Рабочая программа курса «Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа курса «Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём»
Автор: Осипова Светлана Евгеньевна

Пояснительная запискаРабочая программа курса «Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём» направления «Проектно-исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся начальных классов (1-4 классы), составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» на 2023/2024 учебный год.Направление внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.Цель курса - включение младших школьников в активную проектно-исследовательскую деятельность, расширение и углубление представлений учащихся о способах и этапах ведения групповой проектной работы.Основные задачи курса:1. Развивать исследовательские способности.2. Повышать степень самостоятельности в деятельности.3. Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его индивидуальных возможностей.4. Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.5. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.6. Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности.Актуальность программыАктуальность программы в том, что активная групповая исследовательская работа формирует умение использовать различные способы поиска информации бумажных и электронных источниках); аргументированно представлять собственную позицию, адекватно с учётом правил речевого этикета вести учебный диалог, что не мало важно в современном мире. Освоив деятельностные этапы проекта, в дальнейшем дети смогут самостоятельно успешно работать в команде, осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации, презентовать результаты совместной работы, осознанно подходить к исследованию фактов языка.Предоставление школьникам возможности участвовать в проектно- исследовательской деятельности важное направление образовательной деятельности учителя в современной начальной школе, которое позволит активизировать процесс обучения в соответствии с требованиями и планируемыми результатами ФГОС НОО.Срок реализации программыПрограмма представляет систему занятий для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения –135 часов, в том числе в 1 классе -33 часа, во 2 классе- 34 часа, в 3 классе-34 часа, в 4 классе -34 часа.Принципы содержания курса:1. Принцип гуманистической направленности, который предполагает отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечиваетцелостность, преемственность и взаимосвязь между:
  • основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным);
  • урочной и воспитательной деятельностью;
  • всеми участниками внеурочной деятельности (педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры и т.д.);
  • индивидуальными системами воспитания и дополнительного образования.
  • 3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.5. Принцип успешности и социальной значимости, который направлен на формирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, создание ситуаций успеха в личностной и общественно значимой деятельности.Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Формы организации и место проведения занятий.Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, центральном парке, в зоне развивающего обучения.  Формы проведения занятий1.Работа в парах.2.Групповые формы работы.3.Индивидуальная работа.4.Самооценка и самоконтроль.5.Взаимооценка и взаимоконтроль.Виды деятельности, применяемые в реализации программы:• Выбор темы проекта• Поиск информации• Выявление проблемы• Нахождение путей решения проблемы• Выдвижение гипотезы• Исследовательская работа, опыты, эксперименты• Создание продукта проекта (постер, макет, презентация)• Представление проекта публике• Инсценирование, ролевая играПланируемые результаты освоения программыУченик получит возможность научиться:• видеть проблемы;• ставить вопросы;• выдвигать гипотезы;• давать определение понятиям;• классифицировать;• наблюдать;• проводить эксперименты;• делать умозаключения и выводы;• структурировать материал;• готовить тексты собственных докладов;• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);• Целеполагать (ставить и удерживать цели);• Планировать (составлять план своей деятельности);• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).Личностные и метапредметные результаты образовательного процессаЛичностные универсальные учебные действия.У ребенка формируются:• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.Личностные результаты в формировании у детей мотивации к обучению, в помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Метапредметные результатыРегулятивные:
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • Познавательные умения:
  • Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • Коммуникативные:
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Контроль и оценка планируемых результатов:В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания: учатся работать с анкетой, таблицей, диаграммой. Знакомятся с алгоритмами создания проекта и создают свои мини-проекты.Главным результатом своего труда для ученика является собственный проект по выбранной им теме. Проект оценивается по критериям, данным в тетради или составленным, при групповой работе с участием учителя.Ценностные ориентиры содержания курса:
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • включение учащихся в активную практическую деятельность по изучению русского языка;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности.
  • Содержание программы курса1-2 классы«Наш помощник – язык» - 5 чЧудо из чудес. Язык и речь – одно и то же? Как возник язык? Какие языки есть на свете? Защита проекта. «Мир слов» - 4 чДля чего придуманы словари? Архаизмы, неологизмы, омонимы. Синонимы и антонимы. Защита проекта по лексике «Добрые звуки»-14 чПоиграем со звуками. Транскрипция. Слабые и сильные позиции звуков. Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила. На сцене гласные! «Опасные» согласные Выходим на главное правило. Фонетическая задачка «Колобок». Фонетическая задачка «Гуси-лебеди». Фонетическая задачка «Маша и Медведь». Фонетическая задачка «Морозко». Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк». Защита проектов по фонетике«Живые буквы» - 11 чКто повелевает буквами? Как человек научился писать? Пиктография История письменности. Древнерусский алфавит. Самая молодая буква современного русского языка. Творческая мастерская: древнерусские буквы. Забавный алфавит. Каллиграфия. Защита проектов по графике Конкурс «Грамотеи».3-4 классыТеоретическая часть – 8 чМечтатель, исследователь, учёный: путь к открытиям. Кто такой лингвист и языковед? Учёные, занимающиеся исследованием языка и его законов. Какие существуют исследования: наблюдение, опыт, эксперимент.Наблюдение, опыт, эксперимент. Источники информации: бумажные и электронные. Знакомство с разными видами словарей русского языка. Школьный проект, из чего он состоит.Практическая (деятельностная) – 22 чОтработка начального этапа проекта по теме «Всему название дано: слова, их значение и происхождение». Название проектов: «Откуда города берут свои названия?», «Как возникли фамилии?», «История улицы, на которой я живу», «Собственные имена в моей семье». Распределение ролей. Отработка этапа проекта по постановке цели работы. Отработка этапа проекта по постановке цели. Отработка этапа проекта по планированию работы групп. Планирование работы. Корректировка этапа работы. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Отработка этапа проекта по сбору достоверной информации. Работа в библиотеке с каталогами. Поиск информации в сети Интернет. Анализ и отбор собранной информации. Достоверность информации. Основные логические операции. Анализ собранного материала. Методическая консультация. Создание письменного текста по результатам проекта. Анализ письменного текста. Методическая консультация. Создание устного текста сообщения и презентации к нему. Подготовка к презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. Типичные ошибки. Проектантов. Заключительная конференция. Лингвистические посиделкиТематическое планирование курса1-2 классыТематическое планирование3-4 классыУчебно-методическая литература для учителя:1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.).2. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010.3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.4. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе система заданий. – М.: Просвещение, 2010.5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №5Учебная литература для обучающихся:Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г. ( в двух частях)Методическое обеспечение:
  • Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» 1- 4 класс 2014 год.
  • Методические авторские пособия для учителя
  • Материально-техническое обеспечение занятий:
  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов, материалы на электронных носителях.
  • Методические рекомендации к организации самостоятельной работыРоль учителя в организации работы учащихся на этапе самостоятельного осуществления проекта существенно меняется. Педагог становится не руководителем (как на теоретическом этапе проекте), а внимательным наблюдателем, дающим своим ученикам творческую свободу и возможность самостоятельно работать над проектом. Но при этом учитель должен быть готов при необходимости прийти ребятам на помощь, поддержать их и помочь выбрать верное решение.Уже на первом этапе проекта дети могут встретить затруднения при выборе руководителя, обсуждении плана исследования. Учитель не спешит давать прямые советы, и, не называя конкретных фамилий детей, рекомендует при выборе руководителя обратить внимание на качества, которыми он должен обладать:
  • знающий,
  • умеющий слушать других,
  • авторитетный среди одноклассников.
  • Если возникли затруднения с планированием проекта, учитель готов напомнить, к примеру, один-два первых пункта. Это поможет детям вспомнить и зафиксировать все остальные его позиции.Очень важно держать под незаметным для детей контролем сбор материала и проверку его достоверности активное использование бумажных и электронных источников; внимание на использование только проверенных хранилищ информации. Учитель может принять участие в качестве равноправного члена группы в обсуждении полученной информации. Не навязывая своего мнения, предлагает варианты для проверки информации, приводит конкретные примеры.Важным этапом является самостоятельная работа учащихся с учётом ранее распределённых ролей в группе над оформлением результатов совместной деятельности. Могут возникнуть трудности в ходе обсуждения, например, несогласие всех участников группы с тем, что предлагают одноклассники. Важно, чтобы ребята контролировали корректное ведение диалога, подбирали уместные речевые средства для общения. Учитель может включиться в диалог детей, корректно внести изменения и предложить примеры разного оформления результатов.Все этапы проекта по-своему сложны для младших школьников. Но самыми трудными являются этапы демонстрации и обсуждения результатов. Не все дети готовы публично показывать свою работу, этому нужно учиться. На последних этапах проявляются чувства личной заинтересованности и ответственности за совместный труд, радость или разочарование от его результатов, умение их адекватно представить. Очень важно, чтобы ребята осознавали себя частью школьного (классного) коллектива и верили, насколько важно их личное участие в общем деле. Учителю обязательно нужно сохранить эмоциональный настрой и положительную мотивацию у всех участников проекта, сохранить их желание участвовать в следующей работе и укрепить веру в успех.На этапе общего обсуждения результатов проекта, представленных группами, учитель может в случае необходимости взять на себя руководство всем этим процессом: помочь сформулировать удачи, оценить трудности и возникшие ошибки, помочь оценить планы будущего участия в проектно- исследовательскойдеятельности. Например, учитель предлагает обсудить вероятность продолжения работы над проблемой, возможности развития темы в последующих классах. Выясняется эмоциональное впечатление участников проекта и желание заниматься проектно- исследовательской деятельностью в будущем.