Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников
Автор: Старикова Танзиля Маратовна

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности.    Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Проектная деятельность - стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г №655 ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.      Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.    Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность.    При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей,  наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка,  а также заинтересовать его,  увлечь в эту деятельность.  Она позволяет объединить педагогов,  детей, родителей,  научить работать в коллективе,   сотрудничать,  планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.     Актуальность:   Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности  состоит в том, чтобы вооружить дошкольников  знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.        Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.      Суть  “метода проектов”   в образовании состоит в такой организации образовательного процесса,  при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий  - проектов,  имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.        “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить”     – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.        Как  помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми  и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.   Поэтому цель работы  заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.        Ведущая идея  состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:- развитие интереса к исследовательскому поиску;- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;- организация предметно-развивающей среды.При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:- присутствие новизны;- наличие реальной проблемы;-практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;- презентация результата проекта.Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:- учет интересов ребенка;- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;- совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.         Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центров активности» в группе.Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной совместно с родителями в группе, которая включает: детскую лабораторию, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.         При работе над тем или иным проектом крайне важно  научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.        В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:в непосредственно образовательной деятельности:-  занятия-путешествия;- занятия в форме дидактических игрв повседневной деятельности: - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии; - дидактические и сюжетно-ролевые игры; - практические упражнения;- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами; - коллекционирование (классификационная работа); - совместное творчество детей и родителей; - презентация. Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта. Мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается. Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место, это «Шкатулка Почемучки». В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.         В процессе работы с детьми и родителями над проектами мы решали следующие задачи:- обучение детей осмысленной организации творческого дела:- видение проблему (зачем мы это делаем);- планирование конечного результата;- выбор способов достижения поставленной цели;- умение работать в группах и самостоятельно; - умение пользоваться различными источниками информации и способами обработки информации;- умение публично выступать с отчётом о проделанной работе.Эти задачи соответствуют содержанию психолого-педагогической работе в старшей и подготовительной группе.Моя группа называется «Пчёлки» - это мой главный «проект». Для каждого воспитателя главной гордостью являются дети, а они у нас – талантливые, любознательные и просто самые лучшие.Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем. Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей,  были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике» и «Как вырастить фасоль» . Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян лук, помидоры, огурцы, приготовили блюдо из фасоли, узнали о пользе овощей для здоровья. Применили свой опыт для выращивания овощей в огороде детского сада.Во время тематической недели «Народная игрушка», был проведен проект «Русская матрешка», где родители в совместной деятельности с детьми были инициаторами организации выставки «Матрешка своими руками» изготовили своими руками дидактические игры: «Собери матрешку», «Узнай роспись », «Откуда я пришла». Был создан альбом «История матрешки». Родители приняли активное участие в развлечении «Посиделки с матрешкой».Для ознакомления детей с творчеством писателей и поэтов были созданы такие проекты как: «В гости в дедушке Корнею» и «Знакомство с творчеством В.Бианки». Совместно с родителями дети изготовили книжки малышки, по произведениям В.Бианки, по произведения К.Чуковского – семьями Калашниковой Кристины и Редькина Евгения было приготовлено театрализованное представление по сказке «Муха – Цокотуха», где принимали активное участие родители, вместе с детьми, исполняя роли. Были изготовлены костюмы. Родителями Мымрина Ивана была представлена презентация «Экскурсия в дом-музей К.И.Чуковского». Это помогло детям объяснять основные различия между литературными жанрами. В целях воспитания экологической грамотности, любви к родному краю, был реализован долгосрочный проект «Проблема чистой воды». В ходе, которого, дети решали проблему нашего края. Были проведены опыты по очистке воды, дома с родителями дети выяснили, как экономить воду.Очень важным моментом проектирования является – мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу.  Тематическая неделя, посвященная телевидению, дала нам толчок для нового проекта «Детское телевидение».Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения. Девочками был изготовлен макет телевизора, а мальчики изготовили видео камеры, была проведена сюжетно-ролевая игра «Новости группы» в которой дети приняли активное участие. Родителям были предложены консультации по теме «Ребенок и телевизор», «Польза и вред телевидения»В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотичеких чувств, любви к Родине, знаниям об отечественных традициях и праздниках. В канун праздника «День защитника отечества», была организована фотовыставка «Защитники Родины». Рассмотрев, ее перед детьми встал вопрос: является ли папа защитником Родины. Это и была тема следующего проекта «Защитники Родины». Совместная работа детей и пап была организована через беседы, рассматривание фотоальбомов «Я служу России». Дети узнали о родах войск, о буднях военной службы. Почему нужно защищать Родину? Приняли участие в выставке МДОАУ «Военная техника». Заключительный этап проекта спортивное мероприятие «Я и папа»Самый добрый, самый важный праздник – это всемирный день матери, который отмечается в последние дни ноября. Перед детьми встал вопрос, почему праздник «День матери» всемирный. Они высказывали свои идеи предложения, свои версии ответа. Вместе с родителями искали ответы в интернет ресурсах, энциклопедиях. Была организована экскурсия в библиотеку. Родители совместно с детьми представили презентацию «Мама дома и на работе», приняли участие в выставке рисунков «Мама моей мамы, бабушка моя». Итог проекта - спортивный праздник «А ну- ка, мамочки».Многие дети думают, что шоколад покупает мама в магазине, а как он туда попадает, не знают, чтобы дать детям представление о том как шоколад попадает к нам на стол и сформировать навык правильного питания был проведен самый вкусный проект «Секреты шоколада». С помощью модели трех вопросов дети выяснили, что они знают о шоколаде, что хотят узнать и что нужно сделать, чтоб узнать. Через презентации дети познакомились с профессией кондитер, как шоколад пришел на стол, побывали на кондитерской фабрике. С помощью опытов сделали вывод о свойствах шоколада. Приготовили шоколад, которым угостили гостей, а дома совместно с родителями создали мини проекты, которые были представлены в перед родителями и детьми. Итогом проекта стала демонстрация непосредственно образовательной деятельности «Секреты шоколада».Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.  Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повышает детскую самооценку. Значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.