Овладение способами проектирования воспитательно–образовательного процесса на занятиях по изобразительной деятельности.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Овладение способами проектирования воспитательно–образовательного процесса на занятиях по изобразительной деятельности.
Автор: Носкова Юлия Александровна
Использование проектного метода на занятиях
по изобразительному искусству
Проект - это комплекс действий, организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Основным в занятиях детьми рисованием является деятельность творческого характера, итогом которой является определенный продукт (например, картина). Как видим, между проектированием и изодеятельностью много общего. В соответствии с этим, одним из главных методов в обучении детей рисованию является именно проектный метод.
Таким образом, изобразительная деятельность в проектном методе может использоваться в двух вариантах:
как часть какого-либо проекта, когда необходимо обследовать конкретное явление или предмет, уточнить, систематизировать представления о нем, а также для оформления проекта на его заключительной части - презентации (примером является выставка рисунков в музыкальном зале на тему Будни пожарных);
как самостоятельный вид краткосрочного проектирования, когда на одном или нескольких занятиях ребенок осуществляет проектную деятельность по решению какой-либо проблемной ситуации, причем, дети могут работать как над общим для всей группы проектом, так и над индивидуальным (монопроект).
Остановимся подробнее на втором варианте. Наиболее удачно проектный метод используется на занятиях творческого характера (по замыслу, сюжетное рисование). На учебных занятиях (например, рисование с натуры, предметное рисование, декоративное рисование) идет обучение детей решению конкретных образовательных задач, здесь у них меньше возможностей для проявления своей самости, своего я. В основе творческих занятий лежат развивающие задачи, которые являются основополагающими и в проектной деятельности.
Это развитие:
познавательных способностей;
творческого воображения;
творческого мышления;
коммуникативных навыков.
Структура занятия по изобразительной деятельности также сходна с работой над проектом. Так, проект предполагает три фазы развития:
фаза проектирования - возникновение замысла, плана, постановка цели;
фаза технологическая - создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала с учетом индивидуальности каждого участника, продумывание хода деятельности и собственно творческая деятельность;
фаза рефлексивная - итог, обобщение, анализ успехов и ошибок, коррекция.
Как видим, фазы разработки проекта вполне совпадают с этапами организации занятия:
1 часть. Введение в тему, постановка проблемной ситуации (в младшем дошкольном возрасте - игровая ситуация), рассмотрение различных вариантов решения проблемы.
2 часть. Самостоятельная деятельность детей по поиску наиболее оптимальных решений поставленной задачи в соответствии с индивидуальными особенностями характера, интересов, умений. Другими словами, это выбор изобразительных средств (цвет, форма, композиция) для создания своего рисунка.
3 часть. Анализ работы детей, просмотр рисунков, выставка.
Наибольших результатов в проектировании изобразительной деятельности можно ожидать у детей подготовительных групп. Так, например, для создания рисунков по теме Золушка на балу нам пришлось познакомиться не только с самой сказкой, но и с особенностями дворцового интерьера, женской и мужской старинной одежды. Рисунки большинства детей получились интересными и непохожими на друг друга, хотя все они были по одной теме.
Удачным вариантом проектирования можно считать работу детей в мини-группе (в парах) над общим рисунком (выставка картин в холле первого этажа). Задача была достаточно сложной, так как надо было согласовывать с партнером и выбор темы (по замыслу), и средства её воплощения. По ходу рисования детям приходилось договариваться друг с другом, где, что и как нарисовать. Изначально конфликтная ситуация практически у всех пар, кроме двух, переросла в позитивную. Работы детей отличались яркостью и наличием многочисленных деталей, что говорит об их творческой самостоятельности и умении работать коллективно.
Литература:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, N 3, 2003
1
1