″Занимательная логопедия″, Звуки и буквы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ″Занимательная логопедия″, Звуки и буквы
Автор: Магомедова Татьяна Ивановна
Тема: Звуки и буквы.Цель занятия: Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.Задачи:Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”Расширить словарный запасСпособствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторикиРазвивать умения говорить и слушатьПробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную формуОборудование:Кабинет со столами, аудиомагнитофон, кассета с записью звуков природы, доска магнитная, карандаши цветные.Космическое приключение.1. ОРГМОМЕНТЗдравствуйте, ребята! Меня зовут Т.И. А вас?Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?2. ХОД ЗАНЯТИЯ:Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.Нам понадобиться транспорт, – какой?Рисуем ракету.3. ЗВУКИ.МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?Овена-барана?Большая и малая медведицы?Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.4. ФИЗМИНУТКАКосмонавт не ленись,Вправо, влево повернись,Руки вверх, руки внизНаклонись, назад прогнись,На одной ноге постой,На другой ноге постой -Это сделать нелегко.Теперь прыгай высоко.5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕКакие же они звуки речи?Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕНа обратной стороне звуки - не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,Когда не едим – они отдыхают,Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)Посильней ты их раздуй.На горячее подуй. (Щеки)Всегда он в работе,Когда мы говорим,А отдыхает, когда мы спим. (Язык) Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми. - Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали согласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гласные7. БУКВЫЗатем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)8. ИТОГКакие звуки речи мы знаем?Как произносятся гласные звуки?С помощью чего произносятся согласные?Чем звуки отличаются от букв?