«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Автор: Павлова Оксана Александровна

Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Подготовил воспитатель: Павлова О.А.2024 годСовременные условия жизни общества предъявляют определенные требования к развитию личности, способной к самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».Актуальность данного вопроса подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом, который определяет направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости.В связи с этим в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы с дошкольниками.В начале работы по данному направлению были проанализированы данные педагогических наблюдений, которые показывают, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений. В связи с этим разработан план мероприятий, созданы условия для детского экспериментирования: пополнен центр опытно-экспериментальной деятельности различными коллекциями, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.Основная цель работы: создание условий развитие познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста.Для достижения этой цели определены следующие задачи:1.Расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.2.Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.3. Развитие способности рассуждать, делать выводы, заключения в ходе экспериментов, наблюдений.Согласно плану разработан цикл непрерывной образовательной деятельности, краткосрочных проектов, картотеки опытов, игр по экспериментированию.Во время непрерывной образовательной деятельности проводятся разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Это побуждает воспитанников к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.Для воспитанников младшего возраста используются элементарные опыты, которые не требуют какого-либо специального оборудования, но позволяют знакомить со свойствами неживой природы. Они с удовольствием определяют свойства бумаги, переливают воду из одной посуды в другую, определяют какие предметы тонут в воде, пускают мыльные пузыри. Все это вызывает у них удивление, и даже восторг от своих маленьких и больших открытий.Воспитанники старшего дошкольного возраста, участвуя в опытно-экспериментальной деятельности, пытают предугадать результат, сделать заранее вывод, выдвинуть гипотезы. С огромным удовольствием дети выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и другие. Используя проблемно-поисковый метод, педагог создает проблемную ситуацию, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опытно-экспериментальную деятельность и сделать выводы.Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Воспитатель просит помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку. В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).Эксперименты используются и при изучении математики. Так, например, воспитанники в ходе опытов сравнивают вес разных предметов, определяют длину предметов с помощью различных мерок, а так же делают выводы, что объем может быть одинаковым в неодинаковых сосудах.Что касается краткосрочных проектов, то темы бывают самые разнообразные, определяется предмет для изучения, выдвигаются гипотезы и доказываются в опытно-экспериментальной деятельности, делаются выводы. Это проекты на более детальное изучение свойств магнита, лимона, песка, воды и другие. Старшие дошкольники разрабатывают и реализуют индивидуальные проекты. Они дома проводят эксперименты, опыты с родителями, выдвигают различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, изучают новое и неизведанное. Опытно-экспериментальная деятельность находит широкое применение во время прогулок. Любое время года благоприятно для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У них появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это влияет на их самооценку.Всем известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.Для организации взаимодействия с семьями воспитанников организовано анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково - исследовательской деятельности детей. Изучив результаты, было выявлено, что большинство родителей заинтересованы в экспериментировании детей. Далее родителям были предложены рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях: «Проведите опыты с детьми дома», памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», а также активные ссылки для детского экспериментирования и кейс технологических карт с подробным описанием опытов и экспериментов. Такая форма взаимодействия оказалась достаточно продуктивной и вызвала интерес и у детей, и у родителей.Данные педагогических наблюдений доказывают положительное влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что детское экспериментирование как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. С ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы. А самое главное, детям нравится самостоятельно экспериментировать, проводить опыты, изучать новое и неизведанное!