"Формирование мотивации и поддержки детской инициативы и самостоятельности через культурные практики: коллекционирование"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование мотивации и поддержки детской инициативы и самостоятельности через культурные практики: коллекционирование"
Автор: Еременко Татьяна Анатольевна
Формирование мотивации и поддержки детской инициативы и самостоятельности через культурные практики: коллекционированиеРаботая с дошкольниками, мы знаем, что только не хранится в закромах наших детей. Они собирают то, фигурки от киндер-сюрпризов, то фантики от конфет, а то и вовсе стекляшки или крышечки. Для малыша – это богатство.Корни коллекционирования уходят в далекое прошлое. Коллекционеры считались чудаками для окружающих. Однако среди них были и великие люди. Например, Наполеон и Уинстон Черчилль собирали солдатиков, а Кардинал Ришелье – курительные трубки.Использование в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования относительно нового термина «культурные практики» заставляет взглянуть на проектирование образовательного процесса под несколько другим углом зрения, перенести акценты с «организации и руководства» процессами развития и воспитания, на создание условий для самостоятельного освоения мира и культуры детьми. В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальный и разнообразный опыт культурных практик, в определенной мере становится их субъектом. Культурной практикой являются попытки освоить новые формы деятельности и новые способы поведения для того, чтобы удовлетворить возникающие интересы. Отечественные исследователи в области психологии не рассматривали предмет коллекционирования как самостоятельную область эмпирических исследований. Но при этом этой области уделяется достаточно много внимания в связи с исследованиями особенностей увлечений и интересов человека, их перестройки на определенных этапах развития. Тяга к собирательству предметов оценивается как один из элементов строительства Я- системы.К детским культурным практикам относится и коллекционирование. Интересным является осмысление потенциала коллекционирования - как одной из культурных практик, часто зарождающихся в дошкольном детстве и бытующих на протяжении всей жизни человека. По мнению Н.Б. Крыловой, «ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб». Коллекционирование рассматривается как «целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую или художественную ценность» В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение интересов. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов (объектов). Отличие от простого собирательства состоит в познавательно-исследовательском и «демонстрационном» (желание представить окружению) аспекте. Собирание коллекций – новая форма организации самостоятельной деятельности, культурная практика современного дошкольника, форма обучения, способствующая формированию интеллектуальных операций, созданию условий для творческого решения задач и проявления инициативы, самостоятельности и ответственности, упражнению детей в умении произвольно управлять своим поведением. Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики дошкольников, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей, протекает в разных формах и в своем темпе.Развитие познавательной активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста путем создания коллекций становится основной целью, которая реализовывалась через решение следующих задач:- формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;- формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;- способствовать проявлению избирательных интересов;- развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;- расширять кругозор воспитанников;- прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;- формировать бережное отношение к хранению коллекций;- обогащать и активизировать словарь детей;- обогащать предметную среду группы за счет создания коллекций и выставок- активизировать участие родителей в образовательном процессе;Этапы работы над созданием коллекций:1ЭТАП - Погружение в идею коллекционирования- беседовали с детьми о их интересах и потребностях- рассказывали, кто такие коллекционеры и что такое коллекционирование2 ЭТАП - Накопление запаса конкретных представлений у детей:- чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий- рассматривание готовых коллекций3 ЭТАП Организация детской продуктивной деятельности:- сбор коллекций- обсуждение, вопросы4 ЭТАП Презентация результатов продуктивной деятельности- организация выставок коллекций– включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.– работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.Взаимодействие с родителями при поведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого используют разнообразные формы сотрудничества :анкетирование родителей; консультации для родителей; встречи с интересными людьми (коллекционерами); посещение тематических выставок; организация мини-лаборатории в группе; чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов; организация выставок коллекций детей в детском саду.Тема коллекционирования очень увлекательна, таким образом можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат), сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия). Однако наблюдаются и негативные проявления, которые следует учитывать: излишнее пристрастие старших дошкольников к определенным предметам и собирательству, вытесняющее другие деятельности и общение; жадность; требование приобретения желанного объекта «любой ценой и незамедлительно» (эгоизм и инфантильность), капризность в случае отказа; частая смена оснований коллекционирования (каждую неделю новое увлечение); зависть, агрессивность по отношению к обладателям более полной коллекции.В проектировании процесса поддержки детского коллекционирования важным является учет детских возможностей и опыта, а также формирование собирательства как культурной практики. Представляется опасным бездумное, формальное включение всех детей в коллекционирование ради выполнения намеченной планом задачи. Не все дети в дошкольном возрасте делают выбор в коллекционировании (интерес к коллекции может прийти намного позже), не во всех семьях есть объект собирательства. Целесообразен путь сопровождения и поддержки детских увлечений. Выбор темы коллекционирования, формы организации материала и действий с предметами должен определяться, исходя из реальных увлечений детей.Работу выполнила воспитатель: Еременко Т.А.