Духовно-нравственное богатство личности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное богатство личности
Автор: Наталья Борисовна Юшкова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №19»города Вышний Волочек Тверской области«Духовно-нравственное богатство личности»(методическая разработка блок-темы по предмету«Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс) Возраст обучающихся: 11-12 летСрок реализации: 1 годАвтор разработки:Юшкова Наталья Борисовна, учитель истории МБОУ СОШ №19Вышневолоцкий городской округ2024 годСодержание:
  • Пояснительная записка
  • Методическая разработка блок-темы «Духовно-нравственное богатство личности» по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) для 5—х классов образовательных организаций разработана в соответствии с:- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. 287);- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.Актуальность.В основе учебной разработки лежит программа и учебное пособие, авторами которой являются Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5-6 класс. Москва. Просвещение, 2022 год. Но на сегодняшний день данное учебное пособие не соответствует Федеральной рабочей программе по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,5 класс и, соответственно, отсутствуют новые методические разработки. Поэтому для разработки блок-темы «Духовно-нравственное богатство личности» (Тематический блок 3. ФООП, 5 класс) за основу была взята Федеральная рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс и требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО. В процессе изучения данной блок-темы обучающиеся получат возможность систематизировать, расширить и углубить полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России. Данная блок-тема разработана в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения каждой подтемы блока («Личность – общество – культура», «Духовный мир человека», «Личность и духовно-нравственные ценности») обучающиеся получат представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Каждый урок имеет сою нетрадиционную форму проведения: урок-заочная экскурсия, урок-кинолекторий, урок-игра.Содержание тем учебных занятий направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти и полноценной личности.Материал учебных занятий представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, к которой принадлежит обучающийся как личность).Целями изучения блок- темы «Духовно-нравственное богатство личности» являются: -формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; -формирование и сохранение уважения к историческим ценностям, а также идентификации собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации. Цели определяют следующие задачи:- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества;- становление компетенций межкультурного взаимодействия, как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.В целях реализации блок-темы на изучение каждой темы отводится 1 учебный час в неделю.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в процесс изучения и формирования у обучающихся основ традиционных российских духовно-нравственных ценностей.Результативность.Изучение данной блок-темы направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. Личностные результаты освоения каждой темы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности и включают в себя: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Кроме того, у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, его истории и культуре 2) гражданского воспитания: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, основ культурного наследия; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; 3) ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития культуры и общественной практики, 4) духовно-нравственного воспитания: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкамМетапредметные результаты включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией. Предметные результаты освоения каждой темы включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области, предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях. По окончанию изучения блок-темы обучающиеся получат следующие предметные результаты:Тема 17. Личность – общество – культура. Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. (Урок-заочная экскурсия)Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. (Урок-кинолекторий)Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». (Урок-игра)Оценка результатов обучения основана на понятных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. При этом непосредственное оценивание происходит после анализа результативности работы обучающегося посредством рефлексии.II.Содержание блок-темы «Духовно-нравственное богатство личности»2.1. Место блок-темы «Духовно-нравственное богатство личности» в ФООП.«Духовно-нравственное богатство личности» (Тематический блок 3. ФООП, 5 класс) является частью Федеральной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и составлен на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО. А также в основе учебной разработки лежит программа и учебное пособие, авторами которой являются Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5-6 класс. Москва. Просвещение, 2022 год.Изучение блок темы «Духовно-нравственное богатство личности»способствует расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального общего образования; углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в развитии современного общества; формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.Тематический блок состоит из трех тем, для изучения каждой из которых отводится один учебный час. Таким образом, на изучение блок-темы отводится 3 часа. Каждая тема- урок, но все они взаимосвязаны и представляют в целом содержание темы «Духовно-нравственное богатство личности».Тема 17. Личность – общество – культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.2.2. «Личность – общество – культура»- первый урок блок-темы.«Личность-общество-культура»- это 17 урок Федеральной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и первый урок тематического блока 3. «Духовно-нравственное богатство личности».Изучая эту тему в системе уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», дети должны усвоить основные традиционные российские ценности.Задача уроков ОДНКНР – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Поэтому главная цель учителя на уроке – создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности детей. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы успеха добился каждый ребёнок в меру своих способностей и возможностей. Исходя из этого, урок начинается с эмоционально доброго настроя на работу. Актуализация темы проходит в виде эвристической беседы, в ходе которой проверяются знания, усвоенного материала на предыдущих уроках. Далее в ходе фронтальной работы и показа презентации ( на экране выставка рисунков детей и выставка картин художников). Обучающиеся отвечают на вопросы:- В чем отличие одной выставки от другой?- Нам какой выставке представлены произведения искусства? Для формулирования темы урока, проводится работа с изображениями в электронной презентации, формулируются понятия «личность», «общество». Ставится цель урока. Определения записываются в тетрадь.Динамическая пауза позволяет снять напряжение, возникшее во время разбора новых терминов, но в то же время тематический набор движений сохраняет общий ход мыслей урока.Последующий этап усвоения новых знаний проходит в виде заочной экскурсии по картинной галерее.(«Сегодня мы с вами побываем в картинной галерее. Перед вами картины русских и советских художников.»Объяснение задач для каждой группы: просмотр изображений картин художников и выбор соответствующих их теме с объяснением «почему». В ходе групповой работы анализируются картины русских и советских художников, отражающие понятия «личность», «общество», «культура». Формулируется вывод о взаимосвязи личности, общества и культуры.В процессе сотрудничества учителя и обучающихся, усилия последних направлены на овладение не готовым знанием, а на его выработку. Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивается за счёт реализации личностно – ориентированного обучения, частой сменой деятельности. На уроке реализовывается компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Во время учебной деятельности на этапе самостоятельной подготовки в группах реализовывается поисковая деятельность. В ходе познавательного диалога раскрывается понятие «гуманизм» на основе обсуждения содержания картин А.Г.Венецианова и Ю.П.Кугача.Применение ИКТ на уроке усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.Этап закрепления полученных знаний проходит в виде самостоятельной работы в тетради в виде соотношения понятий и определений.Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед цифровой отметкой.Данная методическая разработка урока поможет сделать выводы о связи между личностью, обществом и культурой как реализации духовно-нравственных ценностей. Содержание материала соответствует историческим и нравственным традициям России. Для воспитания художественного вкуса используется работа с иллюстрациями, картинами художников, произведениями живописи. Для домашнего задания предложена работа, которая предполагает помощь родителей: подготовить сообщения по группам: посещение музея, театра, выставки, концерта. 2.3. Духовный мир человека»- второй урок блок-темы.«Духовный мир человека»- это 18 урок Федеральной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и второй урок тематического блока 3. «Духовно-нравственное богатство личности». По типу урок-комбинированный.Изучая эту тему в системе уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», дети должны усвоить основные традиционные российские ценности.Главная цель учителя на уроке – создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности детей. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы успеха добился каждый ребёнок в меру своих способностей и возможностей. Исходя из этого, урок начинается с эмоционально доброго настроя на работу в процессе игрового момента-получения билета.Актуализация темы проходит в виде эвристической беседы «Мы зрители и слушатели», в ходе которой проверяются знания, усвоенного материала на предыдущих уроках. Далее в ходе фронтальной работы формулируется тема урока и обозначаются основные этапы изучаемой темы. Тема записывается в тетрадь.Изучение нового материала проходит в форме кинолектория. И начинается с просмотра видео фильма «Непокаренные», чтения произведений О.Берргольц и Д.Гранина на фоне симфонии №7 Д.Шостаковича.В ходе диалога с обучающимися происходит знакомство обучающихся с новыми понятиями и запись их в таблицу.Последующий этап усвоения новых знаний проходит в виде работы в парах, задача - правильно подобрать примеры к понятиям «мораль», «нравственность» «патриотизм», «творчество».  Динамическая пауза позволяет снять напряжение, возникшее во время разбора новых терминов, но в то же время тематический набор движений сохраняет общий ход мыслей урока. Последующий этап усвоения новых знаний проходит в виде работы в мини группах:соотнести предметы быта и предметы творчества,найденные в блокадном Ленинграде. Задача каждой группы- выбрать предметы, соответствующие теме и дать объяснение. (Предметы представлены для визуального обзора: глиняный горшок, кружка, утюг, кочерга, телефон; картина, ваза с росписью, икона, гжель, хохлома) В процессе сотрудничества учителя и обучающихся происходит формулирование вывода о созидательном труде и важности труда как творческой деятельности. Усилия обучающихся направлены на овладение не готовым знанием, а на его выработку. Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков поисковой деятельности.Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивается за счёт реализации личностно – ориентированного обучения, частой сменой деятельности. На уроке реализовывается компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. На следующем этапе урока вводится игровой соревновательный момент для активизации познавательной деятельности обучающихся. Работа по командам: мальчики, девочки состоит в быстроте и правильности ответов на вопросы по теме «Традиции и новации в культуре». Ответ на последний вопрос предполагает одинаковый ответ «Приведите пример современного музыкального произведения, которое вы считаете патриотичным, нравственным? Назовите его автора. ( С.Михалков, гимн РФ). После ответа, просмотр видео исполнения гимна хором Сретенского монастыря. Прослушивание отрывка гимна РФ в исполнении хора Московского Сретенского монастыря и просмотр видео фрагмента является акцентом в обосновании важности творчества как реализации духовно-нравственных ценностей человека, наглядно показывающий взаимосвязь творчества и патриотизма.Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед цифровой отметкой.Применение ИКТ на уроке усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.Домашнее задание заключается не только в работе с новыми словами(понятиями), но и возможности проявить свои творческие способности и принести предмет, (рисунок, фото изделия), сделанный своими руками или совместно с кем-то.Данная методическая разработка урока позволяет шире понять составляющие духовного мира человека, значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества культурой своего народа с учетом исторических и нравственных традиций России. 2.4. «Личность и духовно- нравственные ценности»- 3 урок блок темы. «Личность и духовно- нравственные ценности»-это 19 урок Федеральной рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и третий урок тематического блока 3. «Духовно-нравственное богатство личности». Данный урок соответствует тематическому планированию. По типу – комбинированный урок. По виду-урок-игра.Изучая эту тему в системе уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», дети должны усвоить основные традиционные российские ценности.Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы успеха добился каждый ребёнок в меру своих способностей и возможностей. Исходя из этого, урок начинается с эмоционально доброго настроя на работу и слов учителя «сегодня я буду дарить вам сердца». Урок-игра подразумевает наличие 2-х команд, каждый игрок которой может получать за правильный ответ-сердце. Итог урока- подсчет заработанных баллов.Этап актуализация темы проходит в виде эвристической беседы, в ходе которой проверяются знания, усвоенного материала на предыдущих уроках. Происходит это в процессе просмотра творческих работ, которые дети принесли (это было домашним заданием с прошлого урока) с вопросом «предмет быта или творчества»? (добавляются и другие вещи, кроме работ учащихся, один- кубок за победу в региональном конкурсе «Доброволец года».)Далее в ходе беседы отвечают на вопросы: За что ребята получили эту награду? Какими качествами должен обладать доброволец?Какие поступки людей можно назвать моральными, а какие аморальными?Для формулирования темы урока, проводится работа по командам записывают моральные и аморальные поступки на доске (за правильно выполненное задание получают сердечко). Далее формулируется тема урока. Ставится цель урока. Записываются в тетрадь.Последующий этап усвоения новых знаний проходит в виде выполнения задания: составить слова с приставкой СО и объяснить их значение. Команды одновременно выполняют это задание. (за правильно выполненное задание- получают сердечки).Динамическая пауза проходит в виде ролевой игры и позволяет снять напряжение, сохраняя общий ход мыслей урока. Команды разыгрывают ситуацию, описанную на карточке:1.Доборовольцы помогают бабушке перейти через дорогу и донести тяжелую сумку2. Добровольцы помогают дедушке разрубить и сложить дрова Последующий этап усвоения новых знаний проходит в виде познавательного диалога. Одновременно идет работа в тетради (запись понятия «милосердие») с использованием презентации.В процессе диалога делается акцент на традиционные духовно-нравственные ценности: милосердие, любовь. Приводятся примеры: заповедь И.Христа и высказывания Гюго, подвиг сестер милосердия. Проводится сравнение с современностью. Объясняется понятие «доброволец».В процессе сотрудничества учителя и обучающихся, усилия последних направлены на овладение не готовым знанием, а на его выработку. Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивается за счёт реализации личностно – ориентированного обучения, частой сменой деятельности. На уроке реализовывается компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Во время учебной деятельности на этапе самостоятельной подготовки команд реализовывается поисковая деятельность. Традиции и новации в добровольчестве разбираются на примере объединения добровольцев «Важное дело», участниками которого являются обучающиеся школы. Демонстрируется видео-ролик о деятельности добровольцев.Применение ИКТ на уроке усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.В завершении урока подводятся итоги (подсчитываются сердечки). Побеждает дружба. Индивидуальные достижения переводятся в оценки. Делаются выводы о духовно-нравственных ценностях личности. Домашнее задание помогает детям еще раз обдумать полученную на уроке информацию, проанализировать и выучить определения, а также придумать социально-значимую акцию или поучаствовать в одной из акций, проводимых в школе. Данная методическая разработка урока поможет более наглядно представить понятия духовно-нравственных ценностей и их значимость в жизни человека и общества. Содержание материала соответствует этическим и традиционно- нравственным традициям России. Для более полного восприятия материала проводится историческая взаимосвязь событий и личностей.III Заключение.Содержание методической разработки блок-темы «Духовно-нравственное богатство личности» по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) для 5—х классов образовательных организаций направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти и полноценной личности.В ходе проведения учебных занятий обучающиеся усвоили: значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре; значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.Обучающиеся научились объяснять значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».После проведения учебных занятий по данным темам обучающиеся достигли следующих результатов: познавательные: поиск информации, преобразование информации из одной знаковой системы в другую; регулятивные: сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых дополнений; коммуникативные: формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе.Через изучение новых понятий и знакомство с культурологическими ценностями проходило осознание обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование и сохранение уважения к историческому прошлому. Практическая значимость методической разработки состоит в том, что материалы уроков являются актуальными и могут использоваться во внеурочной деятельности, для привлечения детей в добровольческое движение.IV.Список литературы
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков.-М.: Просвещение.2022г.
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова. М.:Просвещение.2022г.
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Наталья Виноградова. Москва. Просвещение.2022г.