Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.
Автор: Иванова Светлана Петровна

Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников. Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям. Й. ЭтвёшЖизнь современного человека проходит в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий.  Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали все своими руками. Изменился мир, появились новые возможности для педагогов. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.      Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео и фотокамер, планшетов, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять, широкие возможности для познавательного развития.Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.Использование компьютерных технологий помогает:  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать занятия более наглядными и интенсивными; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес;реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)Воспитатель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении, контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, досугов.Используя ИКТ, у детей формируются столь важные операции мышления, как обобщения, классификация, повышается самооценка дошкольников. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.Играя в интерактивные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.  Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций. Хотелось бы подробнее остановиться на разделе: Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ.Интерактивная доска используется в ДОУ для организации практически всех видов свободной и непосредственно образовательной деятельности: математики (ФЭМП), ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т. д. Для педагогов отпала необходимость готовить к занятиям громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии.Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски. У детей повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.Навыки педагога, необходимые для применения интерактивной доски: начальные знания устройства компьютера; работа в программах: Word, PowerPoint, SMART Noteboоk.IQ. Board;практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ). Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.Список используемой литературы:
  • Венгер, Л.А. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.
  • Калинина, Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008;
  • Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. № 3
  • Смирнова, Е. О. Право на игру. Современное дошкольное образование, №1, 2011, С.28-31 
  • Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  • Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.