«Искусственный интеллект и его роль в образовательной деятельности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Искусственный интеллект и его роль в образовательной деятельности»
Автор: Бадараева Балма Эрдэмовна
Искусственный интеллект и его роль в образовательной деятельности
Аннотация: статья посвящена искусственному интеллекту и его роли в образовательной деятельности. В работе рассмотрена их цель создания, структура и особенности, этническая проблема.
На данный момент времени тема искусственного интеллекта актуальна, как никогда. Все чаще и чаще мы видим призывы к внедрению ее в процесс образования. Тем самым, поэтапно приучая нас, что от этого никуда не деться.
Смомента изобретения ЭВМ, а затем и компьютеров, ихспособность выполнять различные задачи продолжают расти. Человечество хочет развить мощность компьютерных систем, увеличивая выполнения задач иуменьшая размер компьютеров. Основной целью вобласти искусственного интеллекта— создание компьютеров или машин такихже разумных как человек.
Искусственный интеллект— это способ сделать компьютер, робота или программу способную также разумно мыслить как человек. При этом решение многих задач, относительно времени, значительно уменьшится. Актуальность создания искусственного интеллекта, в настоящее время, связана со сложностью проблем и задач, которые приходится решать современному человечеству. К таким проблемам можно отнести - космос, катаклизмы, неблагоприятные погодные условия, создание сложнейших инженерных проектов, использование современной техники в медицине, многие научные исследования.
Столь широкое использование ИИ обусловлено двумя важнейшими факторами:
он способен автоматизировать даже те процессы, которые ранее требовали участия человека: например, управление роботизированными механизмами на производстве (то есть в данном случае ИИ берет на себя наши обязанности).
он может быстро обрабатывать и анализировать поистине гигантские объемы информации и просчитывать варианты, используя множество переменных. Добавим к этому то, что машина не подвержена человеческому фактору, а ее работоспособность не зависит от эмоций и личных проблем. Как итог – области применения искусственного интеллекта очень широки и фактически ограничиваются только нашей фантазией и скоростью внедрения технологических новаций.
В настоящие время наука подошла к такому уровню своего развития, что появилась возможность создания искусственного интеллекта. Однако многие учёные скептически относятся к этому вопросу, т.к. существует множество проблем, которые пока не удаётся решить научным путём, например:
Сбои в системе приводящих к потери важных данных;
По мере того, как ИИ будет заменять человека, все больше людей останутся без работы и трудоустройства, что совсем не в пользу людей;
Несанкционированное использование в военный целях.
Развитие ИИ с больше вероятностью приведет к тому, что роботы будут думать за людей.
Мировой рынок решений в сфере искусственного интеллекта (ИИ) в 2018 г. составил $21,5 млрд, в 2024 г. он достигнет $137,5 млрд. Мировой рынок решений в сфере нейротехнологий в 2018 г. составил $1,3 млрд, в 2024 г. он увеличится до $7 млрд.
В России теме искусственного интеллекта уделяется достаточно много времени и ресурсов.
Российский рынок ИИ в целом в 2018 г. составил 189 млрд руб., к 2024 г. он увеличится до 907 млрд руб. Данный показатель включает в себя выручку компаний в сфере искусственного интеллекта, выручку прочих ИТ-компаний, которые разрабатывают продукты благодаря ИИ, и прирост выручки компаний из различных отраслей экономики, который был получен благодаря искусственному интеллекту).
Аналогичным образом, российский рынок нейротехнологий в целом в 2018 г. составил 45 млрд руб., в 2024 г. он вырастет до 65 млрд руб.
Хочется отметить, что ИИ касается многих сфер нашей жизни – транспорта, компьютерных игр, управления финансами, машинный перевод языков, анализ окружающей среды, мобильные приложения, медицина, промышленность, образование и прочее.
Что касается этнической стороны вопроса, то тут сложно спрогнозировать результат.
Интеллектуальные компьютеры являются более мощными, но будет ли эта мощь использоваться во благо или во зло? Те, кто посвящают свою жизнь разработкам в области искусственного интеллекта, ответственны за то, чтобы влияние их работы было положительным. Зависимость этого влияния соотносима со степенью успеха искусственного интеллекта. Даже первые шаги в области искусственного интеллекта повлияли на то, как осуществляются преподавание компьютерных наук, разработка программного обеспечения. Благодаря искусственному интеллекту удалось создать принципиально новые приложения, такие как системы распознавания речи, системы управления запасами, интеллектуальные системы наружного наблюдения, роботы и машины поиска.
Быстрое достижение в искусственном интеллекте успехов среднего уровня окажет влияние на повседневную жизнь всех слоев населения во всем мире. До сих пор такого рода всепроникающее воздействие на общество смогли оказать лишь компьютеризированные сети связи, такие как сеть сотовой телефонной связи и Internet, а искусственный интеллект оставался в стороне. Вполне можно представить себе, что действительно полезные персональные ассистенты для офиса или дома окажут большое положительное воздействие на повышение качества повседневной жизни, хотя они в краткосрочной перспективе и могут вызвать некоторые экономические неурядицы. Кроме того, технологические возможности, открывающиеся на этом уровне, могут быть также применены для создания оружия, появление которого многие считают нежелательным.
Наконец, кажется вполне вероятным, что крупномасштабный успех в создании искусственного интеллекта (появление интеллекта на уровне человека и превосходящего его) повлияет на существование большинства представителей рода человеческого. Изменится сам характер нашей работы и развлечений, так же как и наши представления об интеллекте, сознании и будущей судьбе человечества. На этом уровне системы искусственного интеллекта могут создать более непосредственную угрозу самоопределению, свободе и даже выживанию людей. По этим причинам нельзя рассматривать исследования в области искусственного интеллекта в отрыве от их этических последствий.
Теперь хочется выделить развитие ИИ в образовании. К сожалению, назвать его масштабным, или хотя бы полным очень сложно. Возможно, в некоторых регионах он вышел на новый уровень, но пока, увы, не повсеместно. Сложностью является сам налаженный процесс.
Польза и перспектива развития искусственного интеллекта в образовании:
ИИ позволит подбирать форму обучения для каждого человека индивидуально, исходя из его способностей, затрат времени на полное понимание и освоение учебного материала.
ИИ будет полезен в быстрой, правильной и справедливой проверке знаний после обучения, что гораздо упростит и ускорит оценивание.
Человек сможет заниматься самообразованием при помощи ИИ, а не путем получения знаний от другого человека. Необходимость в преподавателях перестанет быть, в итоге последние сами же смогут развиваться и получать знания уже в других сферах образования, так же при помощи ИИ.
Однако, проанализировав всю информацию о ИИ в образовании в России, современный рынок, мало дает нам готовых продуктов. Пожалуй, единственным более изученным является адаптивное обучение. И самым перспективным. Предполагается, что искусственный интеллект будет отслеживать успеваемость каждого отдельного обучающегося и либо подстраивать порядок показа блоков курса под его способности, либо информировать преподавателя о том, какой материал хуже усвоен, а какой лучше. Но, на данный момент, есть только несколько таких платформ. Одна из них - Stepik. Еще две платформы, в которых прослеживаются адаптивные технологии - logiclike (для маленьких учеников), а также проект для самоподготовки к ЕГЭ -Еxamer. Некоторые из них, я применяла на своих уроках информатики в качестве экспериментов.
Второе внедрение систем ИИ заключается в прокторинге. Прокторинг – это система слежки за студентом во время написания контрольных работ и сдачи экзаменов.
В прошлом, под прокторингом подразумевалось, что на протяжении всего экзамена за сдающим наблюдают через веб-камеру. На данный момент ситуация изменилась. Нам на помощь пришел ИИ. Он способен отслеживать действия множества сдающих: нет ли лишних людей в кадре, нет ли лишних голосов в помещении, как часто сдающий отводит взгляд от монитора, не пытается ли сменить вкладку в браузере. Все эти действия фиксируются как нарушения. В особых случаях, система дает сигнал человеку-проктору обратить внимание на того или иного сдающего. Только тогда за ним начнут следить через веб-камеру. Кстати, на данный момент, я нашла только одну платформу, которая занимается тотальной слежкой - Proctoredu. Их сервис популярен и имеет свой уровень развития.
Конечно, в сфере образования есть еще разные программы и сервисы, которые относятся к ИИ, к примеру, по проверке творческих работ, но они не так глобальны, на мой взгляд. Да, и идей сейчас очень много, только вся проблема заключается в реализации. Всё-таки, мы стоим, в начале пути современного применения искусственного интеллекта в сфере образования.
В заключении хочется отметить, что сфера образования, по-своему достаточно консервативна, поэтому внедрение ИИ идет очень медленно. Не стоит забывать, что любое внедрение происходит поэтапно. Тут же можно проследить первый этап – внедрение электронных журналов и дневников. Но опять же не во всех регионах. Ко второму этапу можно соотнести различные игровые платформы (геймификация), такие как Учи.ру, logiclike, Урок цифры, применяемые в образовательных процессах. На данный момент, мы вплотную подошли к третьему этапу. Будем надеяться на прорыв, благодаря искусственному интеллекту.
Учитель информатики МБОУ СОШ с. ТополевоБадараева Б.Э.