"Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников"
Автор: Охрименко Ольга Тихоновна

СОДЕРЖАНИЕТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы3ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»Учебный предмет «Технология» в современной школе инте- грирует знания по разным предметам учебного плана и стано- вится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, про- ектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельност- ного подхода в реализации содержания .Предмет обеспечивает обучающимся вхождение в мир техноло- гий, в том числе: материальных, информационных, коммуника- ционных, когнитивных и социальных . В рамках освоения пред- мета происходит приобретение базовых навыков работы с совре- менным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности .Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе, являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого по- ложения России на внешнем рынке .Учебный предмет «Технология» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирова- ние пространства профессиональной ориентации и самоопреде- ления личности, в том числе: компьютерное черчение, промыш- ленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, техно- логии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и си- стемы автоматического управления; технологии электротехни- ки, электроники и электроэнергетики; строительство; транс- порт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов .Программа предмета «Технология» конкретизирует содер- жание, предметные, метапредметные и личностные результа- ты, которые должны обеспечить требование федерального госу- дарственного образовательного стандарта .Стратегическими документами, определяющими направле- ние модернизации содержания и методов обучения, являются:6 ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31 .05 .2021 287 «Об утверждении Федерального государ- ственного образовательного стандарта основного общего об- разования»; зарегистрирован в Минюсте России 05 .07 .2021, 64101)4Примерная рабочая программа6 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения Россий- ской Федерации 24 декабря 2018 г .) .Обновлённое содержание и активные и интерактивные мето- ды обучения по предмету «Технология» должны обеспечить вхождение обучающихся в цифровую экономику, развивать си- стемное представление об окружающем мире, воспитывать по- нимание ответственности за применение различных техноло- гий экологическое мышление, обеспечивать осознанный вы- бор дальнейшей траектории профессионального и личностного развития .ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИОсновной целью освоения предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных ком- петенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Рос- сийской Федерации .Задачами курса технологии являются:6 овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компо- нентом общей культуры человека цифрового социума и ак- туальными для жизни в этом социуме технологиями;6 овладение трудовыми умениями и необходимыми техноло- гическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исхо- дя из экономических, социальных, экологических, эстетиче- ских критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;6 формирование у обучающихся культуры проектной и иссле- довательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;6 формирование у обучающихся навыка использования в тру- довой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;6 развитие умений оценивать свои профессиональные интере- сы и склонности в плане подготовки к будущей профессио- нальной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы5ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИТехнологическое образование школьников носит интегратив- ный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с любым трудовым процессом и создаёт возможность применения науч- но-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности; включении учащихся в реальные трудовые отно- шения в процессе созидательной деятельности; воспитании культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и др .), самостоятельности, инициативности, предприимчивости; раз- витии компетенций, позволяющих учащимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения .Основной методический принцип современного курса «Техно- логия»: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания — построения и анали- за разнообразных моделей . Практико-ориентированный харак- тер обучения технологии предполагает, что не менее 75 % учеб- ного времени отводится практическим и проектным работам .Современный курс технологии построен по модульному принципу .Модуль это относительно самостоятельная часть структу- ры образовательной программы по предмету «Технология», имеющая содержательную завершённость по отношению к пла- нируемым предметным результатам обучения за уровень обу- чения (основного общего образования) .Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образова- тельных результатов за уровень образования (в соответствии с ФГОС ООО), и предусматривающая разные образовательные траектории её реализации .Модульная рабочая программа включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные . Организации вправе са- мостоятельно определять последовательность модулей и коли- чество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Технология» (с учётом возможностей материаль- но-технической базы организации и специфики региона) .Образовательная программа или отдельные модули могут реализовываться на базе других организаций (например, до- полнительного образования детей, Кванториуме, IT-кубе и др .) на основе договора о сетевом взаимодействии .6Примерная рабочая программаИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИМодуль «Производство и технологии»Модуль «Производство и технология» является общим по отношению к другим модулям, вводящим учащихся в мир тех- ники, технологий и производства . Все основные технологиче- ские понятия раскрываются в модуле в системном виде, чтобы потом осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулях .Особенностью современной техносферы является распро- странение технологического подхода на когнитивную область . Объектом технологий становятся фундаментальные составляю- щие цифрового социума: данные, информация, знание . Транс- формация данных в информацию и информации в знание в ус- ловиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере тех- нологий .Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс . Содержа- ние модуля построено на основе последовательного погружения учащихся в технологические процессы, технические системы, мир материалов, производство и профессиональную деятель- ность . Фундаментальным процессом для этого служит смена технологических укладов и 4-я промышленная революция, бла- годаря которым растёт роль информации как производственно- го ресурса и цифровых технологий .Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: истори- ко-культурное значение материала, экспериментальное изуче- ние свойств материала, знакомство с инструментами, техноло- гиями обработки, организация рабочего места, правила безо- пасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и при- менения технологий, а также характеризуются профессии лю- дей, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов . Изучение материалов и технологий пред- полагается в процессе выполнения учебного проекта, результа- том которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающи- мися . Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы7Модуль «Компьютерная графика. Черчение»При освоении данного модуля обучающиеся осваивают ин- струментарий создания и исследования моделей, знания и уме- ния, необходимые для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы .Содержание модуля «Компьютерная графика . Черчение» мо- жет быть представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях . Ориентиром в данном случае будут планируемые результаты за год обучения .Модуль «Робототехника»В этом модуле наиболее полно реализуется идея конверген- ции материальных и информационных технологий . Важность данного модуля заключается в том, что при освоении формиру- ются навыки работы с когнитивной составляющей (действия- ми, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер .Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструиро- вания, создания действующих моделей роботов, интегрировать разные знания о технике и технических устройствах, электро- нике, программировании, фундаментальные знания, получен- ные в рамках школьных предметов, а также дополнительного образования и самообразования .Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию ос- новного методического принципа модульного курса «Техноло- гия»: освоение технологии идёт неразрывно с освоением мето- дологии познания, основой которого является моделирование . При этом связь технологии с процессом познания носит двусто- ронний характер: анализ модели позволяет выделить составля- ющие её элементы и открывает возможность использовать тех- нологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта . Модуль играет важную роль в формиро- вании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и созда- ния технологий .8Примерная рабочая программаВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИМодуль «Автоматизированные системы»Этот модуль знакомит учащихся с реализацией сверхзадачи технологии — автоматизации максимально широкой области человеческой деятельности . Акцент здесь сделан на автомати- зацию управленческой деятельности . В этом контексте целесо- образно рассмотреть управление не только техническими, но и социально-экономическими системами . Эффективным сред- ством решения этой задачи является использование в учебном процессе имитационных моделей экономической деятельности .Модуль «Животноводство» и «Растениеводство»Данные модули знакомят учащихся с классическими и со- временными технологиями в сельскохозяйственной сфере . Осо- бенность технологий заключается в том, что они направлены на природные объекты, имеющие свои биологические циклы . В этом случае существенное значение имеет творческий фак- тор умение в нужный момент скорректировать технологиче- ский процесс .Кроме вариативных модулей «Растениеводство», «Животно- водство» и «Автоматизированные системы» могут быть разра- ботаны по запросу участников образовательных отношений дру- гие вариативные модули: например, «Авиамоделирование»,«Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегаю- щие технологии» и др .В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей:с алгеброй и геометрией при изучении модулей: «Компью- терная графика . Черчение», «3D-моделирование, прототипиро- вание, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях;с биологией при изучении современных биотехнологий в ин- вариантных модулях и при освоении вариативных модулей«Растениеводство» и «Животноводство»;с физикой при освоении моделей машин и механизмов, мо- дуля «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирова- ние, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;с информатикой и ИКТ при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора,ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы9хранения, преобразования и передачи информации, протекаю- щих в технических системах, использовании программных сер- висов;с историей и искусством при освоении элементов промыш- ленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле«Производство и технология»;с обществознанием при освоении темы «Технология и мир . Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производ- ство и технология» .МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕУчебный предмет «Технология» является обязательным компонентом системы основного общего образования обучаю- щихся .Освоение предметной области «Технология» в основной шко- ле осуществляется в 5—9 классах из расчёта: в 5—7 классах — 2 часа в неделю, в 8—9 классах — 1 час .Дополнительно рекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе 2 часа .10Примерная рабочая программаСОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИМодуль «Производство и технологии» (8 часов)
  • КЛАСС
  • Технологии вокруг нас . Преобразующая деятельность чело- века и технологии . Мир идей и создание новых вещей и про- дуктов . Производственная деятельность .Материальный мир и потребности человека . Свойства вещей . Материалы и сырьё . Естественные (природные) и искус-ственные материалы .Материальные технологии . Технологический процесс .Производство и техника . Роль техники в производственной деятельности человека .Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интел- лект-карт, метод фокальных объектов и др .Проекты и ресурсы в производственной деятельности чело- века . Проект как форма организации деятельности . Виды про- ектов . Этапы проектной деятельности . Проектная документа- ция .Какие бывают профессии .Модуль «Производство и технологии» (8 часов)
  • КЛАСС
  • Производственно-технологические задачи и способы их ре- шения .Модели и моделирование . Виды машин и механизмов . Мо- делирование технических устройств . Кинематические схемы .Конструирование изделий . Конструкторская документация . Конструирование и производство техники . Усовершенствова- ние конструкции . Основы изобретательской и рационализатор- ской деятельности .Технологические задачи, решаемые в процессе производства и создания изделий . Соблюдение технологии и качество изде- лия (продукции) .Информационные технологии . Перспективные технологии .Модуль «Производство и технологии» (8 часов)
  • КЛАСС
  • Создание технологий как основная задача современной науки . История развития технологий .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы11Эстетическая ценность результатов труда . Промышленная эстетика . Дизайн .Народные ремёсла . Народные ремёсла и промыслы России . Цифровизация производства . Цифровые технологии и спо-собы обработки информации .Управление технологическими процессами . Управление про- изводством . Современные и перспективные технологии .Понятие высокотехнологичных отраслей . «Высокие техноло- гии» двойного назначения .Разработка и внедрение технологий многократного исполь- зования материалов, технологий безотходного производства .Современная техносфера . Проблема взаимодействия приро- ды и техносферы .Современный транспорт и перспективы его развития .Модуль «Производство и технологии» (5 часов)
  • КЛАСС
  • Общие принципы управления. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Устойчивость технических систем .Производство и его виды .Биотехнологии в решении экологических проблем . Биоэнерге- тика . Перспективные технологии том числе нанотехнологии) .Сферы применения современных технологий .Рынок труда . Функции рынка труда . Трудовые ресурсы . Мир профессий . Профессия, квалификация и компетенции .Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека .Модуль «Производство и технологии» (5 часов)
  • КЛАСС
  • Предпринимательство.Сущность культуры предпринимательства . Корпоративная культура . Предпринимательская этика . Виды предпринима- тельской деятельности . Типы организаций . Сфера принятия управленческих решений . Внутренняя и внешняя среда пред- принимательства . Базовые составляющие внутренней среды . Формирование цены товара .Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы . Основ- ные элементы механизма защиты предпринимательской тайны . Защита предпринимательской тайны и обеспечение безопасно- сти фирмы .12Примерная рабочая программаПонятия, инструменты и технологии имитационного моде- лирования экономической деятельности . Модель реализации бизнес-идеи . Этапы разработки бизнес-проекта: анализ выбран- ного направления экономической деятельности, создание лого- типа фирмы, разработка бизнес-плана .Эффективность предпринимательской деятельности . Прин- ципы и методы оценки . Контроль эффективности, оптимизация предпринимательской деятельности . Технологическое предпри- нимательство . Инновации и их виды . Новые рынки для продук- тов .Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (32 часа)5 КЛАССТехнологии обработки конструкционных материалов (14 ча­ сов)Проектирование, моделирование, конструирование — ос- новные составляющие технологии . Основные элементы струк- туры технологии: действия, операции, этапы . Технологическая карта .Бумага и её свойства . Производство бумаги, история и со- временные технологии .Использование древесины человеком (история и современ- ность) . Использование древесины и охрана природы . Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород . Пиломате- риалы . Способы обработки древесины . Организация рабочего места при работе с древесиной .Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины .Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачист- ка, декорирование древесины .Народные промыслы по обработке древесины .Профессии, связанные с производством и обработкой древе- сины .Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины».Технологии обработки пищевых продуктов (6 часов)Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи .Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы13Значение выбора продуктов для здоровья человека . Пищевая ценность разных продуктов питания . Пищевая ценность яиц, круп, овощей . Технологии обработки овощей, круп .Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей . Определение качества продуктов, правила хранения продук- тов .Интерьер кухни, рациональное размещение мебели . Посуда, инструменты, приспособления для обработки пищевых продук- тов, приготовления блюд .Правила этикета за столом . Условия хранения продуктов питания . Утилизация бытовых и пищевых отходов .Профессии, связанные с производством и обработкой пище- вых продуктов .Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека».Технологии обработки текстильных материалов (12 часов)Основы материаловедения . Текстильные материалы (нитки, ткань), производство и использование человеком . История, культура .Современные технологии производства тканей с разными свойствами .Технологии получения текстильных материалов из нату- ральных волокон растительного, животного происхождения, из химических волокон . Свойства тканей .Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов .Последовательность изготовления швейного изделия . Кон- троль качества готового изделия .Устройство швейной машины: виды приводов швейной ма- шины, регуляторы .Виды стежков, швов . Виды ручных и машинных швов (стач- ные, краевые) .Профессии, связанные со швейным производством .Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной обуви, прихватка, лоскутное шитьё) .Выполнение технологических операций по пошиву проект- ного изделия, отделке изделия .Оценка качества изготовления проектного швейного изде- лия .14Примерная рабочая программаМодуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (32 часа)
  • КЛАСС
  • Технологии обработки конструкционных материалов (14 ча­ сов)Получение и использование металлов человеком . Рацио- нальное использование, сбор и переработка вторичного сырья . Общие сведения о видах металлов и сплавах . Тонколистовой металл и проволока .Народные промыслы по обработке металла . Способы обработки тонколистового металла .Слесарный верстак . Инструменты для разметки, правки, ре- зания тонколистового металла .Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тон- колистового металла .Профессии, связанные с производством и обработкой метал- лов .Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла».Выполнение проектного изделия по технологической карте . Потребительские и технические требования к качеству гото-вого изделия .Оценка качества проектного изделия из тонколистового ме- талла .Технологии обработки пищевых продуктов (6 часов)Молоко и молочные продукты в питании . Пищевая ценность молока и молочных продуктов . Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов .Определение качества молочных продуктов, правила хране- ния продуктов .Виды теста . Технологии приготовления разных видов теста (тесто для вареников, песочное тесто, бисквитное тесто, дрож- жевое тесто) .Профессии, связанные с пищевым производством .Групповой проект по теме «Технологии обработки пище- вых продуктов».Технологии обработки текстильных материалов (12 часов)Современные текстильные материалы, получение и свойства . Сравнение свойств тканей, выбор ткани с учётом эксплуата-ции изделия .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы15Одежда, виды одежды . Мода и стиль .Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, укладка для инструментов, сумка, рюкзак; изделие в технике лоскутной пластики) .Выполнение технологических операций по раскрою и поши- ву проектного изделия, отделке изделия .Оценка качества изготовления проектного швейного изделия .Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (20 часов)
  • КЛАСС
  • Технологии обработки конструкционных материалов (14 ча­ сов)Обработка древесины . Технологии механической обработки конструкционных материалов . Технологии отделки изделий из древесины .Обработка металлов . Технологии обработки металлов . Кон- струкционная сталь . Токарно-винторезный станок . Изделия из металлопроката . Резьба и резьбовые соединения . Нарезание резьбы . Соединение металлических деталей клеем . Отделка деталей .Пластмасса и другие современные материалы: свойства, получение и использование .Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из конструкционных и поделочных материалов».Технологии обработки пищевых продуктов (6 часов)Рыба, морепродукты в питании человека . Пищевая ценность рыбы и морепродуктов . Виды промысловых рыб . Охлаждённая, мороженая рыба . Механическая обработка рыбы . Показатели свежести рыбы . Кулинарная разделка рыбы . Виды тепловой обработки рыбы . Требования к качеству рыбных блюд . Рыбные консервы .Мясо животных, мясо птицы в питании человека . Пищевая ценность мяса . Механическая обработка мяса животных (говя- дина, свинина, баранина), обработка мяса птицы . Показатели свежести мяса . Виды тепловой обработки мяса .Блюда национальной кухни из мяса, рыбы .Групповой проект по теме «Технологии обработки пище- вых продуктов».16Примерная рабочая программаМодуль «Робототехника» (20 часов)
  • КЛАСС
  • Автоматизация и роботизация . Принципы работы робота .Классификация современных роботов . Виды роботов, их функции и назначение .Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функ- ции .Робототехнический конструктор и комплектующие .Чтение схем . Сборка роботизированной конструкции по го- товой схеме .Базовые принципы программирования .Визуальный язык для программирования простых робото- технических систем .Модуль «Робототехника» (20 часов)
  • КЛАСС
  • Мобильная робототехника . Организация перемещения робо- тотехнических устройств .Транспортные роботы . Назначение, особенности . Знакомство с контроллером, моторами, датчиками . Сборка мобильного робота .Принципы программирования мобильных роботов . Изучение интерфейса визуального языка программирова-ния, основные инструменты и команды программирования ро- ботов .Учебный проект по робототехнике («Транспортный ро- бот», «Танцующий робот»).Модуль «Робототехника» (20 часов)
  • КЛАСС
  • Промышленные и бытовые роботы, их классификация, на- значение, использованиеПрограммирование контроллера в среде конкретного языка программирования, основные инструменты и команды про- граммирования роботов .Реализация на выбранном языке программирования алго- ритмов управления отдельными компонентами и роботизиро- ванными системами .Анализ и проверка на работоспособность, усовершенствова- ние конструкции робота .Учебный проект по робототехнике «Робототехнические проекты на базе электромеханической игрушки, контролле- ра и электронных компонентов».ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы17Модуль «Робототехника» (14 часов)
  • КЛАСС
  • Принципы работы и назначение основных блоков, оптималь- ный вариант использования при конструировании роботов .Основные принципы теории автоматического управления и регулирования . Обратная связь .Датчики, принципы и режимы работы, параметры, приме- нение .Отладка роботизированных конструкций в соответствии с поставленными задачами .Беспроводное управление роботом .Программирование роботов в среде конкретного языка про- граммирования, основные инструменты и команды программи- рования роботов .Учебный проект по робототехнике (одна из предложен- ных тем на выбор).Модуль «Робототехника» (14 часов)
  • КЛАСС
  • Робототехнические системы . Автоматизированные и роботи- зированные производственные линии . Элементы «Умного дома» . Конструирование и моделирование с использованием авто-матизированных систем с обратной связью .Составление алгоритмов и программ по управлению роботи- зированными системами .Протоколы связи .Перспективы автоматизации и роботизации: возможности и ограничения .Профессии в области робототехники .Научно-практический проект по робототехнике.Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» (12 часов)7 КЛАССВиды и свойства, назначение моделей . Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования .Понятие о макетировании . Типы макетов . Материалы и ин- струменты для бумажного макетирования . Выполнение раз- вёртки, сборка деталей макета . Разработка графической доку- ментации .Создание объёмных моделей с помощью компьютерных про- грамм .18Примерная рабочая программаПрограммы для просмотра на экране компьютера файлов с готовыми цифровыми трёхмерными моделями и последующей распечатки их развёрток .Программа для редактирования готовых моделей и последу- ющей их распечатки . Инструменты для редактирования моде- лей .Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» (11 часов)
  • КЛАСС
  • 3D-моделирование как технология создания визуальных мо- делей .Графические примитивы в 3D-моделировании . Куб и кубо- ид . Шар и многогранник . Цилиндр, призма, пирамида .Операции над примитивами . Поворот тел в пространстве . Масштабирование тел . Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел .Понятие «прототипирование» . Создание цифровой объёмной модели .Инструменты для создания цифровой объёмной модели .Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» (11 часов)
  • КЛАСС
  • Моделирование сложных объектов . Рендеринг . Полигональ- ная сетка .Понятие «аддитивные технологии» .Технологическое оборудование для аддитивных технологий: 3D-принтеры .Области применения трёхмерной печати . Сырьё для трёх- мерной печати .Этапы аддитивного производства . Правила безопасного поль- зования 3D-принтером . Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере .Подготовка к печати . Печать 3D-модели . Профессии, связанные с 3D-печатью .Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (8 часов)
  • КЛАСС
  • Графическая информация как средство передачи информа- ции о материальном мире (вещах) . Виды и области применения графической информации (графических изображений) .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы19Основы графической грамоты . Графические материалы и ин- струменты .Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, гра- фики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, кар- та, пиктограмма и др .) .Основные элементы графических изображений (точка, ли- ния, контур, буквы и цифры, условные знаки) .Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров) .Чтение чертежа .Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (8 часов)
  • КЛАСС
  • Создание проектной документации .Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений .Стандарты оформления .Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике .Инструменты графического редактора . Создание эскиза в графическом редакторе .Инструменты для создания и редактирования текста в гра- фическом редакторе .Создание печатной продукции в графическом редакторе .Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (8 часов)
  • КЛАСС
  • Понятие о конструкторской документации . Формы деталей и их конструктивные элементы . Изображение и последователь- ность выполнения чертежа . ЕСКД . ГОСТ .Общие сведения о сборочных чертежах . Оформление сбороч- ного чертежа . Правила чтения сборочных чертежей .Понятие графической модели .Применение компьютеров для разработки графической доку- ментации .Математические, физические и информационные модели . Графические модели . Виды графических моделей .Количественная и качественная оценка модели .Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (4 часа)
  • КЛАСС
  • Применение программного обеспечения для создания про- ектной документации: моделей объектов и их чертежей .20Примерная рабочая программаСоздание документов, виды документов . Основная надпись . Геометрические примитивы .Создание, редактирование и трансформация графических объектов .Сложные 3D-модели и сборочные чертежи .Изделия и их модели . Анализ формы объекта и синтез мо- дели .План создания 3D-модели .Дерево модели . Формообразование детали . Способы редакти- рования операции формообразования и эскиза .Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (4 часа)9 КЛАСССистема автоматизации проектно-конструкторских работ — САПР . Чертежи с использованием в системе автоматизирован- ного проектирования (САПР) для подготовки проекта изделия . Оформление конструкторской документации, в том числе,с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР) .Объём документации: пояснительная записка, специфика- ция . Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей . Условности и упроще- ния на чертеже . Создание презентации .Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черче- нием, проектированием с использованием САПР, их востребо- ванность на рынке труда .ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИМодуль «Автоматизированные системы»8—9 КЛАССЫУправление. Общие представленияУправляющие и управляемые системы . Понятие обратной связи . Модели управления . Классическая модель управления . Условия функционирования классической модели управления . Автоматизированные системы . Проблема устойчивости си- стем управления . Отклик системы на малые воздействия .Синергетические эффекты .Управление техническими системамиМеханические устройства обратной связи . Регулятор Уатта .Понятие системы . Замкнутые и открытые системы . Системы с положительной и отрицательной обратной связью .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы21Динамические эффекты открытых систем: точки бифурка- ции, аттракторы .Реализация данных эффектов в технических системах .Управление системами в условиях нестабильности .Современное производство . Виды роботов . Робот-манипуля- тор . Сменные модули манипулятора . Производственные линии . Информационное взаимодействие роботов . Производство 4 .0 . Моделирование технологических линий на основе робототехни- ческого конструирования . Моделирование действия учебного робота-манипулятора со сменными модулями для обучения ра- боте с производственным оборудованием .Элементная база автоматизированных системПонятие об электрическом токе . Проводники и диэлектрики . Электрические приборы . Макетная плата . Соединение провод- ников . Электрическая цепь и электрическая схема . Резистор и диод . Потенциометр .Электроэнергетика . Способы получения и хранения электро- энергии . Энергетическая безопасность . Передача энергии на расстоянии .Электротехника . Датчики . Аналоговая и цифровая схемотех- ника . Микроконтроллеры . Фоторезистор . Сборка схем .Модуль «Животноводство»7—8 КЛАССЫЭлементы технологий выращивания сельскохозяйственных животныхДомашние животные . Приручение животных как фактор развития человеческой цивилизации . Сельскохозяйственные животные .Содержание сельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход .Разведение животных . Породы животных, их создание . Лечение животных . Понятие о ветеринарии .Заготовка кормов . Кормление животных . Питательность корма . Рацион .Животные у нас дома . Забота о домашних и бездомных жи- вотных .Проблема клонирования живых организмов . Социальные и этические проблемы .Производство животноводческих продуктовЖивотноводческие предприятия . Оборудование и микрокли- мат животноводческих и птицеводческих предприятий . Выра-22Примерная рабочая программащивание животных . Использование и хранение животноводче- ской продукции .Использование цифровых технологий в животноводстве . Цифровая ферма:6 автоматическое кормление животных;6 автоматическая дойка;6 уборка помещения и др .Цифровая «умная» ферма — перспективное направление ро- ботизации в животноводстве .Профессии, связанные с деятельностью животноводаЗоотехник, зооинженер, ветеринар, оператор птицефабрики, оператор животноводческих ферм и др . Использование инфор- мационных цифровых технологий в профессиональной деятель- ности .Модуль «Растениеводство»7—8 КЛАССЫЭлементы технологий выращивания сельскохозяйствен­ ных культурЗемледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации . Земля как величайшая ценность человечества . История земледелия .Почвы, виды почв . Плодородие почв .Инструменты обработки почвы: ручные и механизирован- ные . Сельскохозяйственная техника .Культурные растения и их классификация .Выращивание растений на школьном/приусадебном участке . Полезные для человека дикорастущие растения и их класси-фикация .Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикора- стущих растений и их плодов . Сбор и заготовка грибов . Соблю- дение правил безопасности .Сохранение природной среды .Сельскохозяйственное производствоОсобенности сельскохозяйственного производства: сезон- ность, природно-климатические условия, слабая прогнозируе- мость показателей . Агропромышленные комплексы . Компью- терное оснащение сельскохозяйственной техники .Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного произ- водства:ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы236 анализаторы почвы c использованием спутниковой системы навигации;6 автоматизация тепличного хозяйства;6 применение роботов-манипуляторов для уборки урожая;6 внесение удобрения на основе данных от азотно-спектраль- ных датчиков;6 определение критических точек полей с помощью спутнико- вых снимков;6 использование БПЛА и др .Генно-модифицированные растения: положительные и отри- цательные аспекты .Сельскохозяйственные профессииПрофессии в сельском хозяйстве: агроном, агрохимик, агро- инженер, тракторист-машинист сельскохозяйственного произ- водства и др . Особенности профессиональной деятельности в сельском хозяйстве . Использование цифровых технологий в профессиональной деятельности .24Примерная рабочая программаПЛАНИРУЕМЫE РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ соответствии с ФГОС в ходе изучения предмета «Техноло- гия» учащимися предполагается достижение совокупности ос- новных личностных, метапредметных и предметных результа- тов .Личностные результатыПатриотическое воспитание:проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;ценностное отношение к достижениям российских инжене- ров и учёных .Гражданское и духовно-нравственное воспитание:готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промыш- ленной революции;осознание важности морально-этических принципов в дея- тельности, связанной с реализацией технологий;освоение социальных норм и правил поведения, роли и фор- мы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрос- лые и социальные сообщества .Эстетическое воспитание:восприятие эстетических качеств предметов труда;умение создавать эстетически значимые изделия из различ- ных материалов;понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-при- кладном искусстве;осознание роли художественной культуры как средства ком- муникации и самовыражения в современном обществе .Ценности научного познания и практической деятельности:осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реали-зации на практике достижений науки .Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы25осознание ценности безопасного образа жизни в современ- ном технологическом мире, важности правил безопасной рабо- ты с инструментами;умение распознавать информационные угрозы и осущест- влять защиту личности от этих угроз .Трудовое воспитание:уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);ориентация на трудовую деятельность, получение профес- сии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социаль- ной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию раз-вития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в про-фессиональной деятельности .Экологическое воспитание:воспитание бережного отношения к окружающей среде, по- нимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;осознание пределов преобразовательной деятельности чело- века .Метапредметные результатыОсвоение содержания предмета «Технология» в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:Овладение универсальными познавательными действиямиБазовые логические действия:выявлять и характеризовать существенные признаки при- родных и рукотворных объектов;устанавливать существенный признак классификации, осно- вание для обобщения и сравнения;выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении при- родных явлений и процессов, а также процессов, происходящихв техносфере;26Примерная рабочая программасамостоятельно выбирать способ решения поставленной за- дачи, используя для этого необходимые материалы, инструмен- ты и технологии .Базовые исследовательские действия:использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;оценивать полноту, достоверность и актуальность получен- ной информации;опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью изме-рительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближённы- ми величинами;строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач;уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов .Работа с информацией:выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;понимать различие между данными, информацией и знани- ями;владеть начальными навыками работы с «большими дан- ными»;владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания .Овладение универсальными учебными регулятивными действиямиСамоорганизация:уметь самостоятельно определять цели и планировать пу- ти их достижения, в том числе альтернативные, осознанно вы- бирать наиболее эффективные способы решения учебных и по- знавательных задач;уметь соотносить свои действия с планируемыми результа- тами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы27предложенных условий и требований, корректировать свои дей- ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;делать выбор и брать ответственность за решение .Самоконтроль (рефлексия):давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;вносить необходимые коррективы в деятельность по реше- нию задачи или по осуществлению проекта;оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения .Принятие себя и других:признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки .Овладение универсальными коммуникативными действиями.Общение:в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осу- ществления учебного проекта;в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;в ходе совместного решения задачи с использованием облач- ных сервисов;в ходе общения с представителями других культур, в част- ности в социальных сетях .Совместная деятельность:понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной дея- тельности;уметь адекватно интерпретировать высказывания собесед- ника — участника совместной деятельности;владеть навыками отстаивания своей точки зрения, исполь- зуя при этом законы логики;уметь распознавать некорректную аргументацию .Предметные результатыДля всех модулей обязательные предметные результаты: организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;28Примерная рабочая программа
  • соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
  • грамотно и осознанно выполнять технологические опера- ции в соответствии изучаемой технологией .
  • Модуль «Производство и технологии»
  • КЛАСС
  • 6 называть и характеризовать технологии;6 называть и характеризовать потребности человека;6 называть и характеризовать естественные (природные) и ис- кусственные материалы;6 сравнивать и анализировать свойства материалов;6 классифицировать технику, описывать назначение техники;6 объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», харак- теризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;6 характеризовать предметы труда в различных видах мате- риального производства;6 использовать метод мозгового штурма, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и др .;6 использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты;6 назвать и характеризовать профессии .
  • КЛАСС
  • 6 называть и характеризовать машины и механизмы;6 конструировать, оценивать и использовать модели в позна- вательной и практической деятельности;6 разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач;6 решать простые изобретательские, конструкторские и техно- логические задачи в процессе изготовления изделий из раз- личных материалов;6 предлагать варианты усовершенствования конструкций;6 характеризовать предметы труда в различных видах матери- ального производства;6 характеризовать виды современных технологий и опреде- лять перспективы их развития .
  • КЛАСС
  • 6 приводить примеры развития технологий;6 приводить примеры эстетичных промышленных изделий;6 называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы296 называть производства и производственные процессы;6 называть современные и перспективные технологии;6 оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;6 оценивать условия и риски применимости технологий с по- зиций экологических последствий;6 выявлять экологические проблемы;6 называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития;6 характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику .
  • КЛАСС
  • 6 характеризовать общие принципы управления;6 анализировать возможности и сферу применения современ- ных технологий;6 характеризовать технологии получения, преобразования и использования энергии;6 называть и характеризовать биотехнологии, их применение;6 характеризовать направления развития и особенности пер- спективных технологий;6 предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение;6 определять проблему, анализировать потребности в продукте;6 овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформле- ния изделий;6 характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда .
  • КЛАСС
  • 6 перечислять и характеризовать виды современных информа- ционно-когнитивных технологий;6 овладеть информационно-когнитивными технологиями пре- образования данных в информацию и информации в знание;6 характеризовать культуру предпринимательства, виды пред- принимательской деятельности;6 создавать модели экономической деятельности;6 разрабатывать бизнес-проект;6 оценивать эффективность предпринимательской деятельно- сти;6 характеризовать закономерности технологического разви- тия цивилизации;30Примерная рабочая программа6 планировать своё профессиональное образование и профес- сиональную карьеру .Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
  • КЛАСС
  • 6 самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности; выбирать идею творче- ского проекта, выявлять потребность в изготовлении продук- та на основе анализа информационных источников различ- ных видов и реализовывать её в проектной деятельности;6 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы; использовать средства и инструменты ИКТ для решения прикладных учебно-познавательных задач;6 называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, полу- чение и применение;6 называть народные промыслы по обработке древесины;6 характеризовать свойства конструкционных материалов;6 выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств, технологий обработки, инструментов и приспосо- блений;6 называть и характеризовать виды древесины, пиломатериа- лов;6 выполнять простые ручные операции (разметка, распилива- ние, строгание, сверление) по обработке изделий из древеси- ны с учётом её свойств, применять в работе столярные ин- струменты и приспособления;6 исследовать, анализировать и сравнивать свойства древеси- ны разных пород деревьев;6 знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей;6 приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволя- ющие максимально сохранять их пищевую ценность;6 называть и выполнять технологии первичной обработки ово- щей, круп;6 называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп;6 называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели;6 называть и характеризовать текстильные материалы, клас- сифицировать их, описывать основные этапы производства;6 анализировать и сравнивать свойства текстильных материа- лов;6 выбирать материалы, инструменты и оборудование для вы- полнения швейных работ;ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы316 использовать ручные инструменты для выполнения швей- ных работ;6 подготавливать швейную машину к работе с учётом безопас- ных правил её эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные строчки);6 выполнять последовательность изготовления швейных изде- лий, осуществлять контроль качества;6 характеризовать группы профессий, описывать тенденции их развития, объяснять социальное значение групп профес- сий .
  • КЛАСС
  • 6 характеризовать свойства конструкционных материалов;6 называть народные промыслы по обработке металла;6 называть и характеризовать виды металлов и их сплавов;6 исследовать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их сплавов;6 классифицировать и характеризовать инструменты, приспо- собления и технологическое оборудование;6 использовать инструменты, приспособления и технологиче- ское оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки;6 выполнять технологические операции с использованием руч- ных инструментов, приспособлений, технологического обо- рудования;6 обрабатывать металлы и их сплавы слесарным инструмен- том;6 знать и называть пищевую ценность молока и молочных про- дуктов; определять качество молочных продуктов, называть правила хранения продуктов;6 называть и выполнять технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов;6 называть виды теста, технологии приготовления разных ви- дов теста;6 называть национальные блюда из разных видов теста;6 называть виды одежды, характеризовать стили одежды;6 характеризовать современные текстильные материалы, их получение и свойства;6 выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств;6 самостоятельно выполнять чертёж выкроек швейного изде- лия; соблюдать последовательность технологических опера- ций по раскрою, пошиву и отделке изделия;32Примерная рабочая программа6 выполнять учебные проекты, соблюдая этапы и технологии изготовления проектных изделий .7 КЛАСС6 исследовать и анализировать свойства конструкционных ма- териалов;6 выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии;6 применять технологии механической обработки конструкци- онных материалов;6 осуществлять доступными средствами контроль качества из- готавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;6 выполнять художественное оформление изделий;6 называть пластмассы и другие современные материалы, ана- лизировать их свойства, возможность применения в быту и на производстве;6 осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему;6 оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с экономических и экологических позиций;6 знать и называть пищевую ценность рыбы, морепродуктов продуктов; определять качество рыбы;6 знать и называть пищевую ценность мяса животных, мяса птицы; определять качество;6 называть и выполнять технологии приготовления блюд из рыбы,6 характеризовать технологии приготовления из мяса живот- ных, мяса птицы;6 называть блюда национальной кухни из рыбы, мяса;6 характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда .Модуль «Робототехника»
  • КЛАСС
  • 6 классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;6 знать основные законы робототехники;6 называть и характеризовать назначение деталей робототех- нического конструктора;6 характеризовать составные части роботов, датчики в совре- менных робототехнических системах;6 получить опыт моделирования машин и механизмов с по- мощью робототехнического конструктора;ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы336 применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;6 владеть навыками индивидуальной и коллективной деятель- ности, направленной на создание робототехнического про- дукта .
  • КЛАСС
  • 6 называть виды транспортных роботов, описывать их назна- чение;6 конструировать мобильного робота по схеме; усовершенство- вать конструкцию;6 программировать мобильного робота;6 управлять мобильными роботами в компьютерно-управляе- мых средах;6 называть и характеризовать датчики, использованные при проектировании мобильного робота;6 уметь осуществлять робототехнические проекты;6 презентовать изделие .
  • КЛАСС
  • 6 называть виды промышленных роботов, описывать их назна- чение и функции;6 назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции;6 использовать датчики и программировать действие учебного робота в зависимости от задач проекта;6 осуществлять робототехнические проекты, совершенствовать конструкцию, испытывать и презентовать результат проекта .
  • КЛАСС
  • 6 называть основные законы и принципы теории автоматиче- ского управления и регулирования, методы использования в робототехнических системах;6 реализовывать полный цикл создания робота;6 конструировать и моделировать робототехнические системы;6 приводить примеры применения роботов из различных областей материального мира;6 характеризовать возможности роботов, роботехнических систем и направления их применения .
  • КЛАСС
  • 6 характеризовать автоматизированные и роботизированные производственные линии;6 анализировать перспективы развития робототехники;34Примерная рабочая программа6 характеризовать мир профессий, связанных с робототехни- кой, их востребованность на рынке труда;6 реализовывать полный цикл создания робота;6 конструировать и моделировать робототехнические системы с использованием материальных конструкторов с компью- терным управлением и обратной связью;6 использовать визуальный язык для программирования про- стых робототехнических систем;6 составлять алгоритмы и программы по управлению роботом;6 самостоятельно осуществлять робототехнические проекты .Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
  • КЛАСС
  • 6 называть виды и области применения графической инфор- мации;6 называть типы графических изображений (рисунок, диа- грамма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и др .);6 называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);6 называть и применять чертёжные инструменты;6 читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров) .
  • КЛАСС
  • 6 знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов;6 знать и использовать для выполнения чертежей инструмен- ты графического редактора;6 понимать смысл условных графических обозначений, созда- вать с их помощью графические тексты;6 создавать тексты, рисунки в графическом редакторе .
  • КЛАСС
  • 6 называть виды конструкторской документации;6 называть и характеризовать виды графических моделей;6 выполнять и оформлять сборочный чертёж;6 владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эски- зов и технических рисунков деталей;6 владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;6 уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы35
  • КЛАСС
  • 6 использовать программное обеспечение для создания про- ектной документации;6 создавать различные виды документов;6 владеть способами создания, редактирования и трансформа- ции графических объектов;6 выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёж- ных инструментов и приспособлений и/или с использовани- ем программного обеспечения;6 создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи .
  • КЛАСС
  • 6 выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёж- ных инструментов и приспособлений и/или в системе авто- матизированного проектирования (САПР);6 создавать 3D-модели в системе автоматизированного проек- тирования (САПР);6 оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирова- ния (САПР);6 характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда .Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
  • КЛАСС
  • 6 называть виды, свойства и назначение моделей;6 называть виды макетов и их назначение;6 создавать макеты различных видов, в том числе с использо- ванием программного обеспечения;6 выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;6 выполнять сборку деталей макета;6 разрабатывать графическую документацию;6 характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями макетирования, их востребованность на рын- ке труда .
  • КЛАСС
  • 6 разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы мо- дернизации в зависимости от результатов испытания;6 создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;36Примерная рабочая программа6 устанавливать адекватность модели объекту и целям моде- лирования;6 проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;6 изготавливать прототипы с использованием технологическо- го оборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и др .);6 модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;6 презентовать изделие .9 КЛАСС6 использовать редактор компьютерного трёхмерного проек- тирования для создания моделей сложных объектов;6 изготавливать прототипы с использованием технологическо- го оборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и др .);6 называть и выполнять этапы аддитивного производства;6 модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;6 называть области применения 3D-моделирования;6 характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями 3D-моделирования, их востребованность на рынке труда .Модуль «Автоматизированные системы»8—9 КЛАССЫ:6 называть управляемые и управляющие системы, модели управления;6 называть признаки системы, виды систем;6 получить опыт исследования схем управления техническими системами;6 осуществлять управление учебными техническими системами;6 классифицировать автоматические и автоматизированные системы;6 проектировать автоматизированные системы;6 конструировать автоматизированные системы;6 пользоваться моделями роботов-манипуляторов со смен- ными модулями для моделирования производственного про- цесса;6 распознавать способы хранения и производства электроэнер- гии;6 классифицировать типы передачи электроэнергии;6 объяснять принцип сборки электрических схем;6 выполнять сборку электрических схем;ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы376 определять результат работы электрической схемы при ис- пользовании различных элементов;6 объяснять применение элементов электрической цепи в бы- товых приборах;6 различать последовательное и параллельное соединения ре- зисторов;6 различать аналоговую и цифровую схемотехнику;6 программировать простое «умное» устройство с заданными характеристиками;6 различать особенности современных датчиков, применять в реальных задачах;6 характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда .Модуль «Животноводство»7—8 КЛАССЫ:6 характеризовать основные направления животноводства;6 характеризовать особенности основных видов сельскохозяй- ственных животных своего региона;6 описывать полный технологический цикл получения про- дукции животноводства своего региона;6 называть виды сельскохозяйственных животных, характер- ных для данного региона;6 оценивать условия содержания животных в различных усло- виях;6 владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным;6 характеризовать способы переработки и хранения продук- ции животноводства;6 характеризовать пути цифровизации животноводческого производства;6 объяснять особенности сельскохозяйственного производства своего региона;6 характеризовать мир профессий, связанных с животновод- ством, их востребованность на рынке труда .Модуль «Растениеводство»7—8 КЛАССЫ:6 характеризовать основные направления растениеводства;6 описывать полный технологический цикл получения наибо- лее распространённой растениеводческой продукции своего региона;6 характеризовать виды и свойства почв данного региона;38Примерная рабочая программа6 называть ручные и механизированные инструменты обра- ботки почвы;6 классифицировать культурные растения по различным осно- ваниям;6 называть полезные дикорастущие растения и знать их свой- ства;6 назвать опасные для человека дикорастущие растения;6 называть полезные для человека грибы;6 называть опасные для человека грибы;6 владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов;6 владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;6 характеризовать основные направления цифровизации и ро- ботизации в растениеводстве;6 получить опыт использования цифровых устройств и про- граммных сервисов в технологии растениеводства;6 характеризовать мир профессий, связанных с растениевод- ством, их востребованность на рынке труда .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы39ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯПрограмма составлена на основе модульного принципа по- строения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учеб- ных тем, форм и методов освоения содержания .Порядок изучения модулей может быть изменён, возможно некоторое перераспределение учебного времени между модуля- ми (при сохранении общего количества учебных часов) .Предлагаемые варианты тематического планирования и рас- пределения часов на изучение модулей могут служить пример- ным образцом при составлении рабочих программ по предмету . Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант темати- ческого планирования .Количество часов инвариантных модулей может быть сокра- щено для введения вариативных . Порядок, классы изучения модулей и количество часов могут быть иными с учётом мате- риально-технического обеспечения образовательной организа- ции .Пример распределения часов по инвариантным модулям без учёта вариативныхВариант 1 (базовый)40Примерная рабочая программаПродолжение*Темы модуля «Компьютерная графика, черчение» могут быть распределены в других модулях .**При отсутствии необходимого материально-технического обеспечения содержание модуля «Робототехника» может реали- зовываться на базе организаций дополнительного образования детей, других организаций, имеющих необходимое оборудова- ние, или часть тем может быть перенесена на следующий год обучения .При распределении часов модуля «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» следует ориентироваться на наличие оборудования для реализации тематических блоков«Технологии обработки конструкционных материалов»,«Технологии обработки текстильных материалов», «Техно- логии обработки пищевых продуктов» . При отсутствии воз- можности выполнять практические работы обязательным яв- ляется изучение всего объёма теоретического материала .Часы, выделяемые на практические работы, можно перене- сти на изучение других тем инвариантных или вариативных модулей .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы41Пример распределения часов по инвариантным модулям без учёта вариативныхВариант 2В данном примере часы, выделяемые на модуль «Робототех- ника», перенесены в модуль «Технологии обработки материа- лов, пищевых продуктов» с дальнейшим перераспределением по тематическим блокам с учётом наличия оборудования и за- проса участников образовательных отношений .42Примерная рабочая программаПример распределения часов по инвариантным модулям без учёта вариативныхВариант 3В данном примере часы, выделяемые на модуль «Техноло- гии обработки материалов, пищевых продуктов» (за счёт прак- тических работ, не обеспеченных необходимым оборудовани- ем), перенесены в модуль «Робототехника», обеспеченный ро- бототехническими конструкторами .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы43Пример распределения часов по инвариантным модулям без учёта вариативныхВариант 444Примерная рабочая программаЕсли в образовательной организации имеются хорошо осна- щённые мастерские, оборудованные станками по дерево- и ме- таллообработке, а также мастерские, оснащённые швейными, швейно-вышивальными машинами, то часы модуля могут быть перераспределены с учётом интересов участников образователь- ных отношений .* Деление обучающихся на подгруппы необходимо произво- дить в соответствии с СанПиН 2 .4 .2 .2821-10 с учётом интересов обучающихся, специфики образовательной организации . Под- группа 1 ориентирована на преимущественное изучение тех- нологий обработки древесины, металлов и др . Подгруппа 2 ориентирована на преимущественное изучение технологий об- работки текстильных материалов .** В данном примере часы, выделяемые на модуль «Техно- логии обработки материалов, пищевых продуктов» перенесены в вариативную часть в 7 классе . Часы выделены за счёт уменьшения часов в модуле «Робототехника» на 2 часа и моду- ля «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» на2 часа, уменьшения количества часов тематического блока«Технологии обработки конструкционных материалов» .Предметные результаты уточняются в соответствии с расши- ренным содержанием тематических блоков «Технологии обра- ботки конструкционных материалов» и «Технологии обработки текстильных материалов» .Теоретические сведения каждого тематического блока долж- ны быть изучены всеми обучающимися с целью соблюдения требований ФГОС к единству образовательного пространства, приоритета достижения предметных результатов на базовом уровне .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы45Примерное распределение часов за уровень обучения, включающее инвариантные модули и вариативный модуль«Автоматизированные системы»Учебные часы перераспределены между модулем «Робото- техника» и «Автоматизированные системы», т . к . содержание модуля «Автоматизированные системы» дополняет содержание модуля «Робототехника» .46Примерная рабочая программаПримерное распределение часов за уровень обучения, включающее инвариантные модули и вариативные модули«Растениеводство», «Животноводство»Учебные часы на вариативные модули «Растениеводство»,«Животноводство» могут быть выделены из общего количества часов инвариантных модулей по следующим схемам:
  • равномерное уменьшение часов во всех инвариантных модулях;
  • уменьшение часов инвариантных модулей за счёт практи- ческих работ, не обеспеченных необходимым оборудованием .
  • Здесь приведён пример уменьшения часов инвариантных модулей «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипиро- вание, макетирование» за счёт практических работ, не обеспе- ченных необходимым оборудованием .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы47ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕВАРИАНТ 1. 5 КЛАСС (68 Ч)ПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеОкончаниеВАРИАНТ 1. 6 КЛАСС (68 Ч)ПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеОкончаниеВАРИАНТ 1. 7 КЛАСС (68 Ч)ПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеОкончаниеВАРИАНТ 1. 8 КЛАСС (34 Ч)ПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеПродолжениеОкончаниеВАРИАНТ 1. 9 КЛАСС (34 Ч)ПродолжениеПродолжениеПродолжениеОкончаниеПри разработке рабочей программы в тематическом плани- ровании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являю- щихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используе- мыми для обучения и воспитания различных групп пользова- телей, представленными в электронном (цифровом) виде и реа- лизующими дидактические возможности ИКТ, содержание ко- торых соответствует законодательству об образовании .ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы133