Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
Автор: Капленкова Оксана Викторовна

Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»Музыкальное развитие дома2Музыкальное воспитание3Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.Во время пальчиковых игр садитесь, друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.Использовать диски можно для занятий с детьми разного возраста. Веселые пальчиковые игры, музыкальные сказки, гимнастика под задорную музыку, подвижные ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, уроки лепки и рисования, все это будет интересно детям от рождения и до младшего школьного возраста. Занятия по методике Железновых обеспечивают раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫОБЕЗЬЯНКИОбезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики” )Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу,кладут под щёчку (”спят”)Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку”)ВОТ ЛЯГУШКИ(Ладони “прыгают” по коленям (столу).Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностьюСкачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываютсяКва,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают “ква-ква”) МАЛЕНЬКАЯ МЫШКАМаленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу иликоленям.)По городу бежит,Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,заглядывают в него.)И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат натыльной стороне одной из рук на столе (коленях).А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другуюладошку.)Я буду щекотать!» ПАУЧОК(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью,а затем по плечу другой руки)Паучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены,выполняют стряхивающее движение(дождик)).Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцырастопырены, качают руками (солнышко светит)Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальнымА за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.) ПЧЁЛКИ(Одна из рук стоит на столе,опираясь на локоть, пальцырастопырены (ёлка)На второй руке пальцы смыкаютсяв кольцо (улей). “Улей” прижат кёлке”)Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”).Дом для пчёл, а где же пчёлки?Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друго друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга,чередуя руки)Где же, Где же эти пчёлки?Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыриваютпальцы и шевелят ими (пчёлкилетают))Раз два, три, четыре, пять!