"Организация театрализованной деятельности в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация театрализованной деятельности в ДОУ"
Автор: Алла Иосифовна Вялик

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»(МАДОУ «ДС «РАДУГА»)Доклад на педсовет №3 «Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»Подготовила: Вялик А.И., старший воспитательг. Новый Уренгой, 20241 слайд Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме «Организация театрализованной деятельности в ДОУ».Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения по ФГОС ДО: учить играя.2 слайд (актуальность)В наше время - время стрессов - все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность, и конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого педагогические задачи направлены на достижение конечной цели.Наверное, нет такой дошкольной организации, где бы педагоги ни использовали в своей работе театрализованную деятельностьТеатрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.3 слайдЦель педагогов ДОУ: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.Задачи:
  • Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • 4 слайдФормы организации театрализованной деятельности:• Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.). Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре. Например, к малышам  на занятие по рисованию может прийти «Королева – кисточка». В средней группе   на познавательные занятия по временам года можно приходить к детям в образе Осени, Зимы, Весны и др. Такие занятия проходят намного интересней.    Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.Это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Петрушка наблюдает, как дети умываются, пользуются полотенцем, хвалит аккуратных детей. На другой день Петрушка может появиться не один, а с куклой – малышкой. Кукла показывает, как правильно держать ложку или развешивать одежду на стульчик. На прогулке можно изображать животных, их повадки мимику и интонацию.• Самостоятельная деятельность детей.В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Овладев вождением кукол и играми-драматизациями, дети начинают использовать театрализацию в самостоятельной художественной деятельности. 5 слайдДля того, чтобы этот творческий процесс протекал эффективнее  нужно создать условия, стимулирующие проявление самостоятельности:1. В групповой комнате  оборудовать театральную зону, театральное оборудование (театрально – игровой материал- игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи);- дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проектор, занавески и т.д.);- декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные);- элементы костюма (шапочки, манишки, курточки, манжеты);- информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты);- разработать творческие задания и игровые ситуации, способствующие творческому проявлению дошкольников (предлагать детям поздравить куклу Машу, развеселить грустного Мишутку);- специальные творческие задания способствуют раскрепощению детей: произнести стихотворение то удивленно, то грустно; изобразить прогулку трех поросят, их встречу с волком и др.- В индивидуальной работе  важно использовать:- этюды на выражение страдания и печали, на выразительность жеста, на выражение гнева, удовольствия и радости;- вовлекать детей в процесс творчества сочинением коротких сказок и историй: «Если бы я был волшебником»; - для развития фантазии использовать дидактическое упражнение «Придумай, что было дальше»; - для активизации мыслительного процесса решать с детьми кроссворды по сказкам.6 слайд Также для организации театрализованной деятельности необходимы различные виды театра:- настольный, конкусный;- стендовый (теневой, магнитный, на фланели);- верховой (би-ба-бо, фигурки на палочках, на прищепке, театр ложек);- наручный (пальчиковый);- вязаный театр, на перчатке;- куклы на гапите; теневой театр; -театр топотушки; оригами;- на прищепкках, спичечных коробах;- напольный (куклы марионетки);-театр живой куклы (театр масок, театр кукол великанов, шагающий театр).7 слайд Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах разнообразна.8 слайдВ младшей группе:– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.9 слайд В средней группе:– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).10 слайд В старшей и подготовительной группе– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.11 слайдВсе театрализованные игры делятся на 2 основные группы:• режиссёрские игры;• игры – драматизации.12, 13 слайдВ режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».К режиссёрским играм относится:• настольный театр;• теневой театр;• театр на фланелеграфе.В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр).14 слайдК играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.15 слайдВидами драматизации являются:• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;• ролевые диалоги на основе текста;• инсценировки произведений;• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.16 слайдОсновные требования к организации театрализованных игр:• Содержательность и разнообразие тематики.• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.17 слайдТаким образом, театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом воспитании. Хороший мудрый спектакль дает очень много уму и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает маленького актера интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли - развивает память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами в спектакле – это особый опыт общения, формирование умения контактировать и работать с людьми. Необходимость действовать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Поэтому театрализованная деятельность может и должна быть включена во все режимные моменты. Театр – игра, а игра – стихия ребенка.