"Формирование первоначальных навыков экологической культуры в процессе экспериментально-исследовательской деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование первоначальных навыков экологической культуры в процессе экспериментально-исследовательской деятельности"
Автор: Наталья Баировна Фабер

Консультация для родителей«Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности» «В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».Н.Н. Поддьяков Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Надежда Александровна Короткова указывает: «Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
  • формирование у детей диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;
  • развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
  • Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
  • Развивается речь.
  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности.
  • Формируются трудовые навыки, и укрепляется здоровье, за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
  • Что такое эксперимент?Экспериме́нт (от  experimentum — проба, опыт), также опыт, в   – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Структура эксперимента:
  • Осознание того, что хочешь узнать
  • Формулирование задач исследования
  • Продумывание методики эксперимента
  • Выслушивание инструкций
  • Прогнозирование результатов
  • Выполнение работы
  • Соблюдение правил безопасности
  • Наблюдение результатов
  • Фиксирование результатов
  • Анализ полученных данных
  • Словесный отчёт об увиденном
  • Формулирование выводов
  • Место экспериментирования в течение дня:В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.I. Случайные эксперименты.Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.II. Плановые экспериментыВоспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает при`мы и методы руководства экспериментом.III. Эксперименты как ответ на детские вопросыВыслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребёнку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель её планирует.С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей между различными объектами, факторами живой и неживой природы. А эти знания особенно эффективно формируются именно в исследовательской деятельности.С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки; и др.В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.Выступая, как партнёр, воспитатель выясняет с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняет.Затем вместе проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернём стакан бумагой, но её нет, тогда подкрасим воду красками.Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, чтобы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.Затем совместно делаем выводы:- Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет.- Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, ткани), о применении их человеком в своей деятельности.