырков (вперед- назад). Выход в «Кувырок» из «Березки» через «Складку». Форма контроля:Творческий показ, открытое занятие. Содержание учебно-тематического плана Третий год обучения (базовый уровень) Теория 15 ч, Практика 20 ч. Раздел 1. «Разнообразие танцевального искусства» вводное занятие (2ч.) Теория: стили и направления хореографического искусства: модерн, джаз-танец, виды русского фольклора. Практика: просмотр видео «Танцевальные стили и направления» и слайдов по теме «Стили». Раздел 2. 18 Азбука классического танца (10ч.) Тема 2.1. Что такое «Экзерсис». Теория:понятие «классический экзерсис» - у станка, на середине.Практика:упражнения, входящие в классический экзерсис. Манера исполнения классического танца. Чистота и строгость линий. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Форма контроля: Наблюдение Тема 2.2. Preparation. Теория:понятие «Preparation» - «приготовиться», «подготовка». Выполняется в начале и в конце упражнений классического экзерсиса.Практика:освоение техники выполнения Preparation. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Посчитай до восьми». Форма контроля:Наблюдение Тема2.3. Surlecou-de-pied. Теория: освоение упражнения классического танца«Surlecou-de-pied» (положение ноги). Бывает «условное» или «учебное», Surlecou-de-pied «спереди», «сзади». Проучивается из 1 поз.ног. с отведения на вattement у станка. Особенности выполнения упражнения. Практика:воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать формированию стопы «птички», выворотности. Упражнения «Возьми конфету с пола», «Пятка высоко». Форма контроля:Творческий показ Тема 2.4. Теория:освоение упражнения классического танца «BattementtenduJete» (бросок). Проучивается из 1 поз.ног.у станка в сторону, далее вперед, назад. Особенности выполнения упражнения. Практика:воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать выработке силы ног, нотянутости стопы. Упражнения «Утюжок», «Пятка высоко», «Затяжка», «Бросок на 30*» Форма контроля:Наблюдение, беседа Тема 2.5. Теория:освоение упражнения классического танца «Grand battement Jete» (большой бросок, мах) из 1 поз.ног.у станка, лицом к станку. Особенности выполнения упражнения. Практика:воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать выработке силы ног, натянутости стопы. Упражнения «Утюжок», «Затяжка». «Бросок на 90 *». Форма контроля:Творческий показ Раздел 3. Русский танец (15ч.) Тема 3.1 Танцы Древней Руси. Теория: зарождение первых танцев на Руси. Танцевальная культура Древней Руси. 19 Практика:видео фильм «Русский танец». Разновидности русского танца. Формирование интереса и уважения к русской культуре и народному творчеству. Форма контроля:Наблюдение Тема 3.2 Хоровод. Теория:русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и народному творчеству. Практика:освоение хороводных рисунков: «круг», «двойной круг», «звездочка», «карусель». Разновидности хороводов. Хоровод «Летел кулик». Основной ход «Лебедушка». Форма контроля:Опрос Тема 3.3 Пляс, перепляс. Теория:русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и народному творчеству. Практика:освоение рисунков плясовых переплясов: «шторки», «коробка», «шеренги», «клин». Разновидности плясовых, переплясов. Манера исполнения. Пляска «Веселуха». Основной ход: «задорный», «парный». Основные элементы плясок: «дроби», «каблучные», «парные». Перепляс «Девчата». Форма контроля:Творческий показ Тема 3.4 Кадриль. Теория:русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и народному творчеству. Практика: освоение рисунков кадрили: «квадрат», «звездочка», «шеренги». Кадриль «Городская». Основной ход: «с удара», элементы кадрили «парные» и фигуры кадрили. Форма контроля:Творческий показ, беседа Тема 3.5 Дроби, переборы. Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и народному творчеству. Практика: освоение дробных упражнений. Разновидности дробей, переборов. Похлопывание, потом протаптывание ритма. Упражнения «Ключ», «Притоп», «Трилистник», «Синкопированная дробь». Танцевальный этюд «Топотушки». Форма контроля:Открытое занятие Содержание учебно-тематического плана Четвертый год обучения (продвинутый уровень) Теория 15 ч, Практика 20 ч. Раздел 1. Историко-бытовой танец (10 ч) Тема 1.1 Вальс. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Австрийский танец «Вальс» 20 Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Вальс». Исследовательская деятельностьпо теме: «Вальс, вальс, вальс…» - иллюстрированный реферат, доклад о происхождении и распространении танца «Вальс». Форма контроля: Беседа, наблюдение Тема 1.2 Менуэт. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Французский танец «Менуэт». Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Менуэт». Форма контроля: Наблюдение, показ Тема 1.3 Полонез. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Польский танец «Полонез». Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Полонез». Форма контроля: Творческий показ Тема 1.4 Контрданс. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Английский танец «Контрданс». Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Контрданс». Исследовательская деятельность по теме: «Танец английских рыцарей» - иллюстрированный реферат, доклад о происхождении и распространении танца «Контрданс». Форма контроля: Беседа, показ Тема 1.5 Бранль. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Французский танец «Бранль». Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Бранль». Форма контроля: Наблюдение Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики (25 ч) Тема 2.1 Пластические комбинации. Теория: техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Формирование волевых навыков. Практика: тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах. Упражнения на напряжение и расслабления мышц спины, растяжки позвоночника. Комбинации упражнений «Кольцо», «Лягушка», «Корзинка», «Лодочка», «Дельфин», «Мост» из положения стоя и подъем из «Моста». Этюд «Юные гимнасты». Форма контроля: Опрос Тема 2.2 Динамические растяжки. Теория: совершенствование навыков растягивания мышц бедра. Формирование волевых навыков. 21 Практика: упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой. Упражнения: «Веревочка», «Шпагат», «Оттяжка» в положении стоя, «Складка в шпагате», «Разножка», «Разножка» из положения лежа, сидя. «Бабочка», «Складка» в «Бабочке». Форма контроля: Творческий показ Тема 2.3 Акробатические зарисовки. Теория: элементы акробатики, как способ украшения и обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности при выполнении элементов акробатики. Практика: освоение навыков группировки, внутренней собранности. Формирование волевых навыков, спортивного характера. Комбинации упражнений «Кувырок» (вперед), «Кувырок» (назад), «Березка», «Складка», «Рондад», «Разножка в повороте», «Веревочка», «Шпагаты». Этюд «Акробатический». Форма контроля: Беседа, показ Тема 2.4 Дивная пластика. Теория: техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Формирование волевых навыков. Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах. Практика: упражнения для улучшения подвижности позвоночника. Упражнения, включающие максимальное сгибание туловища: «Кольцо», «Дельфин», «Мост» из положения лежа. Форма контроля: Показ Тема 2.5 Гимнастические растяжки. Теория: освоение навыков растягивания мышц бедра. Формирование волевых навыков. Практика: упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мыш ц бедра. Высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой. Упражнения: «Веревочка», «Шпагат», «Оттяжка» из положения сидя, «Складка в шпагате» «Складка из «веревочки». Подготовительные упражнения «Бабочка» на спине, на животе, в складке. Форма контроля: Открытое занятие 1.4 Планируемые результаты По окончанию 1года обучения учащиеся будут знать: - темп, ритм музыки; - характер музыки, музыкальные фразы; -хореографические названия изученных элементов; -термины классического танца Будут уметь: -точно воспроизводить, правильно выполнять передаваемый материал; -давать характеристику хореографическому образу; -формировать интерес к хореографическому искусству и его теоретическим основам. 22 В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как: - привитие установки на здоровый образ жизни; - знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов. В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы метапредметные компетенции как: - способен оценивать и анализировать результат творческой деятельности: собственной и сверстников. Планируемые результаты По окончанию 2 года обучения учащиеся будут знать: - основные термины художественной гимнастики; -элементы джаз танца и современных танцевальных стилей; -хореографические названия изученных элементов современного танца; -термины классического танца. Будут уметь: - координировать движения; - держать позицию корпуса, рук и ног; -ориентироваться в сценическом пространстве. В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как: - применять полученные знания в собственной творческой деятельности; - проявлять интерес к танцевальному искусству и здоровому образу жизни; - способность договариваться и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: - ребенок следует социальным нормам поведения; - соблюдает правила безопасного поведения; - способен оценивать и анализировать результат творческой деятельности: собственной и сверстников. Планируемые результаты По окончанию 3 года обучения учащиеся будут знать: - основные термины современного танца; - правила построения композиции хореографического номера; - основные движения у станка современного танца; -маленькие и большие позы классического танца. Будут уметь: - правильно ориентироваться на танцевальной площадке; -работать с музыкальным материалом; - выражать эмоционально - зримые образы музыки посредством пластических этюдов, композиций. 23 В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как: -воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, активной жизненной позиции; - развитие эстетической, нравственной культуры поведения учащихся через приобщение к хореографическому творчеству. В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; - работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Планируемые результаты По окончанию 4 года обучения учащиеся будут знать: - о разнообразии танцевального искусства и «Азбуке классического танца»; - о русском и историко-бытовом танце; - основные элементы классического танца, современного, русского, детского и историко-бытового танца; Будут уметь: - организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); - выполнять основные элементы классического танца, современного, русского, детского и историко-бытового танца; - использовать навыки актерского мастерства; - выполнять музыкальные танцевальные и творческие задания; - перестраиваться по заданию педагога в заданные рисунки. В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как: - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей. В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: -умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; - оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; 24 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график 1. Начало учебного года - 01.09 2. Окончание учебного года: - для обучающихся 1 – 11 классов - 26 мая 3. Продолжительность учебного года, четвертей: для обучающихся 1 классов – 33 недели; для обучающихся 2-4, 5-9, 10-11 классов – 34 недели. 4. Сроки и продолжительность каникул в течение учебного года: Каникулы Дата Продолжительность в календарных днях Начало каникул Окончание каникул осенние 28.10. 05.11. 9 зимние 30.12. 08.01. 10 зимние (дополнительные 1 класс) 10.02. 18.02. 9 весенние 25.03. 02.04. 9 летние 27.05. 31.08. 97 2.2. Условия реализации программы 1.Материально- техническое обеспечение: - класс хореографии (общей площадью 80 кв.м., оснащенный зеркалами); -компьютер, музыкальный центр, мультимедийное оборудование для изучения теоретического материала; -сценические костюмы; -игровой, танцевальный реквизит. 2.Информационное обеспечение: Сайт «Все для хореографов» ().Сайт содержит обширные подборки упражнений в разделе «Фонотека», методических материалов, записей вебинаров и семинаров для хореографов. 3.Кадровое обеспечение: Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мир танца» реализует педагог с высшим специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области хореографии 25 2.3. Формы аттестации / контроля 1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - аналитический материал, фото, видеозапись, грамоты, готовая работа- проект; - материалы исследовательской работы обучающегося, диплом, журнал посещаемости; - индивидуальный образовательный маршрут; - материалы анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио обучающегося, 2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Отчётный концерт – ежегодно 1 раз в год ( апрель ) , открытое занятие, конкурсы ( при наличии образовательной среды) 2.4. Оценочные материалы Методы оценивания Наблюдение, игра, беседа, хореографические представления, концерты, фестивали, конкурсы. Оценивание результатов освоения программы происходит с помощью специально подобранных модифицированных методик . Приемы обучения. -синхронное и зеркальное восприятие, -перевод из одного пространства в другое, -показы (открытый урок). 2.5. Методические материалы Методы обучения: - словесный метод; - наглядный метод; - метод игра; - метод проектирования; - метод практической работы; Форма организации занятия: - индивидуальная; - групповая; - фронтальная; Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности: Педагогические технологии: - личностно - ориентированная технология; - игровая технология; - технология сотрудничества; - здоровьесберегающая технология. 26 Личностно - ориентированная технология - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе обучения. Построение педагогической деятельности с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью; - создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию; - позволяет учащимся через овладение искусством хореографии, индивидуальную и коллективную деятельность творчески развиваться, познавая и раскрывая свое Я в танце. Алгоритм учебного занятия: Вводная часть: - приветствие, - разминка. Основная часть: - разучивание танцевальных композиций, - игры. Заключительная часть: - рефлексия, - игровые упражнения, - прощание. Структура занятия состоит из трех частей: 1 часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, маршировка, разминка (комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе). 2 часть включает задания с большой двигательной активностью. Делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций). 3 часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания, прощание. Дидактические материалы: Музыкальное сопровождение – магнитофон, диски и аудиокассеты, тетрадь для записей, памятки, инструкции и др. 2.6. Список литературы Литература для педагога 1. Барышникова, Т.А., Азбука хореографии [Текст]: учеб.- метод. пособие / Т.А. Барышникова.– СПб: ВЛАДОС, 2013. – 128с. 2. Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Т.К.Васильева. – СПб: Диамант, 2016– 180с. 27 3. Васильева, Е. Танец [Текст]: книга для учителей / Е. Васильева – М.: Искусство, 2016. – 210с. 4. Козлов, В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Козлов В.В. – М.: ВЛАДОС 2014.- 64 с 5. Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Т. Ф Корнеева .- М: ВЛАДОС 2015.– 136с. 6. Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе. [Текст]: учеб.- метод. пособие / М.В. Левин – М: Терра. Спорт., 2017.-120с. 7. Михайлова М. А.,Танцы, игры, упражнения для красивого движения. [Текст]: учеб.- метод. пособие / М.А. Михайлова, Н. В. Воронина - М: Ярославль, 2017.– 340с. 8. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. [Текст]: книга для учителей / Е. Г. Попова – М: Искусство, 2017. – 240с. 9. Пуртова, Т.В., Учите детей танцевать [Текст]: учеб.- метод. пособие / Т.В. Пуртова; - М.: ВЛАДОС, 2013. – 234 с. 10. Смирнова М.В. Классический танец [Текст]: книга для учителей / М.В. Смирнова. – - М.: Просвещение, 2016. – 230с. Литература для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся) 1. Барышникова, Т.А, Азбука хореографии [Текст]: учеб.- метод. пособие /Т.А. Барышникова.– СПб: ВЛАДОС, 2013. – 128с. 2. Бурмистрова, И., Школа танца для юных. [Текст]: учеб.- метод. пособие / И. Бурмистрова , К.Силаева.– М.: Искусство, 2016.- 210с. 3. Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб.- метод. пособие /Т.К.Васильева. – СПб.: Диамант, 2016– 180с. 4. Миллер, Э., Упражнения на растяжку. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Э. Миллер , К. Блэкмэн – М.: , 2016.– 100с. 5. Михайлова М. А.,. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. [Текст]: учеб.- метод. пособие / М.А. Михайлова, Н. В. Воронина - М: Ярославль, 2017.– 340с. Наглядные материалы: Демонстрация иллюстраций ( наглядные пособия, видеоматериал) Интернет- ресурсы: www.horeograf.com, , Великие танцоры, хореографы и балетмейстеры , uot _ot_ritmiki_k_tancu_quot/- о методике партерного экзерсиса-«Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу». 28 Приложение 1 Диагностика хореографических способностей детей 7-14 лет Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумать собственные движения. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста. Творческая одарённость проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлечённости учащего самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения. Низкий: не может выполнять образные движения («идет медведь», «крадется кошка» и т.д.). Необходима помощь педагога в выполнении образного движения. Средний: импровизирует под знакомую музыку, передавая игровые образы, Высокий: свободно импровизирует под музыку, передавая различные образы. Придумывает собственные движения. Развитие пластичности и гибкости – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника. Низкий: не развита или слабо развита гибкость. Отсутствует пластичность в движении. Средний: имеет пассивную гибкость. Необходима помощь педагога в выполнении упражнений. Движения выполняются недостаточно пластично. Высокий: Чётко выполняет общеразвивающие упражнения, имеет хорошую подвижность суставов и активную гибкость. Движения выполняются пластично. Развитие ритмического восприятия – умение выполнять упражнения под музыкальное сопровождение в движении. Осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности, ритма) и движения. Совершенствование движений с учетом динамических оттенков музыки. Низкий: не может воспроизвести ритмический рисунок; допускает много ошибок или не справляется с заданием. Средний: двигается ритмично с небольшими ошибками. Высокий: двигается ритмично в соответствие форме музыки и силе звучания (громко, тихо). Выразительное исполнение танцевальных движений – способность передать различные эмоциональные состояния посредством мимики и жестов. Образное перевоплощение через своеобразную манеру эмоционально-пластической выразительности. Низкий: движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. 29 Средний: движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений. Высокий: движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений. № п/п Фамилия, имя ребенка Творческие проявления Развитие пластичности и гибкости Развитие ритмического восприятия Выразительное исполнение танцевальных движений Итоговый показатель (среднее значение) Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В 1. 2. 3. … Итоговый показатель по группе (среднее значение) Оценка развития хореографических способностей учащихся: 1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания; 2 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; 3 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.