"Где-то на сопках багульник цветет..."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Где-то на сопках багульник цветет..."
Автор: Ольга Степановна Медкова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениешкола-интернат № 3 «Технологии традиционных промыслов народов Севера»694240 Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Торфяная, 23 тел. 8 (42431) 5 – 14 – 83 mail: ОГРН 1026500915968; ИНН6507004589День открытых дверейИнтегрированное занятие по внеурочной деятельности«Где-то багульник на сопках цветет»Поронайск 2022Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Где-то багульник на сопках цветет…"
  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • - Сегодня мы познакомимся с кустарником, ас каким - это нам предстоит узнать. - Предлагаю провести мозговой штурм. Первое задание: послушайте описание растения. Может быть, кто-нибудь узнает, о каком кустарнике идет речь?В народе его называют: багун, багунник, головолом, душица, Произрастает в европейской части страны, в Сибири, на Дальнем Востоке в заболоченных лесах, на торфяных болотах в тундровой и лесной зонах. Кустарник невысокий (от 20 до 125 см), сильноветвистый. Корневище достигает 10 м в длину. Цветки (белые или розовые) собраны в щитки на концах веток. Одна из особенностей растения - специфический пьянящий запах. Особенно - цветки. - (Не узнали?) А теперь второе задание: Посмотрите на экран: какое растение перед нами? – (показ слайда)
  • Я вам раскрою секрет: это багульник.
  • Какая же тема нашего занятия? (тема багульник);
  • Что предстоит нам узнать о багульнике?
  • Предстоит узнать все о багульнике: где растет, как выглядит, какую пользу приносит, чем нам интересно это растение?
  • Я предлагаю назвать наше занятие «Где-то багульник на сопках цветет» 7.Сейчас прозвучит песня «Где-то багульник на сопке цветет» в исполнении ансамбля Самоцветы».Музыка В. Шаинского, стихи И. Морозова. Песня тех, чья молодость прошла на Дальнем Востоке в студенческих отрядах.О чем эта песня?А эпиграфом к уроку я предлагаю взять стихотворение «Багульник» Виктора Прядкина (слайд)Ты видел это розовое чудо -Багульник, распустившийся весной?Как будто облака из ниоткудаСпустились на тайгу для нас с тобой.И лес расцвёл! Бушует розоцветьем.Как этой красоты да не испить?Идём же поскорей! Хочу успеть яТебе её на память подарить.Виктор Прядкин, Тында 2014 г.Вывод: Мы узнали, что багульник имеет специфический запах, но почему поэты и композиторы пишут стихи о нем и музыку? (это растение красивое)- Какое настроение вызывает у вас стихотворение Виктора Прядкина? (чувство радости, начало весны, желание передать эту радость другим).-Какие выразительные средства автор использует, чтобы передать красоту багульника? (сравнение: багульник как будто облака из ниоткуда, метафора: розовое чудо. Автор использует вопросительные предложения, как будто приглашает для разговора о багульнике, этом красивом кустарнике)Итак, поэты пишут стихи, сочиняют песни. - А сейчас мы приглашаем вас познакомиться еще с одним стихотворением, автор которого находится у нас в гостях.Это Елена Алексеевна Бибикова - А что известно об авторе этого стихотворения? Елена Алексеевна, мы познакомим всех с некоторыми фактами вашей жизни. А вы, если посчитаете нужным, добавите.(Она уйльта, родилась в июне 1940 года Семья жила таежной жизнью. Отец занимался оленеводством, был хорошим охотником. Мать прекрасно шила меховые и кожаные одежды, изготовляла предметы быта. Во время Великой Отечественной войны отец служил в армии, принимал активное участие в освобождении южного Сахалина и Курил. После окончания школы поступила в педагогическое училище в г.Александровск-Сахалинский, а затем закончила педагогический институт.Обучала детей их родному языку, родной уйльтинской культуреуйльта, так как хотела свои знания передать подрастающему поколению.Еленой Алексеевной выпущены детские книжки на родном языке. Их с удовольствием читают дети, так как они могут прочитать произведения как на уйльтинском, так и на русском языках.- (учитель читает стихотворение, отпечатанные листы перед учениками) на русском и уйльтинском языке.-Работа с текстом:Учитель русского языка:- Скажите, о чем это стихотворение? (В немговорится о розовом багульнике-красивом таежном растении, которое современные люди и техника уничтожают.- Почему автор стихотворения жалеет, что так все происходит? (потому что всю свою жизнь народы Севера проживали и живут в тесной связи с природой.).- Как построено это стихотворение? (Оно построено в виде диалога. Человек спрашивает, а багульник отвечает.)Учитель родного языка (уйльта):- Какие знакомые слова науйльтинском языке вам встретились в стихотворении?) -Прочитайте, пожалуйста вопросительные предложения. (Где ты есть?. Где ты, где?). Найдите их в уйльтинском тексте. (читают по-уйльтински)-Почему автор не может найти багульник? Какие причины послужили исчезновению багульника? (найдите строки: Железо, топча, меня уничтожило, Человек, топча, меня уничтожил)- Найдите ответы багульника на уйльтинском языке.Учитель русского языка:- Почему багульник приглашает к себе в гости только хороших людей? (хорошие люди не будут уничтожать его…) - А ведь у багульника, кроме красоты, есть еще хорошие свойства: я предлагаю вам найти информацию на импровизированном цветке: 1.Багульник используют для приготовления лекарств. 2.Растение используют для лечения домашних животных.  3.Еще в древности люди знали о целебных свойствах багульника, верили, что он гонит прочь болезни телесные, и мысли недобрые. 4. Багульник является частью ритуалов у шаманов, а такжеявляется оберегом.5.- О чем просит багульник людей? Найдите строки и прочитайте на русском и уйльтинском(Люди хорошие, Берегите меня, берегите меня.) Учитель родного языка (уйльта):- Предлагаю вам прочитать это стихотворение по ролям на уйльтинском языке: багульник и человек.-Понравилось ли вам стихотворение на уйльтинском языке? Учитель русского языка:- Что общего в уйльтинском и русском звучании? (И в одном и в другом случае автор передает грусть об исчезающем растении) Учитель родного языка (уйльта):- найдите строки на уйльтинском языке, где человек обращается к розовому багульнику, беспокоится о том, что не видит багульника: «Си хандубисе?» - Где ты, где? Как обращаются к багульнику? (Обращение как к человеку. А как звучит ответ багульника? вопиющий, кричащий, показывающий жестокость человека и современной техники: Найдите строки, где говорится просьбеСиндаусумиттэи,УлингатарисалАсараусумимбе,Асараусумимбе(Приходите ко мне, люди хорошие,Берегите меня,Берегите меня!-Скажите, а есть надежда багульника в том, что люди спасут его?(Да, ведь он просит людей о помощи)Учитель русского языка:-Скажите, а что можно сделать, чтобы багульник поверил нам? (Можно написать ему письмо) Дорогой багульник, не переживай. Мы постараемся рассказать рабочим о твоей красоте, познакомим их со стихами поэтов о багульнике. А еще мы расскажем, что ты приносишь пользу людям: тебя используют для приготовления лекарствМы надеемся, что и люди, и техника не будут больше губить такое прекрасное растение, и ты будешь радовать всех своей красотой, как в стихотворении Виктора Прядкина: розовое чудо, как будто облака из ниоткуда. Живи, надейся и радуйся жизни. А письмо можно передатьЕлене Алексеевне. Она поедет в гости в Ноглики и передаст письмо багульнику.- В заключении я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения словацкого поэта ГвездославаПаволаЯ сорвал цветок – и он увял,Я поймал мотылька –И он умер у меня на ладони,И тогда я понял,Что к красоте нужно прикоснуться сердцем!(Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт.)Как можно понять слова Павола?Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Заботясь о природе – это забота человека о себе, ибо он – часть природы. Но еще точнее – эта забота человека о человечестве.-Ваши впечатления о занятии.-Что нового вы сегодня узнали? Итак, багульник:1.Имеет специфический ( ), но очень ( ) растение, поэтому ему посвящают ( ). Его надо ( ), потому что его используют в ( ).