"Как привить любовь к чтению"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как привить любовь к чтению"
Автор: Галина Владимировна Максимова

Как привить любовь к чтению детямДаже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление — гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность, это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?Как привить ребёнку любовь к чтению с рождения
  • Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так. Фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
  • Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастешь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
  • Предоставьте детям свободу выбора. Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.   
  • Как привить интерес к чтению на собственном примере 
  • Формируйте читательские привычки. У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
  • Подавайте личный пример. Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример — держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.  
  • Ошибки, которые отобьют у ребёнка интерес к чтению
  • Начинать слишком рано
  • Если вы хотите развить любовь к самостоятельному чтению у ребёнка, не начинайте преждевременно. В 3–4 года ребёнку интересно слушать, как ему читают вслух детские сказки и произведения, но самому садиться за изучение букв — рановато. 
  • Читать вслух невнятно
  • Чтобы ребёнок заинтересовался чтением, начинайте с выразительного чтения вслух. Используйте весь актёрский талант, чтобы удержать внимание ребёнка. Со временем он втянется и захочет читать сам. 
  • Давить психологически
  • Не получится привить любовь к книгам у ребёнка, если наседать и требовать быстрых результатов. Пусть читает, что нравится, и начинает, когда почувствует желание. Давлением вы ничего не добьётесь. Как вы видите, привить своему ребёнку любовь к чтению не так уж и сложно, главное, поддерживайте в нём интерес к литературе и подавайте пример. Приучить — то ли это слово?«Приучают» к чему-то, без чего человек сначала легко обходится. К горшку, например. При этом большинство младенцев к моменту «приучения» еще вполне устраивают памперсы. То есть «приучение» — это сознательные, целенаправленные усилия родителей, которые посчитали, что время перемен пришло. Даже если сам ребенок так пока не считает.В идеале с чтением так быть не должно.Не должно быть у ребенка периода в жизни, когда его не окружали бы книжки.И я не только о специальных малышовых резиновых и картонных книгах (хотя очень важно, чтобы они тоже были среди прочих ранних игрушек). Я о том, что маленький ребенок (проверено!) больше всех своих игрушек ценит взрослые вещи, те, которыми пользуются окружающие его Большие. И если в число этих Взрослых Вещей входят книги, то очевидно, что, как только малыш будет иметь возможность их брать, он будет стараться это делать.Конечно, он будет пытаться на них рисовать. И рвать их (особенно если это модные книжки с «клапанами» — ух как эти клапаны и окошечки здорово отрываются!). И нельзя ему этого позволять. Но при этом можно садиться с ним рядом и показывать: «Ой, смотри, домик! А вот тетя пошла — топ-топ-топ». Мы так «читаем» сейчас с двухлеткой все книжки, которые подворачиваются нам под руку — и детские, и взрослые (даже в папиных учебниках по истории можно найти «дядю, который стоит» и «лошадку, которая говорит “иго-го”»). А порой уже сам мой двухлетний Спиридон берет с полки какую-нибудь книгу, листает ее в поисках картинок и сидит над ней, что-то тихо приговаривая. Чтение вслухКажется, уже аксиома — мысль, что ребенку надо читать вслух. И не только совсем маленькому.Чтение вслух — это удивительный момент совместного проживания книги.И отказываться от этого единения в чтении не хочется, даже когда ребенок уже совсем не малыш. Честно говоря, мы с моим старшим, тринадцатилетним сыном иногда выкраиваем время и потихоньку читаем вслух какую-нибудь художественную книгу. Ну а когда ребенку от трех и до десяти лет — это просто обязательное для мамы/папы занятие. Которое, на самом деле, становится огромным удовольствием.Я знаю, что многие семьи читают по очереди: страницу взрослый, страницу ребенок. У нас это не принято. Если ребенок хочет, он может почитать мне и другим детям другую книгу в другое время (и периодически один из братьев, например, по собственному желанию читает на ночь пятилетней Лизе). Но наше вечернее чтение вслух — это именно мое чтение. Дети в этот момент полностью «ныряют» в книжку в качестве слушателей.Как именно мы читаем, зависит от книги. Если текст непростой для восприятия, я останавливаюсь, спрашиваю, знают ли они какое-то сложное слово. Если текст психологически или сюжетно «закрученный», могу прерваться и спросить: «Как ты думаешь, почему он не стал отвечать?» или «Давай попробуем угадать, как она сейчас поступит?». Иногда я стремлюсь к тому, чтобы детям была важна причинно-следственная связь. Если они ее не увидели, мы можем вернуться к предыдущим страницам, еще раз перечитать то место, которое является «ключом» к поступку или словам персонажа.Но при этом книга, которую мы читаем вслух, должна быть динамичной и интересной. Такой, чтобы после обязательной одной главы кто-нибудь из детей жалобно воскликнул: «Ну можно еще одну?!»Для меня, как для филолога и педагога, очень важно ненавязчиво и с самого раннего возраста приучать детей внимательно вчитываться в книгу. Потому что я с грустью вижу, как многие одиннадцатиклассники не справляются с простейшим, на самом деле, сочинением по ЕГЭ: они просто не умеют анализировать тексты. Вычитывают в них совершенно не то, что «закладывал» автор. Иногда выпускники даже не могут правильно представить фактическую сторону описываемых событий: неверно определяют направление движения героя, не понимают, кто кого вызвал на дуэль, и тому подобное. Внимание к деталям, чуткость к авторской оценке — все то, на что пытаются «натаскать» репетиторы по ЕГЭ, на самом деле с детства органически усваивается читающим ребенком.У каждого есть «своя» книгаИ снова мы возвращаемся к исходной точке — так как сделать, чтобы ребенок вырос «читающим»?Да, читать самому (то есть научиться самому родителю находить удовольствие и отраду в чтении).Да, читать ребенку вслух.А еще?А еще тратить время, силы и деньги, чтобы ребенок рос в «мире книг».Что я имею в виду?Ребенок должен быть окружен книгами на его возраст. Разными, хорошими, интересными. Для этого кто-то (в идеале — родитель) должен помнить о «классике» и следить за новинками, отбирать из них то, что может понравиться именно этому ребенку, доставать это (покупать, брать в библиотеке, одалживать у знакомых) — и предлагать ребенку почитать.Не настаивать. Не навязывать. А просто показывать книгу, может быть, говорить о ней пару слов и класть на видное место.Дальше — выбор самого ребенка. Но пусть у него будет возможность этого выбора.…Мой старший сын читал всегда. Постоянно. А вот мой второй, ныне одиннадцатилетний, долгое время был «нечитающим» ребенком. С удовольствием слушал мое чтение вслух — и на этом все заканчивалось.И тогда я начала особенно усердно искать ему «цепляющие» книги. Пыталась по нашему совместному чтению определить, какие сюжеты ему особенно нравятся. (Вывод — фантастика, сказочные повести с приключениями.) Ну а дальше рядом с Алешей постоянно появлялись интересные книги: «Дикий робот» Питера Брауна и «Снегозавр» Тома Флетчера, «Господин Розочка» Зильке Ламбек и приключения Джорджа (цикл романов Стивена Хокинга), Кир Булычёв и «Хоббит»… Тянулись месяцы. Книги лежали нетронутыми. Мой метод явно не работал.И вдруг однажды Алеша открыл одну из купленных мною книг (это была книга Норы Майорош «Охотники за планетами») — и читал не отрываясь несколько вечеров подряд.Я наконец попала в «его» книгу!С тех пор он стал «читающим» мальчиком, но по-прежнему, в отличие от старшего брата, читает не все, что попадает в его руки, а только то, что «зацепит».«Книжная культура» сегодняВначале я говорила о том, что «приучать» к книгам не надо — надо сделать так, чтобы книги были для ребенка естественной средой обитания.И все же, все же… Родительских усилий на самом деле требуется много. Как я уже отмечала, пока ребенок еще не совсем самостоятельный, нужно «снабжать» его книгами. Причем самыми лучшими! А для этого нужно читать их самим, следить за новинками, не лениться сверять свои «топ-листы» со списками других родителей и педагогов.Но, кроме самих книг, здорово еще создать ребенку «читательскую среду». Когда ребенок маленький (лет до девяти, пожалуй), ему очень хочется еще как-то «проживать» прочитанное. В игре, например. Или в каких-то активностях.Можно организовать это дома. Поиграв в сюжетную игру по мотивам прочитанного. Или сочинив для него квест по книге (это совсем не сложно на самом деле). Недавно моему третьему сыну исполнилось девять лет, и не я, а одиннадцатилетний Алеша устроил ему на день рождения квест по трем книгам Пауля Маара о Субастике, которые именинник недавно прочитал). Если вам трудно придумать что-то самим, можно поискать наработки других людей. Например, у чудесной современной писательницы Валентины Дёгтевой есть несколько литературных сюжетных игр (в частности, по «Муми-троллям» и по «Маугли»). Ну и, наконец, сейчас просто огромное количество «вокругкнижных» мероприятий. Конечно, за анонсами надо следить — но это правда того стоит. К примеру, сразу после выхода книги Руне Белсвика «Простодурсен» издательство «Самокат» проводило целую серию книжных посиделок с героями этого произведения — был здесь и марципановый пир, и поделки, и много чего еще…В книжном магазинчике при издательстве  (Москва) регулярно проводятся мастер-классы, игры и прочие активности «вокруг книг». Учитель и многодетная мама Елена Литвяк устраивала там книжное чаепитие с Мэри Поппинс и учила детей делать настольную игру по книге Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».Это только несколько примеров того, как можно продлить переживание ребенком конкретной книги.А есть ведь еще театральные постановки и экранизации. Можно прочитать книгу, а потом посмотреть, как прочитал ее режиссер, — и сравнить, что он изменил, и поразмышлять, почему он так сделал.