Капелланы Тамбовщины
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Капелланы Тамбовщины
Автор: Таисия Николаевна Бунтилова
Кузьмина Маргарита Михайловна студентка I курса группы «Туризм» ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервисаНаучный руководитель: Бунтилова Таисия НиколаевнаПреподаватель спецдисциплин ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса» КАПЕЛЛАНЫ ТАМБОВЩИНЫСовременные студенты… Кто они? Это - молодые люди, довольно активные, ценящие азарт и рвение, поглотители современных технологий. Они не такие романтики, которыми были студены в 80-е гг. ХХ века. Многих из них заботят только собственные интересы. Они – индивидуалисты, строящие грандиозные планы на будущее. Это мои сверстники, это те люди, которые при желании могут влиять на дальнейшую судьбу нашей страны. Тем не менее, молодые люди, которые сейчас представляют студенчество, практически всегда участвуют в благотворительных акциях. И делают они это вовсе не по принуждению. Параллельно со всеми выше перечисленными качествами, современные студенты (и мои друзья в том числе) стараются сделать максимально возможное количество благих дел. Мне кажется, они понимают, что уже сегодня сами выстраивают страну таким образом, какой они хотят её видеть уже в полноценной взрослой жизни. Да, у них другие были игры, и они не ходили с юных лет на парады, посвящённые Дню Победы. Времена изменились, но они должны знать имена героев своей страны. Ведь как известно, кто не помнит своей истории, у того нет будущего. Это касается и молодежи нашего края. Но, как свидетельствуют опросы, сегодня лишь четверть российских студентов осведомлена об участии в ВОВ своих близких из их же рассказов, писем, семейных архивов. А половина опрошенных не знают ни одного советского героя войны. Почему? Причины такого незнания различны. И скорее всего проблема эта комплексная: это и система образования, которая дает недостаточно знаний, и отсутствие семейных традиций передачи этих знаний, и общество, которое просто не замечает эти проблемы. Ядром культуры личности является ее духовность. А что следует понимать под этим понятием? Ведь в этой области заблуждений существует немало. Духовность – это, прежде всего, стремление к самосовершенствованию духа и отсутствие привязанности к низменным удовольствиям. Это высокое нравственное развитие, развитие патриотических чувств. И, как следствие этого - достойные поступки, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, своей Родине. Формирование этих качеств у подрастающего поколения – задача нелёгкая и очень важная. Социально-экономические процессы последних десятилетий оказали негативное влияние на сознание граждан нашей страны в целом, и, особенно, на подрастающее поколение. Происходит обострение неравенства при меняющемся социальном строе, появление конфликтующих групп по различным принципам (политическому, материальному, этническому и др.), сдвиги в молодёжной среде в восприятии истории и её героев. Чтобы преодолеть такой кризис, просто необходимо обратиться к прошлому, к историческим корням. Для общества очень важно, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие культурные, исторические и нравственные традиции. Всё большей популярностью пользуются сильные исторические личности. Практически все опрошенные студенты считают возможным гордиться собственной историей. Наравне с эпохой Петра I чувство гордости у молодых людей вызывают события Великой Отечественной войны. Обращение к истории Великой Отечественной войны – это важная составная в системе патриотического воспитания молодёжи в сложных современных условиях. Многовековая история России показывает, что патриотизм нашего народа - это фундамент безопасности, авторитета и устойчивого развития нашей страны. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, это и есть патриотизм, воспитание которого невозможно без наглядного примера. Всю нашу историю молодое поколение воспитывалось на примере подвигов реальных людей, героев, которых народ помнил не годами, а столетиями. И особенно, героев-земляков. Великая Отечественная война, наша победа в ней – центральное событие в истории нашей страны XX столетия. Это ценность и историческая, и духовная. Это ценность, которая объединяет людей нашей страны. В связи с этим мне бы хотелось затронуть вопрос о значении духовенства в целом в этой войне и духовенства нашего края. Как известно, к началу Великой Отечественной войны огромное количество православных храмов, в том числе и монастырей, было разрушено. Представители духовенства расстреливались без суда и следствия, а имущество церковное просто растаскивалось. Планировалось, что к 1943 году в нашей стране не останется ни одного действующего храма. Конечно, народ был не доволен правящей властью, репрессивной властью Сталина. В начале войны Советская Армия терпит одно за другим поражения. На захваченных фашистами территориях остаются более пятидесяти миллионов простых людей. И хотя кругом идут бои, люди открывают уцелевшие церкви, приводят священников и начинают совершать службы. В час беды русский человек всегда ищет утешение и поддержку в церкви. Что это? Привычка или национальная традиция? Что бы это ни было, но в такие моменты именно в церкви русский человек видит своё спасение. Всё это нацисты решили использовать как аргумент в идеологическом споре против Советов. Немецкие власти приветствуют возрождение русского православия и демонстрируют миру это, как ещё одну свою победу. Ведь, как известно, «враг моего врага, мне союзник». Фашисты хотели использовать церковь в становлении новой власти на оккупированных территориях. Они считали этот вариант беспроигрышным. Они пока не видят опасности ни в богослужениях, ни в собраниях православных людей в храмах, надеясь, что религиозность поможет поставить русский народ под контроль. Но они ошиблись! Это было видно уже из послания Митрополита Сергия Страгородского, послания «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором говорилось: «… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией… Положим же души свои вместе с нашей паствой… Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»С православной точки зрения испытания, посылаемые нам Богом, даются для нравственного и духовного совершенствования. Безусловно, это касается и войны. И, наверное, это символично, что Великая Отечественная война началась в воскресенье, в праздник «Всех Святых в Земле Российской Просиявших». Гитлер тщательно выбирал дату нападения на нашу страну, советуясь с астрономами и аккультистами. В этот день в православных храмах поминали всех святых, и каждый христианин ждал упоминания святого, имя которого он носит. Мистический смыл выборы даты нападения на нашу страну в день Всех Святых, был в том, что, нападая, он объявлял войну каждому лично, поимённо. Своей победой в будущем Гитлер хотел доказать беспомощность русской святости, бессилие русских святых небесных покровителей защитить свой народ. Но он просчитался. Именно в этом празднике и была его погибель. Вера и духовность с древних времён объединяли русский народ и вдохновляли его на подвиги во имя защиты самого дорогого, что у него было: своей Родины, семьи, культуры. Духовным лидером и вдохновителем всех освободительных войн всегда являлось русское духовенство, монахи, служители церкви. Огромное количество людей, представителей духовенства встало на защиту своего Отечества и во время Второй Мировой войны. Своё почётное место занимает в этой кровопролитной войне и наша область. И это в то время, когда православная церковь подвергалась гонениям и репрессиям со стороны властей! Священнослужители Тамбовского края и верующие миряне, многие из которых впоследствии тоже стали священниками и монахами, предпочли защитить родину и ближних своих, а не присягнуть гитлеровскому правительству, несмотря на его обещания и предложения. Они служат примером великого патриотизма для современного поколения. Молодёжь нашего края должна знать не только имена, но и судьбы таких людей, как Архимандрит Рафаил (Лукьян Акимович Брыксин), диакон Иван Алексеевич Дмитриевский, протоиерей Илья Семёнович Сухарев, протоиерей Василий Дмитриевич Лагутин, протоиерей Александр Ильич Бородин, протоиерей Иоанн Васильевич Засыпкин и др. Трудно перечислить всё, что сделало наше духовенство на благо страны в тяжелые годы Великой Отечественной. Во первых, это проповеди, которыми духовенство укрепляло патриотический настрой нашего населения. В нашей области при церквах были организованы пункты по сбору пожертвований, чтобы оказать материальную помощь фронту. На попечении церкви находились очень многие госпитали. И, конечно, церковнослужители несли службу в рядах действующей армии, помогали партизанскому движению. Так, например, Архимандрит Рафаил (Лукьян Акимович Брыксин), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, служил фельдшером в военном эвакопункте. Имел награду-медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." Диакон Иван Алексеевич Дмитриевский, В 1941-1942 годах служил на фронте, получил ранение, инвалид войны. В 1945 году архиепископом Лукой рукоположен в сан диакона, служил в Покровском соборе г. Тамбова. Священник Игорь Реморов в июле 1941 года был мобилизован и отправлен на фронт. Первоначально воевал под Москвой, а затем инженерно-саперный батальон, где служил отец Игорь был переброшен в Ленинград. До 1944 года его часть обеспечивала «дорогу жизни» через Ладогу. Священник Игорь Реморов закончил войну в Восточной Пруссии в Кенигсберге. Он был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Протоиерей Иоанн Васильевич Засыпкин в 1943 году был призван на фронт. Получив ранение, лечился в госпитале, после выздоровления вновь отправился на передовую, где был командиром пулемётного расчёта. Второе ранение было тяжёлым, и из госпиталя Иван Засыпкин вернулся инвалидом домой. Они проявили исключительную силу духа, вдохновляя своих соотечественников.Безусловно, это лишь малая часть представителей духовенства Тамбовщины, защищавших наше Отечество на передовой. Возрождение и тщательное изучение этих судеб даёт молодому поколению сегодня, на высоте лет оценить победу в войне, как духовную победу. Только вера в свой народ, стремление защитить не только свою семью, своих детей – защитить свою родную землю помогли одержать эту Великую победу. Обращение к этой теме продиктовано временем, когда просто необходимо переосмыслить прошлое и более детально изучить роль Русской Православной Церкви в годы войны, определить значение её патриотического служения, поскольку это неотъемлемая часть духовно - нравственной сферы российского общества. История являет нам примеры того, что именно православная вера формирует и сохраняет в обществе подлинный патриотизм и национальное самосознание. Сегодня нельзя это не учитывать. Подвиг священников Тамбовского края – это доказательство нравственного отношения православного человека к войне, выполнявшего своё молитвенное и ратное дело незаметно, кропотливо, с одним желанием – приблизить день освобождения Родины. Победа в Великой Отечественной войне стала возможна в то время, когда народ вернулся к своей вере и объединился вокруг исторических святынь и традиционных ценностей. Она была одержана как силой оружия, так и силой веры и духа народа. Ни классовая борьба, ни ненависть не могут так сплотить людей. Жизнь наших земляков, священнослужителей нашего края показывает, что с первых дней Великой Отечественной войны церковь начала вдохновлять население на борьбу с врагом и оказало огромное влияние на подъём патриотических настроений именно тогда, когда это было наиболее необходимо: в тяжёлые первые месяцы военных поражений. Это помогло советскому народу собраться, обрести себя, ощутить свое духовное и национальное единство и постепенно одолеть врага. Великая Отечественная война - это не борьба идеологий или социальных строев. Это не что иное, как борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен и не поддается количественной оценке! Удивительный, самоотверженный и беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над чудовищным по своей жестокости, богоборческим фашизмом. Окончание этой войны столь символично, как и её начало. Дни Великой Победы приходятся на дни Великого Праздника Пасхи. Это было шестое мая, праздник памяти Георгия Победоносца. Пасха сорок пятого была радостью жизни тех, кто остался в живых! Это возрождённая церковь и светлая память всех, кто остался на поле брани! Еще одна попытка уничтожить Христианство не удалась. Победа в Великой Отечественной войне стала возможна в то время, когда народ вернулся к своей вере и объединился вокруг исторических святынь и традиционных ценностей. Она была одержана как силой оружия, так и силой веры и духа народа. Знаменательны в этом смысле слова из Пасхального послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), которые в День Победы 9 мая 1945 года облетели все города и веси Русской земли. Святейший писал: "Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрёк Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру".Сила нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне, имеет характер мистический, таинственный, основы которой лежат, безусловно, в духовной сфере. Жизнь духовенства во время Великой Отечественной войны показывает, что церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях. Священники Тамбовщины, наши земляки, не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее. Такое общество обладает огромной силой. Настоящий гражданин страны формируется постепенно, поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины. Он будет не только знать историю своей страны, но и станет настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания. Список литературы1. Лбов А. Советская власть и РПЦ в годы Великой Отечественной войны – было ли коренное изменение политики? // Коммунистический журнал. – 2007. - №3. 2. Русская Православная Церковь в советское время (1917- 1991). М., 1995.3. Карташев А.В. Русская Православная Церковь, 988-1988. – М.: Изд- во Московской Патриархии. - 1988. – 250 с.4. Цыпин В. А. История Русской Православной Церкви 1917- 1990. М., 1994.5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. 6. Нуждин Ю.Ф., контр-адмирал. Армия и Церковь: Уроки войны для настоящего и будущего // Материалы церковно-общественной конференции «За други своя». М., 2005. 7. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2009. 8. 9. 10. Видеофильмы «Крест против свастики», «Пасха сорок пятого»