Проектная деятельность на уроках в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность на уроках в начальной школе
Автор: Любовь Николаевна Смолянская

Проектная деятельность на уроках в начальной школеВ современном обществе человек должен быть инициативным, мыслящим, знающим, творческим, готовым к развитию и познанию нового. Именно в этом я вижу цель своей профессиональной деятельности. Согласно новым требованиям, именно начальная школа закладывает у учащихся первые навыки саморазвития. Начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.В современном мире приоритетом начального общего образования становится формирование не столько предметных знаний, умений и навыков, сколько общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход; Поэтому сейчас все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека. Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, захватывая все аспекты жизни детей в школе и домаЦелью моей педагогической деятельности является:развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.Задачи это:Научить:- планировать свою деятельность- ставить творческую цель- уметь работать самостоятельно- включаться в групповую работу- находить и использовать информацию - представлять готовый продукт(презентация)Младший школьный возраст — это начальный этап вхождения в проектную деятельность и такое включение должно проходить поэтапно, начиная с самого простого. При этом должны учитываться необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Начиная с 1 класса дети могут работать над творческими проектами, представляя себя авторами, издателями, художниками и как результат их работы появляются книжки-малышки, иллюстрации к произведениям, постановки, где дети выступают как в роли режиссеров, так и актеров. Такие проекты используются и на уроках математики и технологии, и русского языка. В подготовке к таким проектам ученики анализируют и подбирают материал (конечно еще не самостоятельно, а с помощью педагога или родителей), учатся придумывать задания и вопросы для одноклассников. Подготовив дополнительный материал из книг и журналов, представляют его на уроке в виде сообщения или макета. Данные проекты носят индивидуальную форму выполнения. Это такие проекты «Моя любимая буква», «Наш питомец», «Загадки в числах».Во 2-м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой”. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.  По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».В 3-4-м классах мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни. Таким же образом построена подготовка к проекту по проблеме загрязнения водоемов. И, может быть, решения этой экологической проблемы носили в большинстве своем достаточно фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего открытия.Используя метод проекта, учитель управляет деятельностью учащихся, а не дает знания в готовом виде, организует коллективные обсуждения при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению. По временным аспектам Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития. По временным критериям в этот период надо ограничить одним уроком, а начиная со второго класса 2 урока и в течение двух недель. В 3-4 классе нужно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Система работы над проектами стороится на следующих основных образовательных технологиях:1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 3-5 минут. Для успешной презентации я стараюсь научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность. Презентация проекта, как правило, осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, конференции, слайд-шоу, компьютерной презентации.5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.В чём достоинства метода проектов?
  • Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  • Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
  • Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  • Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.
  • Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
  • Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.