Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группеПредметно-пространственная развивающая среда в учреждении реализует программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Предметно - развивающая среда нашей группы строилась с учетом   принципов ФГОС:
  • трансформируемости
  • вариативности
  • безопасности
  • полифункциональности
  • доступности
  • насыщенности
  • Создаваемая среда дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.Приступая к оформлению группового помещения, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду: в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адрессность оборудования и материалов, выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности группы:Итак, при создании предметно-развивающей среды в средней группе «А»  мы учитывали:
  • возрастные особенности детей,
  • социально-психологические особенности детей,
  • поло-ролевые особенности детей данного возраста,
  • интересы, потребности детей данной группы.
  • Прежде чем приступить к оформлению групп, мы провели оценку предметной среды группового помещения и имеющихся материалов и оборудования. В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как  недостаточно  предметно-развивающее пространство. В связи с чем, были  определили цели и задачи для создания предметно-развивающейся среды. Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.Задачи:
  • создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
  • предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
  • ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
  • активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
  • ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
  • Развивая предметно-развивающую среду мы старались пополнить зоны по всем пяти областям развития  детей.
  • Познавательную (исследовательскую)
  • Социально-коммуникативную
  • Речевую
  • Художественно-эстетическую
  • физическую
  • Обстановку в группе создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.  Учитывая интерес мальчиков группы (игры в машины) было выявлено что недостаточно игрушек  и поэтому возникла идея создать более объемные трансформируемые машины с игровыми атрибутами для развития сюжета игры. «Таксист». «Полицейский» и другие.  Наличие в группе речевого уголка в виде домика , решили задействовать обратную сторону домика для создания игровой зоны  в сюжетно-ролевые игры «Семья» с выделением ванной комнаты для стирки и сушки белья ( с использованием бельевой веревки, прищепок, таза для стирки, и другого материала) с целью развития социально-коммуникативных навыков у детей.К предстоящей теме неделе «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки»?подготовили  «Лэпбук» на вышеуказанную тему с наличием в нем: дидактических игр для мальчиков и девочек – «Собери машины», «Собери посуду». «Одень мальчика и девочку»,  «Собери национальный костюм»,  литературное слово о мальчиках и девочках,   Д/И «Профессии»В игровую зону было внесено «Звездное полотно» для создания игр детьми. Целью такого предложения является развитие воображения, фантазии и главное - сплотить детей группы, развивать игровой  сюжет.В игровые зоны «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» были добавлены предметы заместители для сюжетной игры,  некоторые аксессуары для игр создавались детьми (бусы для девочек)Имеющаяся «зона  уединения» в группе, является неотъемлемым местом пребывания  детей.  Эта зона расположена таким образом, чтобы дети и играли в сюжетно-ролевую игру и в любое время могли отдохнуть и уединиться, используя театрализованную ширму.Вывод:Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.Создание предметно-пространственной среды группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек  произошли  изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.Таким образом, представленная нами  предметно-развивающая среда позволяет:
  • изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
  • равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
  • упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;
  • облегчить воспитательно -образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
  • способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
  • обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
  • воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.
  • Перспективы дальнейшего развития:Продолжать работу по развитию предметно-развивающей среды, пополнять игровые центры и предметы по специально-организованной деятельности.