"Встречайте птиц весной"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Встречайте птиц весной"
Автор: Гатилова Галина Анатольевна

Праздник «Встречаем птиц»Цель: Познакомить детей с народным праздником «Жаворонки» (Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.- Воспитывать интерес к народным традициям.-Прививать любовь к родной природе;Ход мероприятияЗвучит мелодия «Звуки природы».Воспитатель: 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:Когда вода разольется,Когда лес зазеленеет,Когда птицы прилетают,Тогда и весна приходит.(Рассказ воспитателя о народном празднике «Жаворонки» (Сороки).)По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. (картинка на тв) По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.Воспитатель: На Сороки прилетают сорок сороков-птиц. Ребята, какие перелётные птицы прилетают в наши края весной вы знаете? Дети называют перелётных птиц по картинкам на экране тв:
  • грач,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • скворец,
  • лебедь,
  • журавль,
  • аист,
  • кукушка,
  • соловей,
  • дрозд,
  • иволга,
  • зяблик,
  • утка,
  • жаворонок.
  • И первым из них прилетает жаворонок.Жив жаворонок по полю летает,Зёрнышки собирает, весну закликает.Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. Дети поют (например, на мотив «Ах вы сени, мои сени»):В небе жаворонок пел,Колокольчиком звенел,Порезвился в тишине,Спрятал песенку в траве.«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается. Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к картинкам с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)Воспитатель: Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)Воспитатель: Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.(слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)Игра «Узнай по голосу»Воспитатель: Ребята, а вы сможете узнать птицу по ее пению? Давайте проверим.Дети прослушивают записи голосов птиц: соловей, кукушка, утка, скворец, иволга, жаворонок и т.д. пытаются узнать птицу.Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки о птицах.Загадки.Чудо-юдо на суку.Длинный клюв и два крыла…Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это… (Птица)Рук нет, а строить умеет.(птица)На дереве в лукошке подрастают крошки.(птенцы)На шесте - весёлый домС круглым маленьким окномЧтоб уснули детиДом качает ветерНа крыльце поёт отецОн и лётчик, и певец.(скворец)На шесте – дворецВо дворе – певецА зовут его…(скворец)Хочет - прямо полетитХочет – в воздухе висит,Камнем падает с высот,А весной в полях поёт.(жаворонок)Верный страж и друг полейПервый вестник тёплых дней.(грач)Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.Игра «Из какой мы сказки?»Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
  • Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  • С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  • Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  • Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  • У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  • Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  • Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
  • Игра “Птицы в клетке”. (Игра проводится под музыку русского народного танца «Полянка»)Участники игры образуют два круга. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки – они изображают клетку. Игроки внешнего круга за руки не держатся, это птицы. Под музыку “клетка” движется вправо, а “птицы” влево. По сигналу ведущего “клетка” останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время “птицы” могут свободно вбегать и выбегать из неё. “Клетка” не задерживает птиц. По второму сигналу “клетка” захлопывается, то есть все опускают соединённые руки вниз и приседают. Пойманные “птицы” остаются внутри круга. После этого игра продолжается. И так несколько раз.Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Предлагаю вам игру в пословицы. Я называю первую часть пословицы, а вы- вторую.
  • На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
  • Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
  • У каждой птицы… (своя песня).
  • Цыплят по осени… (считают).
  • Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
  • Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
  • Всякий кулик своё… (болото хвалит).
  • Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
  • Одна ласточка… (весны не делает).
  • Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
  • Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
  • Гусь свинье… (не товарищ).
  • Как с гуся… (вода).
  • Грач на горе … весна на дворе.
  • Воспитатель: Всегда любил русский человек поиграть, повеселиться. Весенних игр в деревнях было много. Радовался народ, что перезимовали, дождались весны.Воспитатель: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. (фонограмма журчащего ручейка)Хоровод-игра «Ручеёк».Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (звучит песня-хоровод «Ой, бежит ручьём вода») ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:Жаворонки, прилетите,Студену зиму унесите,Теплу весну принеситеЗима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!Звучит аудиозапись (П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)Воспитатель: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.Воспитатель: Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).Воспитатель: Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.Я, ребята, птиц люблю.Никогда их не ловлюНи ловушками,Ни в сетки.Не держу их дома в клетке.Никогда гнезда не тронуНи сороки,Ни вороны,Ни скворца,Ни воробьяНе обидел в жизни я.Г. Ладонщиков. Люблю птиц.Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом.Наш праздник, посвящённый приходу весны, прилёту жаворонков заканчивается.