"В стране звуков"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В стране звуков"
Автор: Ксения Ивановна Геллер

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (здание №2).Конспект занятия образовательной деятельности подготовительной группы компенсирующей направленности №11 «Солнышко» для детей с ТНР.Тема: «Знатоки родного языка».Составитель учитель-логопед МБДОУ №8 «Теремок» Геллер Ксения Ивановна г. Шарыпово, 2024г.Тема: «Знатоки родного языка».Цель: закрепление речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.Задачи: Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом, антонимы, положение звука в слове, звуковой анализ слова, составление предложений, счет слогов.Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.Оборудование: картинки к занятию с изображением сказочных героев, звездочки-награды, эмблемы для детей, схемы для звукового анализа, фишки синего, красного и зеленого цвета, медали для награждения.Ход занятия:1. организационный момент.Л: Дети, какое у вас настроение? (Ответы детей).Л: давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.Собрались все дети в круг.Я твой друг и ты мой друг,Крепче за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.Ра-ра-ра начинается игра.Жа-жа-жа есть иголки у ежа.Са-са-са под кустом сидит лиса.На-на-на на дворе сейчас весна.Ша-ша-ша мама моет малыша.Ар-ар-ар кипит наш самовар.Усь-усь-усь на лугу пасется гусьТа-та-та у нас в доме чистота.Л: ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка».А как вы думаете, кто такие знатоки? (ответы детей).А что такое родной язык? (ответы детей).Прежде чем начать игру, нам нужно выбрать жюри из трех человек (гости), а вам нужно взять каждому по одной картинке с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.Ну вот вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга – источник знаний, значит вы знатоки. (каждая команда садится за свой стол).А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут картинки с сказочными героями. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведет итог нашего соревнования. Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.Итак, начинаем нашу игру!Первое задание:Л: чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрим на картинку. (логопед достает картинку из конверта, на картинке изображение Карлсона).Д: Карлсон.Игра «Задавалки». Л: я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.Какие бывают звуки? (дети: гласные и согласные).Какие бывают согласные звуки? (дети: твердые-мягкие, звонкие-глухие).Назовите первый и последний звук в слове «платок».Сколько звуков в слове «кот»?Назовите гласный звук в слове «мак».Сделайте звуковой анализ слова «соль». (схема для звукового анализа).Сколько звуков «к» в слове «кружка»? (ответы детей).Л: молодцы, ребята! (жюри оценивает работу детей звездой).Следующая игра:Игра «Много – один».Л: я буду говорить слова-предметы во множественном числе, а вы в единственном:Окна – окно, стекла – стекло, седла –седло, крылья – крыло, перья – перо, колеса – колесо, кольца – кольцо, зерна – зерно, звенья – звено.Л: назовите последний звук во всех словах.Д: звук О.Л: какой он?Д: гласный.Л: молодцы, с заданиями Карлсона мы справились! Следующее задание… (логопед достает из конверта картинку с изображением Пяточка).Д: Пяточок.Второе задание:Игра «Назови общим словом».Л: я буду называть несколько слов, а вы попробуете назвать одним общим словом.Зима, весна, лето, осень – (дети: времена года).Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – (дети: дни недели).Март, апрель, май – (дети: весенние месяцы).Груша, яблоко, банан, персик – (дети: фрукты).Заяц, жираф, лиса, волк – (дети: дикие животные).Роза, ромашка, астра, тюльпан – (дети: цветы).Кошка, собака, свинья, корова – (дети: домашние животные).Л: молодцы, а теперь назовем наоборот: я вам буду говорить обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова.Домашние животные –Одежда –Растения –Продукты питания –Транспорт –Л: и с этим заданием справились! Молодцы!(Логопед достает из конверта следующую картинку с изображением Золушки).Л: итак, следующее задание вам отправила Золушка.Третье задание:Игра «Скажи наоборот».(Педагог называет слово и кидает мяч каждому игроку, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением).1 команда 2 командаБольшой – маленький Мягкий – твердыйЖара – Холод Тяжелый – легкийСветлый – темный Ложиться – вставатьГрязный – чистый Говорить – молчатьДобро – зло Широкий - узкийВысокий - низкий Короткий - длинныйБыстрая – медленная Толстый- худойПодниматься- спускаться Вверх- внизЧистый- грязный Мокрый – сухойВперёд-назад Проиграл – выигралЛ: с заданием справились, давайте немного отдохнем!ФИЗМИНУТКАВот ученикам зарядка.Выполняем по порядку.Быстро встаньте, улыбнитесь,Выше, выше потянитесь.Ну-ка плечи распрямите,Поднимите, опуститеВлево повернитесь,Вправо повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели-встали, сели-встали.Вы, надеюсь, не устали?Надо вам свободно встатьИ спокойно подышать.Л: чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:Бабушка девочку очень любила,Красную шапочку ей подарила,Девочка имя забыла своё,Ну, отгадайте, как звали её?Д: Красная шапочка.Л: следующее задание у нас от Красной шапочки! (логопед достает из конверта картинку с изображением Красной шапочки)Четвертое задание:Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ» (слова зачитывают капитаны)Л: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.Слова для команды «Мудрецы» Слова для команды «Знатоки»Дом (домик, домище) Мороз (морозик, морозище) Забор (заборчик, заборище) Комар (комарик, комарище)Гвоздь (гвоздик, гвоздище) Сапог (сапожок, сапожище)Глаз (глазик, глазище) Сугроб ( сугробик, сугробище)Пакет ( пакетик, пакетище) Хвост (хвостик, хвостище)Зуб (зубик, зубище) Человек (человечек, человечище)Л: а мы продолжим дальше… Давайте, посмотрим, от кого же следующее задание! (логопед достает картинку с изображением Вовки из «Тридесятого царства»).Пятое задание:Игра: «Где спрятался звук?».Дети определяют позицию звука «и» в словах:Мудрецы: сани, иволга, помидор, нитка.Определяют позицию звука «о» в словах:Знатоки: волк, облако, пальто, автобус.Л: отгадайте загадку и узнаете, кто из сказочных героев отправил следующее задание?С букварём шагает в школуДеревянный мальчуган.Попадает вместо школыВ деревянный балаган.Как зовётся эта книжка?Как зовётся сам мальчишка?Д: Буратино!Л: задание от Буратино!Шестое задание:Игра: "Подбери слово"Л: я буду называть вам только первый слог, а вы придумываете слово, начинающееся на этот слог.1 команда. 2 команда.1. ма- 1. ли-2. ры 2. зи-3. ва- 3. си-4. лу- 4. пи-5. ро- 5 ки-Л: давайте отгадаем загадку и посмотрим, что за задание нам приготовил следующий герой?Бабушка в лесу живёт,Травы-зелье собирает,Пол в избе метлой метёт.В ступе по небу летает,Из кости её нога.Эту бабу звать… (дети: Яга).Л: правильно, Баба Яга!Седьмое задание:Игра «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам». Л: если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне.Задание дается каждой команде. Нужно выбрать по одному человеку из команды, он и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков».«Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов».1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.Л: итак, молодцы! Давайте, отгадаем следующую загадку?Летела стрела и попала в болото,А в болоте поймал ее кто-то.Она распростилась с зеленою кожейИ стала красивой и очень пригожей. (дети: Царевна – лягушка.)Л: правильно, Царевна-лягушка! Вот ее задание…Восьмое задание:1 задание «Выберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда»2 задание «Составить предложение по схеме» (по картинке)Команда получает звезду за правильные ответы.Л: ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:Он могучий и великий,Кучу делает открытий.Им приятно изъяснятьсяИ писать, и пообщаться.Он дружить нам помогаетИ на песни вдохновляет,С ним любой вопрос решу –Даже стих на нем пишу!Говорить на нем привык –Русский мой, родной…. (дети: язык).-Л: молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! На этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.- Платье из шелка – шелковое платье.- Мяч из резины – резиновый мяч.- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.- Шуба из меха – меховая шуба.- Пюре из картофеля – картофельное пюре.- Сок из земляники – земляничный сок.- Сумка из кожи – кожаная сумка.- Стена из камня - каменная стена.Л: слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)Рефлексия: ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?