Программа "Хочу все знать"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Хочу все знать"
Автор: Алена Николаевна Арутюнян

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок» с приоритетным осуществлением социально - личностного направления развития воспитанников» города Невинномысска Подготовила:ВоспитательАрутюнян А.Н.Апрель 2024 г.Программа «Хочу все знать» (развитие психических процессов детей 5–6 лет)ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ» Пояснительная запискаВ качестве основы Программы по развитию познавательной сферы детей 5-6 лет (далее Программа) выступает инновационный общеобразовательный программный документ для дошкольных учреждений «От рождения до школы» /под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.В Программе учитываются достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.Программа ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи. Не меньшее значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Программа направлена на формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.Уникальным средством реализации нашей Программы являются авторские игры Б. П. Никитина, Дьенеша, В. В. Воскобовича и В. Кайе, с которыми каждый раз получается новая игра. Такие игрушки дают простор для развития ребенка. С такими игрушками ребенка надо познакомить, показать ему их потенциал. В данном случае в течение целого ряда лет будут созданы условия для гармоничного развития всех психических функций дошкольника.Б. Н. Никитин разработал разнообразные игры, которые способствуют развитию усидчивости, внимания, фантазии, пространственного воображения, аналитических способностей. Немаловажно и то, что ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.Блоки Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определённым признакам, объединять и исключать, читать схемы, и составлять закономерности… Одним словом развивать логику. И они действительно справляются с этим важным делом. А ребёнок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.С помощью игр Кайе у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность, не только левое полушарие мозга, но и лобные доли мозга (отвечающие за ориентацию в пространстве и память, восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв.Таким образом, посредством данных авторских игр достигается цель максимального развития творческого потенциала ребенка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению, что очень актуально именно в современных условиях.Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия будут проходить в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий.Цель программы: повышение уровня развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:• Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.• Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.• Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.• Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.• Стимулировать речевое развитие путем расширения словарного запаса, тренировки движений пальцев рук.• Формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремленности.Программа состоит из 12 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 25 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.Структура занятий.В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитиепознавательной сферы (образное мышление, внимание, память). В нее же включены жестовые и пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.Перспективное планирование.Тема и цели.Содержание.Материалы.1. «Части тела».Развивать:- произвольное внимание,- образное воображение,- зрительное восприятие,- речь- пластичность пальцев рук.Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность.1. Игра «Знакомство».2. Игра «Отгадай загадку»3. Карточки Кайе «Человечек»4. Игра «Глава. Ромена. Колена. Пальцы»5. Упражнение «Доскажи словечко»6. Жестовая игра «Вот носик, вот ротик…»7. Упражнение «Раскрась по образцу»8. Прощание.2. «Посуда».Развивать:- слуховое внимание,- долговременную память,- зрительное восприятие,- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность.1. Игра «Снежный ком»2. Упражнение «Запоминай-ка»3. Карточки Кайе «Чайник»4. Жестовая игра «Чайничек с крышечкой»5. Игра «Четвертый лишний»6. Упражнение «Слушай слова»7. Упражнение «Раскрась по группам»8. Прощание3. «Продукты».Развивать:- зрительное внимание,- зрительную память,- зрительное восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность.1. Игра «Верно – не верно»2. Упражнение «Лото по теням»3. Карточки Кайе «Банка»4. Игра «Капуста – морковка»5. Упражнение «Скажи наоборот»6. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»7. Упражнение «Соедини пары»8. Прощание4. «Овощи»Развивать:- зрительное внимание,- долговременную память,- зрительное восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность1. Игра «Скажем «Здравствуйте!» руками!»2. Игра «Где овощи? Где фрукты?»3. Кубики Никитина «Корзина для овощей»4. Игра «Съедобное - несъедобное»5. Упражнение «Волшебный мешочек»6. Пальчиковая игра «Хозяйка»7. Упражнение «Путаница»8. Прощание5. «Фрукты»Развивать:- слуховое внимание,- зрительную память,- зрительное восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность1. Игра «Перевертыши»2. Упражнение «Запоминай-ка»3. Карточки Кайе «Дерево»4. Подвижная игра «Овощи-фрукты»5. Упражнение «Слушай слова»6. Пальчиковая игра «Фрукты»7. Упражнение «Варим суп и компот»8. Прощание6. «Ягоды»Развивать:- слуховое внимание,- зрительную и моторную память,- восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность1. Игра «Эхо»2. Игра «Что за ягода?»3. Кубики Никитина «Корзина для ягод»4. Подвижная игра «Вершки и корешки»5. Игра «Четвертый лишний»6. Упражнение «Продолжи ряд»7. Упражнение «Соедини по точкам»8. Прощание7. «Домашние животные»Развивать:- зрительную и слуховую память,- восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- целеустремленность1. Игра «Ипподром»2. Лото по теням «Животные»3. Блоки Дьенеша «Пони»«Кошка»«Собака»4. Игра с мячом «Назови детеныша»5. Жестовая игра «Веселая мышка перчатку нашла»6. Упражнение «Ассоциации»7. Упражнение «Соедини по точкам»8. Прощание8. «Дикие животные»Развивать:- память,- внимание- восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- произвольность1. Игра «Супер-бизон»2. Игра «Отгадай загадку»3. Блоки Денеши «Лисица»«Белка»«Лев»4. Игра «Птицы, рыбы, звери»5. Игра «Доскажи словечко»6. Пальчиковая игра «Дикие животные».7. Упражнение «Обведи картинки по контуру»8. Прощание9. «Птицы»Развивать:- зрительную и слуховую память,- слуховое внимание- восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- произвольность 1. Игра «Шел по крыше воробей»2. Игра «Что за птица?»3. Кубики Никитина «Сова»4. Игра «Летает – не летает»5. Игра «Птицы»6. Упражнение «Я гулял по лесу»7. Упражнение «Штриховка»8. Прощание - мягкая игрушка «дракончик Пыхалка»10. «Транспорт»Развивать:- зрительную и слуховую память,- слуховое внимание- восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- произвольность1. Игра «Ракета хорошего настроения»2. Игра «Какой бывает транспорт?»3. Кубики Никитина «Ракета»4. Жестовая игра «Автобус»5. Игра «Отгадай загадку»6. Игра «Назови транспорт»7. Упражнение «Соедини по точкам»8. Прощание11. «Веселая геометрия»Развивать:- память,- внимание- тактильное восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- произвольность1. Игра «Шар»2. Упражнение «Волшебный мешочек»3. Кубики Никитина «Замок»4. Игра «Продолжи ряд»5. Жестовая игра «Мы кружок нарисовали»6. Игра «Грамотейка. Формы и фигуры»7. Упражнение «Раскрась фигуры, из которых состоит квадрат»8. Прощание - мягкая игрушка «дракончик Пыхалка»12. «Знайки»Развивать:- память,- зрительное внимание- восприятие,- речь- пластичность пальцев рук;Формировать:- логическое мышление, - усидчивость,- сосредоточенность,- произвольность1. Игра «Мы охотились на льва»2. Игра «Назови одним словом»3. Кубики Никитина «Волны»4. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»5. Игра «Сложи картинку»6. Игра «Четвертый лишний»7. Упражнение «Дорисуй»8. Прощание