Система оценивания, инструментарий и методы диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку и литературе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система оценивания, инструментарий и методы диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку и литературе
Автор: Шурган Ирина Сергеевна

«Система оценивания, инструментарий и методы диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку и литературе»В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Роль учителя также приобретает другую роль и функцию в учебном процессе, не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но другую. Современный учитель в настоящее время выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика, в роли инструктора, помощника, наставника. Имея многолетний опыт работы в школе, я пришла к выводу, что интерес к учебе, желание самостоятельно выполнить учебную задачу можно увидеть в ребенке только тогда, когда ему интересно добывать знания, когда он сам оценивает для чего это нужно и как это ему пригодится в будущем. Поэтому на своих уроках я постепенно приучаю детей к умению оценить свою деятельность, а также деятельность одноклассника.Роль, значение и функции оценочной дeятельности. Контроль учебных достижений обучaющихся, включающий их проверку и оценку, является вaжнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитaтельного процесса. Оценивание рассматриваeтся как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируeмым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке. Как компонент контроля оценивание выполняет значимые функции: информационную, образовательную, воспитательную, мотивационно-стимулирующую, ориентирующую и др. Оно является одним из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. В преподавании учет результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и в конечном счете повышению его качества. Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся. Главные цели и характеристики системы оценивания содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах, в которых указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего, среднего общего образования должна: отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов); предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений. Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения Российской Федерации, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях. Например, предметные результаты как объект проверки и оценивания Положение ФГОС ООО о том, что «результаты освоения программы основного общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса, учебного модуля программы основного общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания», легло в основу Методических рекомендаций «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» и «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Литература».А.Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО в Методических рекомендациях «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» делает вывод: «Осуществление на практике системно-деятельностного подхода обусловило двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям, представленным в разделе стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний, проводится оценивание достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ. Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием. Дальнейшая детализация предметных результатов нашла отражение в федеральных рабочих программах по учебным предметам». Система диагностики учебных достижений по русскому языку и литературе в условиях ФГОСМы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты. Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – диагностика. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь и для учащихся, так как помогает видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности и советы по ее корректированию. Пожалуй, каждый учитель русского языка и литературы в своей работе применяет как привычные, традиционные способы и методы контроля, к которым относятся контрольные и проверочные работы, диктанты и сочинения, заполнение таблиц, экзамены и многие другие, так и современные. Трудно переоценить роль педагогической диагностики достижений в работе учителя, хотя методика педагогической диагностики еще требует достаточно научного обоснования. Учитель должен уметь сделать процесс обучения и воспитания не только эффективным, но и интересным для учащихся. Систематическая диагностика достижений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами диагностики способствует повышению уровня учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Диагностика для учащихся должна быть обучающей, а, следовательно, она будет и развивающей, и воспитывающей.В результате проведения традиционных и нетрадиционных форм педагогической диагностики раскрываются индивидуальные особенности ребят, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.Среди современных средств диагностики учебных достижений, учащихся по русскому языку и литературе сегодня, когда будущим выпускникам предстоит пройти ГИА, одно из первых мест по регулярности использования на уроках занимает тестирование, как бланочное, так и компьютерное. Среди преимуществ назовём объективность, возможность тренинга, технологичность, оперативность обработки результатов, возможность автоматизации диагностики качества знаний, обработка и накопление статистических данных, что и ставит их на одно из ведущих мест в диагностике качества знаний. Следующим средством в условиях ФГОС нового поколения назовём самооценку и взаимооценку. Оценка учащимися своей работы или работы своих коллег, а также занятия в целом является ценным методом оценивания. Применив этот метод, педагог может многое узнать о себе и учащихся, а также о качестве учебного процесса. Самооценка и взаимооценка применяются при оценивании групповой работы. Одним из эффектов применения этого метода является то, что оценка, как правило, не идёт в журнал, а также то, что учащиеся начинают понимать трудности оценивания и учатся смотреть другими глазами на свою деятельность. Обязательным для всех учащихся в условиях реализации ФГОС является портфолио – ещё одно эффективное средство диагностики достижений. В педагогике портфолио рассматривают как способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Выделяют несколько функций портфолио: накопительная, модельная, диагностическая, рефлексивная. Цели портфолио: выявление объективно существующего уровня владения умениями и навыками; выявление пробелов в подготовке; выявление трудностей усвоения; выявление положительных мотивов учения; выявление интереса к предмету; развитие мыслительной деятельности; выявление образовательного результата и динамики личного роста.Следующее средство - рейтинговая система оценивания. «Rating» – оценка, техническая мощность, индивидуальный коэффициент. Это метод психолого-педагогических и социологического исследований; неотъемлемый компонент модульной системы обучения; процедура определения места учащегося на основе различных данных, собранных о нем; индивидуальный показатель оценивания). Рейтинговая система оценки в отличие от традиционной позволяет учитывать все виды учебно-познавательной и творческой деятельности учащегося за счет накопления набранных им баллов.Не стоит забывать и про игровые методы оценивания. Оценку очень часто можно превратить в игру, особенно в 5-6 классах, проведение интеллектуальных соревнований и конкурсов, решение кроссвордов, командное первенство, игру по маршруту и т. д.Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературыФедеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к процессу оценивания следующие требования: оценивание достигаемых образовательных результатов; оценивание процесса их формирования; оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:- оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику;- оценивание может быть только критериальнымосновными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.Инструментарий формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы: лист самооценки, лист наблюдения, письменный отчёт, мониторинг.Всем вышеперечисленным принципам и требованиям к оцениванию удовлетворяет так называемое формирующее оценивание. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:- оценивание встроено в процесс преподавания и учения;- предполагается обсуждение учебных целей с учениками;- оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;- ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;- обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;- укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;- оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».Алгоритм создания системы формирующего оценивания:- выявить планируемые результаты;- организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;- сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.Например, планируя работу по учебной теме «Причастия» в 7 классе, определяю учебную цель, которую необходимо достигнуть: знание учащимися определения понятия «причастие», причастный оборот и особенностей пунктуации при причастном обороте (предметная цель); умение отличать причастный оборот от одиночного причастия и умение пунктуационно его оформлять, то есть анализировать предложение с точки зрения его синтаксических особенностей (надпредметная или метапредметная цель), понимание роли причастий в языке (личностная цель).Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней является для учащихся новой. После первичного знакомства можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Причастие. Причастный оборот».Самооценка знаний и умений по теме ««Причастие. Причастный оборот».Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения будет оцениваться баллом. Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность воспроизведения правила, и так до тех пор, пока оно не будет воспроизводиться в соответствии с эталоном. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического материала.Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.Формирование умения – длительный процесс. Поэтому учитель должен определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью можно, например, составить таблицу-мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения. В эту таблицу мониторинга будут входить все элементы, от которых зависит успешность ученика в распознавании причастного оборота и постановки в нём знака препинания риложение 1).В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить причину ошибки в постановке запятой в предложении с причастным оборотом. Поэтому параллельно должна идти работа на повторение тем «Прилагательное» и «Глагол», так как большинство ошибок происходят по причине того, что учащиеся путают данные части речи. По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.Формирование понимания личностной значимости темы «Причастный оборот» должно происходить на примере того, что эта тема диагностируется в задании 9 теста ОГЭ по русскому языку, а также в задании 17 ЕГЭ по русскому языку, в задании 1, 15 ОГЭ и 27 ЕГЭ, в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них предложения с причастными оборотами, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции. В 9 классе при подготовке к экзамену по русскому языку этой целью после выполнения тренировочных контрольных работ в формате ГИА рекомендую вести Лист наблюдений за правильностью выполнения заданий, содержащих диагностику знания темы. «Диагностика знания темы «Обособление определений»По результатам написания тестовых работ в формате ОГЭ обязательно должна быть проведена рефлексия, цель которой – выявление проблем учащихся в решении данных заданий. Полученная информация позволит провести индивидуальную коррекцию знаний и умений учащихся.Самооценка умения создавать текст – рассуждениеФормирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:
  • добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
  • почему это произошло? (не произошло?)
  • что мне осталось непонятным?
  • предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?
  • Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, может помочь таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы «Причастие» риложение 2).На уроках литературы объём теоретических сведений достаточно большой и требует регулярного повторения. В целях систематизации знаний перед знакомством с творчеством конкретного писателя, поэта или драматурга необходимо проводить урок повторения теоретического материала, лежащего в основе литературного творчества.Это вновь возможно сделать с помощью таблиц самооценки в том случае, если учащиеся уже были знакомы с подлежащей повторению терминологией. Так перед знакомством с творчеством какого-либо поэта можно предложить ученикам оценить своё знание терминологии.Самооценка знания терминологииСначала учащийся оценивает своё знание или его отсутствие, исходя из личностного опыта работы на предыдущих уроках, связанных с изучением теории. Результаты самооценки учащихся должны предоставить учителю информацию о том, как выстраивать последующую работу.Таким образом, используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результат.Система оценивания индивидуальной проектной и исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе В рамках учебного предмета «Русский язык» в соответствии с ФГОС ООО выполнение проектных и исследовательских работ предусмотрено в каждом классе. В таблице 2 «Формы текущего и тематического контроля проверяемых предметных результатов ФГОС ООО по русскому языку» представлено, какие предметные результаты оцениваются в рамках проектной деятельности. Следует также учитывать, что итогами проектной деятельности является не только достижение предметных и метапредметных результатов, но и личностное развитие обучающихся, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, поскольку проект может выполняться как в групповой форме, так и индивидуально. Формы представления проекта по русскому языку разнообразны и также должны соответствовать уровню знаний и умений обучающихся. Примеры индивидуальных проектных заданий Индивидуальный проект в 5 классе.Словари – это накопители мудрости, научно доказанных истин, свидетели изменений в языке с течением времени. Словари описывают слово с разных сторон: с точки зрения лексики, орфографии, орфоэпии, морфемного строения слов и др. Подготовьте сообщение об одном из лингвистических словарей.Индивидуальный проект в 6 классе.Подготовьте сообщение на тему «Русский язык – государственный язык Российской Федерации». Используйте материалы параграфа, а также информацию Справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ (Атлас «Русский язык»). Индивидуальный проект «Пословица не просто молвится» в 7 классе.Подберите самостоятельно 10 пословиц, являющихся по строению обобщённо-личными предложениями. Объясните смысл каждой пословицы или опишите кратко ситуацию, в которой пословица была бы уместна. Сделайте иллюстрацию к каждой пословице, к той ситуации, которую вы видите. Из иллюстраций и текстов, объясняющих смысл пословиц, соберите продукт вашего проекта – альбом. Продумайте его обложку. Этот альбом может быть в электронном виде. На методологическом и концептуальном уровне учебные предметы «Русский язык» и «Литература» имеют одни подходы, поэтому требования к проектной деятельности и критерии ее оценки повторяются.Общие требования к проектам: - наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;- самостоятельная деятельность учащихся;- структурирование содержательной части проекта; - использование исследовательских методов;- форма представления проекта.Критерии оценки проектной деятельности.При оценивании результатов работы обучающихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности: содержательный, деятельностный, результативный компоненты. При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии и оцениваются от 0 до 2 баллов: 1) значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике; 2) новизна представляемого проекта;3) правильность выбора используемых методов исследования; 4) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей; 5) доказательность принимаемых решений; 6) наличие аргументации, выводов и заключений.Оценивая деятельностный компонент от 0 до 2 баллов по каждой позиции, необходимо принимать во внимание:1) степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта; 2) характер взаимодействия участников проекта. При оценке результативного компонента проекта от 0 до 2 баллов учитываются такие критерии, как: 1) качество формы предъявления и оформления проекта; 2) презентация проекта; 3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов; 4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;5) новизна представляемого проекта.Максимальный балл за весь проект – 24 балла.Примечание:0 баллов отсутствие данного компонента в проекте;1 балл наличие данного компонента в проекте; 2 балла высокий уровень представления данного компонента в проекте.Примерная шкала перевода баллов оценивания проектов по русскому языку в отметку (разрабатывается в образовательном учреждении):0–6 баллов – «неудовлетворительно»; 7–12 баллов – «удовлетворительно»; 13–18 баллов – «хорошо»; 19–24 балла – «отлично».Самооценка и взаимооценивание в процессе изучения учебного предмета «Русский язык»В системе контроля и оценивания достижения предметных результатов реализуется заложенный в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего и среднего общего образования принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.Самооценка и взаимооценивание являются составляющими процесса оценивания достижения предметных результатов на уроке русского языка и литературы. Таким образом школьники включаются в процесс формирования оценки. Использовать самооценку и взаимооценивание на уроках рекомендуется в качестве текущего контроля. Обучающийся должен объективно оценивать собственную работу или достижения одноклассников и уметь обосновать свою оценку. Такая работа способствует развитию у обучающегося навыков рефлексии результатов своих действий, умений находить и исправлять собственные ошибки. Учитель может изменить, дополнить критерии, вынести на самооценку и взаимооценивание другие формы оценивания в соответствии с уровнем подготовленности класса. Листы самооценки и взаимооценивания фиксируются в «Портфеле достижений по учебным предметам «Русский язык» и «Литература» вместе с письменными ответами на вопросы, сочинениями и другими творческими работами, с результатами тестирования и контрольных работ – всем, что связано с оцениванием достижений обучающихся в области предметных результатов. Раз в год или по необходимости, используя содержание «Портфеля достижений», обучающиеся могут составить диаграмму или заполнить таблицу, чтобы самостоятельно оценить, какими предметными результатами они овладели, а над достижением каких предметных результатов ещё надо поработать. Организация работы по само- и взаимооцениванию позволяет учителю увидеть траекторию движения обучающихся в течение учебного года, оценить динамику их успешности, определить приоритеты в выборе видов деятельности, продумать возможные варианты проектной деятельности с учётом предпочтений, интересов к той или иной проблеме. Организация такой работы – это возможность для учителя:1) обеспечивать преемственность разных этапов обучения, развивать коммуникативные связи обучающегося с другими участниками образовательного процесса;2) диагностировать возможности обучающихся: наблюдая за процессом выполнения заданий, учитель складывает картинку-мнение о возможностях и направлениях роста каждого;3) мотивировать активную познавательную деятельность обучающихся, развивать умения адекватной самооценки собственной деятельности, формировать рефлексивные умения;4) анализировать уровень учебно-познавательной деятельности обучающегося на уроках, оценивать его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;5) формировать с большой вероятностью такие ключевые умения, как самостоятельное целеполагание, рефлексия, самоконтроль, которые остаются часто вне поля зрения при традиционном способе оценки планируемых результатов;6) дополнить традиционные контрольно-оценочные средства; 7) учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной;для обучающегося:1) собрать все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачётные работы, презентации – всё, что было сделано в течение определённого периода;2) выбрать те достижения (выраженные в одной из предложенных форм) по конкретным темам учебной программы, которые он захочет положить в свой портфель достижений;3) контролировать свои достижения, ставить реальные задачи, уметь правильно реагировать на ошибки, корректировать их, находить оптимальные варианты решения проблем.В лист самооценки или взаимооценивания обязательно заносятся фамилия, имя обучающегося, класс; фамилия, имя проверяющего, класс (если лист взаимооценивания); критерии оценки; баллы за выполнение задания; полученные баллы и обязательно комментарии оценки, чтобы обучающийся мог обосновать выставленные баллы. Самооценка и взаимооценивание может проходить как в устной, так и в письменной форме. Учитель готовит заранее листы самооценки или взаимооценивания в свободной форме риложение 3).Самооценка и взаимооценивание в рамках учебного предмета «Литература» В системе контроля и оценивания достижения предметных результатов реализуется заложенный в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. Самооценка и взаимооценивание являются составляющими оценивания достижения предметных результатов на уроке литературы. Таким образом школьники включаются в процесс формирования оценки. Обучающийся должен объективно оценивать собственную работу или достижения одноклассников и уметь обосновать свою оценку. Такая работа способствует развитию у школьников навыков самостоятельно оценивать результаты своих действий, находить и исправлять собственные ошибки. [8, c. 4]. Использовать самооценку и взаимооценивание на уроках литературы рекомендуется в качестве текущего контроля. Для того чтобы обучающийся смог провести самооценку или оценить выполнение задания одноклассниками на уроке литературы, он должен знать алгоритм, по которому будет проводить оценивание. Критерии для самооценки и взаимооценивания должны соответствовать критериям форм устного или письменного контроля. В лист самооценки или взаимооценивания обязательно заносятся фамилия, имя обучающегося, класс; фамилия, имя проверяющего, класс (если лист взаимооценивания); критерии оценки; баллы за выполнения задания; полученные баллы и обязательно комментарии оценки, чтобы обучающийся мог обосновать выставленные баллы. Самооценка и взаимооценивание может проходить как в устной, так и в письменной форме. Для проведения самооценки или взаимооценивания на уроках литературы целесообразно предложить обучающимся оценивание устного или письменного ответа на вопрос, пересказа художественного произведения или его фрагмента, выразительного чтения произведения, тестирования, сочинения. Критерии оценки для самооценки или взаимооценивания обучающихся учитель может составить на основе критериев, представленных в данной главе. Учитель готовит заранее листы самооценки или взаимооценивания в свободной форме (Приложение 4).В начале обучения традиционно провожу входную диагностику и в конце обучения выходную диагностику. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.В работе часто использую таблицы предметных результатов:Образец таблицы стартовой диагностики по русскому языку учащихся 6 класса2.6. Маршрутные листы как универсальный инструмент для самооценивания и оценивания метапредметных результатовОсновным объектом оценки метапредметных результатов является:способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.Алгоритм самооценки:Что нужно было сделать в задании?Какова была цель, что нужно было получить в результате?Удалось получить результат?Найдено решение, ответ?Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?Ученик (самооценка) ставит:+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.Учитель (оценка) ставит:+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.Метапредметная результативность:Мне больше всего удалось ...За что я могу себя похвалить?За что я могу похвалить одноклассников?Что приобрёл?Что меня удивило?Для меня было открытием то, что ...Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?Таблицы личностных результатов по классу, заполняются на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательно (минимум):- за метапредметные и личностные не персонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно);- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).По желанию и возможностям учителя (максимум):- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.Взаимоконтроль и взаимооценка как важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроках русского языка и литературыВзаимооценка побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих. Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети хотят говорить. И их надо выслушивать — а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в одну общую картину. На уроках литературы, характеризуя героя, дети высказывают своё мнение, кроме этого даётся оценка экспертов (критические статьи). На следующем уроке проводится совместный анализ, проведенного урока и сопоставляются четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.На уроках литературы, изучая с детьми лирические произведения, часто использую оценочные карты, в которых сами ребята оценивают чтение стихов других учащихся, при проведении интервью оценивают самые интересные правильные ответы или самый интересный вопрос, при инсценировании - игру «актёров».На уроках литературы учащиеся представляют какого-либо писателя, поэта или произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников.Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим: умение четко и логично излагать материал, глубину содержания выступления, манеру изложения, умение отвечать на вопросы.На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Учитель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на вопросы или дополнить предложения.Памятка для учащихся «Рефлексия урока»- Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...- Мне больше всего удалось ...- За что я могу себя похвалить?- За что я могу похвалить одноклассников?- Что меня удивило?- Для меня было открытием то, что ...- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например, «Сегодня у тебя более аккуратная/творческая/продуманная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении данного разбора, а сегодня ты справился на «отлично», «Молодец, какой сегодня у тебя уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика.Портфель достижений учащихся как совокупность индивидуальных учебных достижений обучающегося«Портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.В конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:- Что удалось в этой четверти?- По каким предметам результаты получились лучше?- Что не получилось? В чем причина?- Какую цель поставишь в следующей четверти?В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:- Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?- Над чем еще необходимо поработать?- По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?- Какую цель поставишь на следующий учебный год?Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)». Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.Листы самооценки и взаимооценивания складываются в «Портфель достижений по учебному предмету "Литература"» вместе с письменными ответами на вопросы, сочинениями и другими творческими работами, с результатами тестирования и контрольных работ – всем, что связано с оцениванием достижений обучающихся в области предметных результатов. Раз в год или по необходимости, используя содержание «Портфеля…» с достижениями по литературе, обучающиеся могут составить диаграмму или заполнить таблицу, чтобы самостоятельно оценить: какими предметными результатами они овладели, а над достижением каких предметных результатов еще надо поработать. Например, данные заносятся в таблицу: предметные результаты определенного класса из ФОП ООО (ФРП по литературе), оценка достижений предметных результатов и комментарии. Для обозначения результата можно использовать технологию «светофор»: зеленый цвет – «знаю», желтый - «не уверен», красный – «не знаю» или «хочу узнать». В графе «Комментарии» обучающиеся могут обосновать свои оценки (Приложение 5). ВыводыИспользуя вышеописанную систему для оценки деятельности обучающихся, их самооценивания, самодиагностики, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся на учебных предметах «Русский язык» и «Литература», а также взаимооценивания обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои предметные достижения по русскому языку и литературе, анализировать их, планировать свою дальнейшую работу над достижением предметных результатов, находить, учитывать и восполнять пробелы в своем языковом и литературном образовании.Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе, можно деятельность детей по добыванию знаний, а можно конечный результат учебной деятельности.На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.Приложение 1.Таблица. Мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложенияПриложение 2.Самооценка индивидуальной работы над освоением темы «Причастие. Причастный оборот»Приложение 3.Примеры листов самооценки и взаимооценивания по русскому языку1) Лист самооценки (взаимооценивания) после изучения темы «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация». (5 класс)Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________ Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________Оцени свои достижения:0 – не получается; 1 – получается не всегда; 2 – получается отлично!Лист самооценки (взаимооценивания) в 5 классе после изучения темы «Текст», «Функциональные разновидности языка». Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________ Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________Оцени свои достижения:0 – не получается; 1 – получается не всегда; 2 – получается отлично!Образец Листа самооценки по теме «Диалектизмы» (6 класс)Пример Таблицы оценки индивидуальных предметных результатов по теме «Словосочетание. Простое предложение» 5 класс Приложение 4.Примеры листов самооценки и взаимооценивания по литературе№ 1. Лист самооценки или взаимооценивания устного ответа на вопрос «Определите и сформулируйте тему и основную мысль прочитанной басни…»Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________ Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________№ 2. Лист самооценки или взаимооценивания выразительного чтения отрывка художественного произведения.Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________ Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________№ 3. Лист самооценки или взаимооценивания пересказа отрывка художественного произведенияФамилия, имя обучающегося, класс___________________________ Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________Приложение 5.Пример таблицы достижений предметных результатов в 5 классе Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________