"Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"
Автор: Левкович И.А.
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства»«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. МихалковРодина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействие со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилении усвоения предложенного материала.Организуя работу по данной теме, конечно, необходимо провести анализ деятельности детей по музыкальному воспитанию. Результаты таковы (по старшему дошкольному возрасту):Часть детей активна только в некоторых видах (театральное искусство, пение) музыкальной деятельности (75 %).Некоторые дети плохо ориентируются в пространстве, перестроении, не реагируют на музыку патриотического характера (9,9 %).Есть дети, которые застенчивы, малоактивны на концертах, вечерах досугах, развлечениях (16,1 %).Наметила задачи:Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.Система работы заключается в организации интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Необходимо использовать в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка должна постоянно звучать при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.Работая по данной теме, в ДОУ можно организовать музей русского быта, где педагоги, совместно с родителями воссоздадут маленький кусочек старины – ведь родная культура, как мать и отец, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. Здесь можно оформить каталог аудио- и СD- записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование на народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «Карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) можно заканчивать тематическим праздником или развлечением. В нашем детском саду проводятся такие праздники, как “Праздник Осени”, «Проводы Зимы», «Весенние забавы». Этих праздников ждут с нетерпением не только дети, но и все педагоги.Традиционными стали «встречи» детей с музыкой русских композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других не только на музыкальных занятиях, но и вне их.В нашем детском саду проводится работа по ознакомлению детей с родным краем с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город; а так же природное окружение: экологические центры на территории детского сада, экологические центры в группах и т.д. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности и неразрывно она связана с музыкой. Работа может быть организованна посредством мультимедийного оборудования. На экране «мелькают» улицы родного города, памятные места, пейзажи родной природы под музыку современных и классических композиторов. Тематика таких бесед с презентацией разнообразна «Мой любимый городок», «Край марийский», «Труд земледельцев и животноводов», «Улица нашего города» и другие. Постепенно круг знаний расширяется: знакомим с промышленностью, с историей и культурным наследием городов Волжск, Звенигово, Козьмодемьянск, Йошкар-Ола, Москва и их достопримечательностями, героическими страницами истории.Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь увиденным кадрам.Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение пожарной части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательство сопровождается музыкой.Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить сове отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках «Весенние посиделки», «Осенины на Руси», различных марийских и русских народных сказок дети очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра мы пробуждаем у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.В настоящее время всё шире и активнее применяют педагоги компьютерные технологии, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает интеллектуальную деятельность. В своей работе активно применяю на занятиях новое музыкальное оборудование – синтезатор, использую разнообразные технические средства – музыкальный центр, DVD-проигрыватель, мультимедийное оборудование. Дети знакомятся со слайд-презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами «Времена года», «Московский Кремль», «Марийский край», «День Победы», «Животные мира» и другие, которые в сочетании с музыкальным сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает эмоционально-положительный отклик в их душах.Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ: «День Республики Марий Эл», «Край марийский», «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», «Мы живём в России».Для родителей подготовила на темы: «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста». Оформила консультативно-методический материал по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников».В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.Литература:Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» изд. «Учитель», 2007г.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д.Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.Подшибякина С.Ю. «Хоровод круглый год» изд. «Учитель», 2007г.