Информационно-библиотечный центр как ключевой элемент школы цифрового века. Задача цифровизации сегодня включена во многие сферы жизни и производства. Технологии цифровизации успешно внедряются, улучшая при этом качество жизни. Не возможно обойтись без цифровизации и в образования. Если объяснять этот термин «по-простому», то цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям современного дня и помогающим формировать конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире». Именно внешняя среда определила вектор развития библиотеки как информационно-библиотечного центра, с главной задачей - максимально и разумно использовать новые информационные технологии и цифровые ресурсы для повышения качества обслуживания учащихся и педагогов. На сайте Министерства образования Новосибирской области размещён проект «Об утверждении Концепции развития школьных информационно - библиотечных центров на территории Новосибирской области». Где четко определено, какой должна быть современная школьная библиотека: - это информационное пространство, в котором обеспечен открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и управляемым цифровым коллекциям; - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений; - это место коллективного мышления и творчества; - это ключевой элемент инфраструктуры чтения и формирования читательских навыков. Библиотека гимназии № 1 им. А.Л. Кузнецовой, выиграв конкурс, вступила в проект Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек» и успешно реализует его, оказывает методическую поддержку педагогам – библиотекарям, представляя опыт работы на районном, региональном и Всероссийском уровнях. В рамках проекта было получено новое оборудование: рабочее место библиотекаря, 5 компьютеров для читателей, точка доступа в Интернет, МФУ, мобильные планшеты для чтения. Педагоги - библиотекари образовательных организаций, вошедшие в проект модернизации библиотеки, получили возможность обучения на курсах повышения квалификации. Улучшилась материальная сторона, появился интерес читателей к библиотеке, а главное к книгам. Все мы знаем, сколько сегодня стоит книга. А для привлечения детей в библиотеку просто необходимо заполнить полки хорошими детскими книгами. Возможность пользоваться контентом электронных изданий детской литературы позволила это сделать: вначале в него вошли 634 наименования книг в основном русской и зарубежной классики, затем фонд электронного контента пополнился еще на 833 наименования хорошо оцифрованных, иллюстрированных детских книг и ежегодно эти цифры увеличиваются В гимназии одной из первых была налажена работа виртуального читального зала, предоставив за это время более 1600 наименований электронных изданий художественной литературы для детей и подростков, сначала на платформе АИБС «Электронный каталог для школ Новосибирской области» на сайте biblio.edu54.ru, а затем на платформе ЛИТРЕС: школа. Стало возможно чтение не только программных произведений, теперь здесь есть стихи и сказки для младших школьников, научно-познавательная литература, словари, справочники, исторические книги, литература патриотической направленности, а также занимательные детективы и фантастика. Возможность выхода в Интернет через Wi-Fi , доступ к виртуальному читальному залу, к открытым ресурсам Президентской библиотеки и другим фондам больших библиотек с успехом привлекают читателей. Кроме этого существует множество бесплатных мобильных приложений, помогающих выстраивать современную библиотечную деятельность: - это и мобильные версии каталогов библиотек, с коллекциями бесплатных книг, - виртуальные туры по читальным залам и известным музеям, которые позволяют совершить индивидуальную или коллективную экскурсию. - применение QR-кодирования в библиотеке, когда можно быстро предоставить читателю ссылку на любой источник информации, код легко считывается любым мобильным устройством. Активно используем этот прием для книжных выставок, в организации конкурсов и проведении игр и викторин. - мобильное приложение Аurasma, которое легко позволяет «оживить» обложки книг, когда читатель наведя планшет или телефон на иллюстрацию может увидеть говорящего или поющего литературного героя - это и приложением Quizizz – что означает «игра в живую» для проведения игр и викторин онлайн с моментальным отражением результатов игры на экране - это и квест-игры с использованием мобильных устройств, и создание интерактивных библиотечных плакатов, и многие другие новые формы библиотечной деятельности. Это даёт возможность активизировать читательскую деятельность гимназистов: мобильно готовить и проводить читательские конференции, литературные гостиные, конкурсы. Информация и фото-отчёты, о проведенных мероприятиях с использованием новых возможностей, публикуются на портале Новосибирской открытой образовательной сети НООС edu54.ru, который стал эффективным помощником в работе. На его страницах мы имеем возможность получать методическую поддержку, узнавать новости из области образования, смотреть, как работают коллеги, участвовать в конкурсах профессионального мастерства и детских творческих конкурсах. Уже много лет так проводится региональный конкурс «Моя любимая книга» по книгам виртуального читального зала, в котором наши читатели принимают активное участие и становятся призёрами. Работа информационного центра гимназии за эти годы была представлена на VI Всероссийской конференции «Педагогическое образование в современных условиях», на районном методическом совете, на межрайонных педагогических чтениях и др. Представляя Куйбышевский район на региональном семинаре «Инновационные подходы в деятельности базовых ИБЦ» мы были приглашены принять участие во Всероссийской дискуссионной площадке «Педсовет 76» в Ярославской области «ШИБЦ: региональная модель», где опыт работы Новосибирского региона на примере нашей гимназии, получил высокую оценку. На сегодняшний день в Куйбышевском районе участниками проекта по созданию информационно-библиотечных центров стали пять школ. Все же остальные школьные библиотеки района имеют доступ к Виртуальному читальному залу регионального информационного центра. Хотелось бы, чтобы в каждом образовательном учреждение открылся современный Школьный информационно-библиотечный центр. Так как это реалии сегодняшнего дня, инновационные формы работы, позволяющие помочь в образовании, обеспечить развитие и воспитание современных детей. Косьянчук Е.И., педагог-библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Гимназия №1 им. А.Л. Кузнецовой»