Тема: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента»
Автор: Сперидонова Софья Владимировна

Статья. Тема: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента»АВТОР: воспитатель СШ № 23 им П.А. Акинфиева г. Димитровграда Сперидонова С.В.Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов.Проблемами регионального характера в настоящий период занимаются Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова. В разных источниках понятия «регион» и «региональный» рассматриваются по - разному.В толковом словаре «Регион – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический»Понятие «региональный» в литературе трактуется по разному.В Словаре есть такое определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)».Использование регионального компонента в образовательной деятельности с дошкольниками, в соответствии с ФГОС ДО направлено на изучение природы родного края, традиций, развитие толерантности, социальную адаптацию.Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы в работе с дошкольниками, я установила, что в современных психолого – педагогических исследованиях эта проблема широко освещена, но программ и учебно – методических пособий очень мало.В учебно – методических пособиях «Познаю мир», Т. И. Гризик прослеживается системная работа с детьми по познавательному развитию, программа «Юный эколог», С.Н. Николаевой ориентирована на развитие экологической культуры детей. В учебно – методическом пособии «Мы живем в России» Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е., отражено гражданско - патриотическое воспитание дошкольников подготовительной к школе группы, программа Оверчук «Мой родной дом», направлена на воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту.Региональный компонент – непременная составная часть и программы по развитию речи. Приведу примеры использования регионального компонента на примере моей работы по разделу «Речевое развитие».Естественно, что природное окружение диктует появление в любых занятиях ДОУ определенной специфики. Рассмотрим более пристально ее преломление в тематике режимных моментов. Мы видим во ФГОС, что «Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент в форме:– бесед;– рассматривания иллюстраций, картин;мультимедийных презентаций; – подвижных и дидактических игр народов Поволжья. Представлен следующими темами:– знакомство с природой Поволжья;– знакомство с животными, растениями Поволжья».Именно на эти методы и приемы и делается акцент при реализации регионального компонента, кроме этого используем: сочетание практической и игровой деятельности;– решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Нами предусмотрено проведение:– практической деятельности в тесной взаимосвязи по всем разделам (ИЗО, конструирование, лепка, режимные моменты);– наблюдений (во время прогулок и в свободное от занятий время). Нашу группу посещают дети из двуязычных семей. В таких семьях родители плохо владеют русским языком, и дома общаются, в основном, на других языках. В план внесены занятия следующей тематики: «Рассказ о животных Поволжья», «Народы Поволжья», «Мой любимый город», «Достопримечательности Димитровград», беседы о климате нашего района, народах, проживающих в Поволжье, рассматривание костюмов русских, татар, чуваш, мордвы, заучивание загадок, считалок, пословиц разных народов Поволжья.В группе создан уголок «Дружбы народов», мини-музей «Народы Поволжья», имеются куклы в народных костюмах.Воспитание ребенка в среде национальной культуры позволяет приобщить его к красоте, добру и пониманию через осознание уникальности и самобытности коренных народов. Но главной целью наличия регионального компонента в программах является не просто приобщение детей к материальной и духовной культуре народа, среди которого они живут, к его традициям и обычаям, а воспитание любви и уважения ко всему краю и к своему родному дому.