Федеральная образовательная программа - путь к обновлению


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Федеральная образовательная программа - путь к обновлению
Автор: Борздова Анна Владимировна

Федеральная образовательная программа – путь к обновлению. учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «ДС №16» Борздова А.В.Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С целью осуществления коррекционной работы на базе детских садов функционируют ы, которые обеспечивают индивидуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений.Основными документами нормативно-правовой базы работы логопедического пункта ДОУ являются: Федеральный уровень:1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.3 Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».4. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020г. "Р-75 "Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13.6. ФОП среднего общего образования от 23.11.2022 г.На уровне ДОУ:1. Положение о логопедическом пункте ДОУ.2.Положение о работе психолого-педагогического консилиума ДОУ (ППк).3. Приказ «Об организации работы логопедического пункта» ДОУ.4. Договор о сотрудничестве дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) ребенка . Поговорим о главных аспектах работы учителя-логопеда ДОУ на логопедическом пункте. Задачи КРР на уровне ДО:- определение ООП воспитанников, в т.ч. с трудностями освоения Федеральной программы и социализации в ДОО;- своевременное выявление воспитанников с трудностями социальной адаптации, обусловленными различными причинами;- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи воспитанников с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее - ППК);- оказание родителям (законным представителям) воспитанников консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;- содействие поиску и отбору одаренных детей, их творческому развитию;- выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;- реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения. КРР организуется: - по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей); - на основании результатов психологической диагностики; на основании рекомендаций ППк. КРР в ДОО реализуется в форме групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно-развивающих мероприятий, их количество, форма организации, методов и технологий реализации определяется ДОО самостоятельно, исходя из возрастных особенностей и ООП обучающихся.Содержание КРР для каждого обучающегося определяется с учётом его ООП на основе рекомендаций ППк ДОО.В образовательной практике определяются следующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения:1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;2) обучающиеся с ООП:- с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;- обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в т.ч. часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО;- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;- одаренные обучающиеся;3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).На логопедическом пункте (сокращенно «логопункт») оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. В силу ряда причин (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами, нехватка мест в речевых группах и др.,) детей со сложными речевыми дефектами мы тоже зачисляем на логопункт, что, конечно же, усложняет работу учителя-логопеда. А детей со сложными речевыми диагнозами становится с каждым годом все больше.В каком режиме проходят занятия на логопункте? Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 раз в неделю. Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям: организационная, диагностическая, коррекционная, профилактическая, научно-методическая.В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября) : систематизируется и пополняется методический материал, иллюстрированный и раздаточный материал для детей. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало, середина и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:• фонетическое недоразвитие;• фонетико-фонематическое недоразвитие;• общее недоразвитие речи.Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание) и с другими отклонениями в развитии, такими как ( задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на районную ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ или в логопедических группах района.Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают не более 25 детей в год.Благодаря тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики на логопункте ДОУ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Основная цель совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей ДОО - повышение результативности коррекционно-развивающей работы.Учитель-логопед помогает воспитателям усвоить основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка .Опыт работы свидетельствует, что коррекционно-развивающая деятельность будет эффективна только при тесном партнерстве учителя-логопеда с родителями.  Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А в современных образовательных условиях, родители являются непосредственными  полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и  шло на пользу в достижении  общих целей.Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяют  им   стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей.В современных  условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.  Организация работы  с семьей в ДОУ  ведётся по следующим направлениям:Информационное: - знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами развития детской речи;- знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.Образовательное: - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;- формирование у родителей  представления о готовности к обучению в школе.Таким образом, благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, но и создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.Федеральная образовательная программа определяет объем обязательной части образовательных программ детских садов. Данный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей. Также разработчики описали в нем вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы и особенности образовательной деятельности . В качестве отдельных пунктов в содержательный раздел включили способы, как поддерживать детскую инициативу, направления, по которым нужно взаимодействовать с родителями, коррекционно-развивающую работу и федеральную рабочую программу воспитания. Всего в содержательном разделе ФОП ДО семь пунктов.Задачи и содержание обучения и воспитания по образовательным областям. ФОП ДО предусматривает те же образовательные области, что и ФГОС, – здесь нет никаких изменений. Но содержание образовательной деятельности по областям разработчики описали для детей от 2 месяцев до 7 лет. Кроме задач и содержания образовательной деятельности, в каждой образовательной области теперь еще есть задачи воспитания.Формы, способы, методы, средства реализации ФОП ДО. Педагоги вправе выбирать их самостоятельно. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и индивидуальным особенностям детей, целям и задачам образовательной деятельности.Образовательная деятельность и культурные практики. В этом пункте разработчики определили понятие «занятие», указали на потенциал игры для разностороннего развития детей. Обозначили возможности культурных практик.Поддержка детской инициативы. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов. Теперь в федеральной программе – это отдельный пункт в содержательном разделе.Взаимодействие с родителями. Этот пункт содержит основные направления и формы взаимодействия с семьей. Также разработчики сделали акцент на принципах, которым должны следовать педагоги в работе с родителями.Коррекционно-развивающая работа. Согласно ФОП ДО коррекционно-развивающая работа предусматривает: коррекцию нарушений развития детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию. Коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников, в том числе детей с ООП, с ОВЗ, детей-инвалидов.Прежде всего, необходимо дать определение понятия коррекционно-развивающей работы.По мнению Л.А. Дружининой под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации, преодолению отклонений в их развитии. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой Федеральной образовательной программе ФОП ДО. Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования. Учитель-логопед стремится к достижению главной цели коррекционно-развивающей работы – воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и социализацию каждого дошкольника.