Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Автор: Анна Сергеевна Шейкина

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
До недавнего времени такой термин, какдети с ОВЗне употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в ДОУ должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу Федерального закона РФОб образовании в Российской Федерацииот 29.12.2012 г. №273-ФЗ
В Конституции РФ и Федеральном законе РФОб образовании в Российской Федерацииот 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также созданиеусловийдля достижения нового современного качества образования.
Инклюзия на этапедошкольногообразования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ОВЗ, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другимидетьми.
Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальныхусловийобучения и воспитания.
Группадошкольниковс ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получениедетьмис ограниченными возможностями здоровья идетьми-инвалидамиобразования является одним из основных и неотъемлемыхусловийих успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Сегодня многие страны и Россия в том числе, признают интегрированное образование наиболее перспективнойорганизационной формой.
МДОАУДетский сад № 53г. Орска,организуяинтегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ,решают следующие социально значимые задачи:
1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;
2) обеспечение родителей(опекунов)консультативной поддержкой;
3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всемидетьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться сдетьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем субъектам, которые будут взаимодействовать с ребенком с ОВЗ. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ вдошкольномобразовательном учрежденииработникамнеобходимо знать следующие положения коррекционнойработы:
• включать вработу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
• при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другимидетьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
• создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
• корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогическойработе.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ вусловияхспециальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если вдошкольноеобразовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия,как:беседа с родителями;изучение медицинской карты ребенка;обследование физического развития;обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога вдошкольномучреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МДОАУДетский сад № 53г. Орска (педагога-психолога, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) вработес ребенкомс особыми образовательными потребностямиможет быть построена следующим образом.
Педагог-психолог:
•организуетвзаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическуюработу с детьми;
•организуетспециальную коррекционнуюработу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативнуюработу с родителями.
Логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия(формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогическихработникови родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающейработы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способностидошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности(рисование, лепка, конструирование)по подгруппам и индивидуально.Организуетсовместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•организует индивидуальную работу с детьмипо заданиям и с учетом рекомендаций специалистов(педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для оптимального осуществления интеграции на этапедошкольногодетства необходимо соблюдать специальныеусловиявоспитания и обучения детей с ОВЗ,организовыватьбез барьерную среду их жизнедеятельности.
В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Особое внимание приработе с детьмис ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития,как:
- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
- познавательные качества(развивает навыки самостоятельного изучения мира);
- социально-коммуникативные навыки(облегчает социализацию);
- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методыработыс разными материалами).
Роль воспитателя – выстроить корректнуюработу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.
Одним изусловийповышения эффективности развивающей педагогическойработыявляется создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системыусловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкаяработоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьированиеорганизационныхформ образовательнойработы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояниедошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Дляорганизациии проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планированииработыважно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо такжеорганизовать активную работус родителями детей с ОВЗ. Вдошкольном возрастесемья является основой развития каждого ребенка. Согласно ст. 44 Федерального закона РФОб образовании в Российской Федерацииот 29.12.2012 г. №273-ФЗ, родители(законные представители)несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Поэтому особе значение приобретает взаимодействие педагогов ДОО с семьями воспитанников.
Согласно современному законодательству, родители являются не только заказчиками образовательных услуг, но и полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Так, ЗаконОб образовании в РФпредусматривает необходимость психолого-педагогического консультирования родителей детей, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст. 42.2, и закрепляет право семьи ребенка знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями(ст. 44.3).
В основных принципах ФГОС ДО(п. 1.4)отмечена необходимостьсотрудничестваОрганизации с семьей, а в п. 1.3.9 – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Появление значительного количества детей с ОВЗ и со спецификой психосоциального статуса вызывает необходимостьвыработкивсеми субъектами воспитательно-образовательного процесса – педагогами, родителями идетьми– новых способов межличностного взаимодействия.
Как отмечают Т. Н. Винтаева и др., успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно-образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции современного образования…невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели.
Итак, в МДОАУДетский сад № 53г. Орска создана система профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ и повышения качества воспитательно-образовательного процесса вработе с такими детьми.
Из практикиработынашего ДОУ рекомендуем реализовать следующий алгоритм взаимодействия педагогов с семьей ребенка с ОВЗ:
- 1-й этап. Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОО по обеспечению прав ребенка с ОВЗ;
- 2-й этап. Составление списка документов и договоров с родителями по проведению с ребенком с ОВЗ специфической воспитательно-образовательнойработы.
- 3-й этап. Определение запросов и позитивных ресурсов семьи, выявление зон ответственности каждого родителя, степени заинтересованности семьи в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- 4-й этап. Изучение психофизических особенностей ребенка и определение зоны ближайшего развития для создания адаптированной образовательной программы.
- 5-й этап. Составление планаработыс воспитанниками с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации данного контингента детей.
- 6-й этап. Мониторинг взаимодействия педагогов с семьей ребенка с ОВЗ.Определить: цели и задачи мониторинга; сроки; критерии; диагностический инструментарий; субъектов мониторинга; способыобработки результатов, информации о полученных данных.
- 7-й этап. Согласование результатовработыс семьей ребенка с ОВЗ, получение обратной связи. Определение уровня понимания родителями проблем, успехов и достижений их ребенка, а также формы, методы, виды оценки результатов.
Таким образом, структурирование педагогической деятельности в виде алгоритма профессионального взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ позволит значительно оптимизироватьработупедагогического коллектива, повысит качество воспитательно-образовательного процесса вработес воспитанниками с ОВЗ и создастусловиядля оптимального социального партнерства с семьей каждого ребенка.
Также в направленииработыс семьей ребенка с ОВЗ методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленными на решение одной проблемы – объединитьработусемьи и педагогов в единое целое.
Таким образом, только при совместной и непрерывнойработепедагогов и семьи получается положительный результат.
Вработеиспользовали такие формы:
• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющейособогоребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают заработой специалистов.
• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
• Проведение совместных праздников, где родители могутвидетьдостижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Итак, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желаниеработать с детьмис особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей какусловиеразвития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. - № 4(9)
2 Головей Л. А., Василенко В. Е., Савенышева С. С. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. - №2.
3 Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельностидошкольной образовательной организации // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. - №6(25)
4 Петрова Е. А., Козьяков Р. В., Поташова И. И. Современные технологииработы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего школьноговозраста. 2016. - №5.