АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ))» АООП НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Вариант 7.2)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ))» АООП НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Вариант 7.2)
Автор: Карпова Елена Александровна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ))»АООП НОООБУЧАЮЩИХСЯС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(Вариант 7.2)4 класс(срок реализации -1 год, 17ч) Пояснительная записка1.Данная адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся с ЗПР 4 класс разработана в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 (далее  – ФГОС НОО ОВЗ) ;- Адаптированной основной образовательной программойначального общего образования МБОУ «Школа №4» (далее - АООП НОО МБОУ «Школа №4»);- Программой воспитания МБОУ «Школа №4»; - УМК по литературному чтению издательства «Просвещение»- 2019 под редакцией Л.Ф.Климановой.Г.Горецкого, М,В.Головановой,;;;- с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР);- с возможностью реализации АРП в дистанционном формате обученияРабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном языке (русском)» составлена на основе адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школы №4», рабочей программы предметной линии учебников с учётом Программы воспитания МБОУ «Школа №4».В программу включены темы по патриотическому воспитанию обучающихся. Адаптированная рабочая программа разработана с учётом возможного использования дистанционной формы обучения. Цели и задачи курсаЦель: совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и  выразительным чтением, воспитание интереса к книге и чтению, формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - развитие диалогической и монологической устной. - развитие коммуникативных умений. - развитие нравственных и эстетических чувств. - развитие способностей к творческой деятельности..Задачи:
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык  художественного произведения,   выразительные   средства,  создающие    художественный    образ,    развивать    образное  мышление учащихся;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • создавать условия для формирования потребности  самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и  познавательный  опыт  ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно  формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
  • На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей:
  • преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения;
  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
  • преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
  • развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об
  • окружающем мире, обогащение чувственного опыта, развитие мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
  • Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном языке (русском)» может быть реализована при организации обучения в дистанционной форме.Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение и т. д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися с ОВЗ.Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» входит в предметную область литературного чтения. Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).Коррекционно-развивающая работа включает:- выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных объём материала, методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения.Большое значение для полноценного усвоения учебного материала имеет опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими учебными предметами как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Русский язык».При обеспечении коррекционной направленности позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению.Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.Успешность изучения курса обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предмета учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению.Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с ЗПР для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировки в применении знаний с использованием алгоритмизации и визуальных опор, обучения структурированию материала Место предмета в учебном плане.В системе общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» признан обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Родной язык и родная литература». В соответствии с АООП «Школы №4», рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном языке (русском)» в 4 классе рассчитана на 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 учебных недели).  Содержание тем учебного курсаВиды речевой и читательской деятельностиАудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.Чтение. Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, умение анализировать прочитанный текст, умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка). Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения.Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения. Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки.Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика.Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы. Модуль «Школьный урок».Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курсаЛичностные результаты 1. Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации). 2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование этических чувств (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им). 4. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений русской литературы. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. Выпускник получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
  • Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. 5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах. 6. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами. 7. Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение. 8. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Выпускник получит возможность для формирования:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • Предметные результаты освоения программы начального общего образования по родной литературе (русской) должны отражать:
  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения,
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
  • Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи. Виды и формы контроляФормы текущего контроля и критерии оценивания.Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.Критерии сформированностинавыка чтения:- умение читать целыми словами и словосочетаниями;-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при постоянно растущем темпе чтения вслух,
  • умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • безошибочность чтения.
  • Проверка и оценка навыков чтения.В начальных классах коррекционно-развивающего обучения проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
  • навык осознанного чтения в определенном темпе;
  • умение выразительно читать и пересказывать текст,
  • умение выразительно рассказывать выученное наизусть стихотворение;
  • умение ориентироваться в книге;
  • знание литературных произведений в соответствии с программой;
  • знание имен детских писателей и поэтов.
  • Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтения текста, пересказа содержания произведения (подробно, кратко, выборочно), ответа на вопросы, работы с книгой, иллюстрацией. Текущий контроль осуществляется преимущественно в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы: ответы на вопросы, описание героя или события, тестовые задания типа "Закончи предложение", "Найди правильный ответ", "Найди ошибку", "Узнай героя" и т.д.Тематический контроль проводится как в устной, так и в письменной форме после изучения определенной темы. Письменная работа может быть проведена в виде теста или ответа на вопросы.Итоговый контроль по проверке сформированности навыков чтения проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию тексты в соответствии с возрастом детей.Проверка сформированности навыков чтения осуществляется в определенной последовательности: сначала обследуется техника чтения, затем проверяется понимание содержания прочитанного.На снижение оценки влияют следующие виды ошибок:
  • искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
  • Проверка сформированности навыка выборочного чтения организуется следующим образом: дети подбирают из текста материал, существенный для характеристики действующего лица, его поступков или для описания каких-либо событий и т.п.Примечание: во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний.При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание на умение учащихся передать фактическое содержание текста. Для выявления понимания читаемого можно использовать такие приемы, как пересказ, ответы на вопросы, а при недостаточной сформированности навыка чтения - соотнесение прочитанного с иллюстрацией или серией сюжетных картин.Основными видами проверки понимания прочитанного и уровня сформированности устной речи на уроках чтения в начальных классах КРО являются:
  • ответы на вопросы по содержанию текста;
  • подробный пересказ текста;
  • выборочный пересказ; краткий пересказ;
  • краткий пересказ;
  • пересказ с изменением лица;
  • рассказ по плану по опорным словам;
  • рассказ по иллюстрации или опорным картинам;
  • прием устного рисования;
  • прием творческого рассказывания.
  • При выборе заданий, направленных на развитие у учащихся умения давать устный ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого ребёнка.Для выявления понимания прочитанного используются ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно ученик отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них.Подробный пересказ текста, небольшого по объему и доступного по сюжету, позволяет учителю судить о понимании прочитанного, служит для закрепления в памяти содержания, активно способствует обогащению словаря, усвоению средств художественной выразительности, тренировке в правильном построении предложений.Проверка сформированности навыка выборочного пересказа проводится на основе уже сформированного навыка выборочного чтения. Дети должны уметь давать пересказ сначала отдельного отрывка, а затем нескольких связанных заданием отрывков. Для выборочного пересказа следует использовать тексты, имеющие яркую и определенную сюжетную линию, четко сформулировав ребенку задачу отбора нужного материала. Необходимо предложить ученику повторить задание, по мере выполнения выборочного пересказа несколько раз уточнить задание, чтобы помочь ребёнку удержать задачу в памяти и не сбиться на другие сюжетные линии.Краткий пересказ проверяет понимание главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Умение делать этот вид пересказа опирается на сформированные умения делить текст на части, составлять план. Учитель помогает детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, формулирует вместе с учениками основное содержание. Опорные слова и выражения отмечают в тексте, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются использовать достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера трудно поддаются "сокращению", поэтому не рекомендуется использовать их для краткого пересказа.Пересказ с изменением лица. С 3-го класса дети должны уметь передавать содержание, заменяя местоимения 1-го лица наименованием персонажа, т.е. вести пересказ от третьего лица.Пересказ (рассказ) по иллюстрациям, сюжетный картинам, опорным словам помогает более глубокому восприятию прочитанного, так как обеспечивает дополнительную опору на зрительный анализатор, формирует у детей эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен прием устного рисования, который способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эмоционального восприятия прочитанных произведений. Организуя проверку сформированности данного умения, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику необходимо вновь внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения, моделирование сюжета, последовательности событий с помощью динамической сюжетной картины.В конце 4-ого класса проверяют также владение приемом творческого рассказывания, предполагающее следующее: продолжение текстов, добавление пропущенных звеньев сюжета, описание поступков действующих лиц в другой воображаемой ситуации или рассказ от первого лица о себе, оказавшемся в ситуации, представленной в произведении.Техника чтения, пересказ и каждый ответ ученика на вопросы учителя анализируются. При анализе важно установить, имеется ли нарушение понимания, и если да, то в чем оно проявляется непонимании общего смысла; пересказ с изменением лица;
  • рассказ по плану и опорным словам;
  • рассказ по иллюстрации или сюжетным картинам;
  • прием устного рисования;
  • прием творческого рассказывания.
  • При выборе заданий, направленных на развитие у учащихся умения давать устный ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого ребёнка.Для выявления понимания прочитанного используются ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно ученик отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них.Подробный пересказ текста, небольшого по объему и доступного по сюжету, позволяет учителю судить о понимании прочитанного, служит для закрепления в памяти содержания, активно способствует обогащению словаря, усвоению средств художественной выразительности, тренировке в правильном построении предложений.Проверка сформированности навыка выборочного пересказа проводится на основе уже сформированного навыка выборочного чтения. Дети должны уметь давать пересказ сначала отдельного отрывка, а затем нескольких связанных заданием отрывков. Для выборочного пересказа следует использовать тексты, имеющие яркую и определенную сюжетную линию, четко сформулировав ребенку задачу отбора нужного материала. Необходимо предложить ученику повторить задание, по мере выполнения выборочного пересказа несколько раз уточнить задание, чтобы помочь ребёнку удержать задачу в памяти и не сбиться на другие сюжетные линии.Краткий пересказ проверяет понимание главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Умение делать этот вид пересказа опирается на сформированные умения делить текст на части, составлять план. Учитель помогает детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, формулирует вместе с учениками основное содержание. Опорные слова и выражения отмечают в тексте, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются использовать достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера трудно поддаются "сокращению", поэтому не рекомендуется использовать их для краткого пересказа.Пересказ с изменением лица: дети должны уметь передавать содержание, заменяя местоимения 1-го лица наименованием персонажа, т.е. вести пересказ от третьего лица.Пересказ (рассказ) по иллюстрациям, сюжетный картинам, опорным словам помогает более глубокому восприятию прочитанного, так как обеспечивает дополнительную опору на зрительный анализатор, формирует у детей эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен прием устного рисования, который способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эмоционального восприятия прочитанных произведений. Организуя проверку сформированное™ данного умения, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику необходимо вновь внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения, моделирование сюжета, последовательности событий с помощью динамической сюжетной картины.В конце 4-ого класса проверяют также владение приемом творческого рассказывания, предполагающее следующее: продолжение текстов, добавление пропущенных звеньев сюжета, описание поступков действующих лиц в другой воображаемой ситуации или рассказ от первого лица о себе, оказавшемся в ситуации, представленной в произведении.Техника чтения, пересказ и каждый ответ ученика на вопросы учителя анализируются. При анализе важно установить, имеется ли нарушение понимания, и если да, то в чем оно проявляется:
  • в непонимании общего смысла;
  • в непонимании значений отдельных слов, выражений;
  • в непоследовательном изложении событий и т.д.
  • Следует учитывать, что если ученик испытывает трудности в технике чтения, т.е. допускает значительное количество ошибок, грубо искажает слова, пользуется угадывающим, побуквенным чтением, то это вызывает и непонимание читаемого. (Например, если ученик читает вместооза "- "коса", то эта замена слова по фонематическому сходству может привести к неправильному пониманию всей фразы).Сниженный темп чтения также влияет на понимание. Установлено, что понимание читаемого возникает лишь тогда, когда ребенок читает 45-50 слов в минуту. При более низком темпе чтения звуковой образ слова плохо узнается, его связь со значением не всегда устанавливается.При оценке пересказа и ответов на вопросы особо анализируются языковые средства, которыми пользуется ребенок при изложении своих мыслей, разнообразие (однообразие) синтаксических конструкций, особенности слово употребления, использование синонимов и антонимов.Затруднения и ошибки в чтении сопоставляют с ошибками на письме. Это помогает выяснить, чем обусловлены нарушения чтения (недостаточным развитием основных психических функций, различной степенью общего недоразвития речи, несформированностью фонематических процессов), и на этой основе правильно выбрать пути коррекционного воздействия Структура предметаКритерии оценивания и нормы для выставления отметок поучебному предмету РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРАПри оценке устных ответов используются следующие критерии:Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средстввраскрытииидейно-художественногосодержанияпроизведения,но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение образовательного процесса.Материально-техническая база является одним из важнейших условий в повышении эффективности обучения.Информационно-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, образовательные ресурсы сети Интернет, видеофильмы, иллюстрированные материалы.Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах.Библиотечный фонд.УМК по литературному чтению под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого .Издательство «Просвещение» 2019 год