«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Автор: Стукалова Светлана Александровна

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.Творчество – это:-искать; изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.Творческая деятельность – это: деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:интегрируется содержание разных образовательных областей;создаются условия для познавательной деятельности;создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;формируются коммуникативные качества;расширяется социальный опыт.развиваются творческие способности.В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«безопасность», «познание», «социализация». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.2. Приобщить детей к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. ; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е. В. ; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А. В. ; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М. Д. ; Сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности.Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста.В нашем ДОУ есть разные виды театров:КукольныйПальчиковыйНастольныйТеневойПлатковыйРостовыйПальчиковый театр:Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.КукольныйСказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса». « Три медведя», «Зайкина избушка»НастольныйСказки: «Снегурушка и лиса», «Три медведя».Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка». Платковый «Заюшкина избушка» «Царевна-лягушка»Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети всех возрастных групп принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.В рамках года театра в России в нашем саду был провден Фестиваль театральных постановок «Театр в жизни детей» ,в котором принимали участие дети средних и старшей группы.Средняя группа « Лучик» показала постановка сказки « Заяц, лиса, петух»Средняя группа «Теремок » приготовила постановку сказки « Красная шапочка»Старшая группа « Белочки» показала детям других возрастных групп музыкальную сказку « Бременские музыканты».Дети с большим интересом принимали участие в постановках сказок, и смотрели с удовольствием постановки детей из других групп.Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов к спектаклям и постановкамДелюсь опытом работы и с коллегами, консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника», «Организация и роль театрализованной деятельности детей в ДОУ. Предметно – развивающая среда»; «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников». Была разработана презентация « Театр- и дети».Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредствомтеатрализованной деятельности для детей дошкольного возраста, Список использованной литературы:1. Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.2. Караманенко Т. Н. Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.4. Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.5. Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей М. 2012.