Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна
Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группеПредметно-пространственная развивающая среда в учреждении реализует программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Предметно - развивающая среда нашей группы строилась с учетом принципов ФГОС:трансформируемостивариативностибезопасностиполифункциональностидоступностинасыщенностиСоздаваемая среда дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.Приступая к оформлению группового помещения, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду: в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адрессность оборудования и материалов, выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности группы:Итак, при создании предметно-развивающей среды в средней группе «А» мы учитывали:возрастные особенности детей,социально-психологические особенности детей,поло-ролевые особенности детей данного возраста,интересы, потребности детей данной группы.Прежде чем приступить к оформлению групп, мы провели оценку предметной среды группового помещения и имеющихся материалов и оборудования. В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как недостаточно предметно-развивающее пространство. В связи с чем, были определили цели и задачи для создания предметно-развивающейся среды. Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.Задачи:создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;ориентироваться на активные методы воздействия на личность.Развивая предметно-развивающую среду мы старались пополнить зоны по всем пяти областям развития детей.Познавательную (исследовательскую)Социально-коммуникативнуюРечевуюХудожественно-эстетическуюфизическуюОбстановку в группе создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Учитывая интерес мальчиков группы (игры в машины) было выявлено что недостаточно игрушек и поэтому возникла идея создать более объемные трансформируемые машины с игровыми атрибутами для развития сюжета игры. «Таксист». «Полицейский» и другие. Наличие в группе речевого уголка в виде домика , решили задействовать обратную сторону домика для создания игровой зоны в сюжетно-ролевые игры «Семья» с выделением ванной комнаты для стирки и сушки белья ( с использованием бельевой веревки, прищепок, таза для стирки, и другого материала) с целью развития социально-коммуникативных навыков у детей.К предстоящей теме неделе «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки»?подготовили «Лэпбук» на вышеуказанную тему с наличием в нем: дидактических игр для мальчиков и девочек – «Собери машины», «Собери посуду». «Одень мальчика и девочку», «Собери национальный костюм», литературное слово о мальчиках и девочках, Д/И «Профессии»В игровую зону было внесено «Звездное полотно» для создания игр детьми. Целью такого предложения является развитие воображения, фантазии и главное - сплотить детей группы, развивать игровой сюжет.В игровые зоны «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» были добавлены предметы заместители для сюжетной игры, некоторые аксессуары для игр создавались детьми (бусы для девочек)Имеющаяся «зона уединения» в группе, является неотъемлемым местом пребывания детей. Эта зона расположена таким образом, чтобы дети и играли в сюжетно-ролевую игру и в любое время могли отдохнуть и уединиться, используя театрализованную ширму.Вывод:Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.Создание предметно-пространственной среды группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек произошли изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.Таким образом, представленная нами предметно-развивающая среда позволяет:изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;облегчить воспитательно -образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.Перспективы дальнейшего развития:Продолжать работу по развитию предметно-развивающей среды, пополнять игровые центры и предметы по специально-организованной деятельности.