«Образовательное путешествие, как метод обучения в урочной и внеурочной деятельности». Применение технологии на уроке обществознания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Образовательное путешествие, как метод обучения в урочной и внеурочной деятельности». Применение технологии на уроке обществознания
Автор: Аметова Эльвира Аблялимовна

«Образовательное путешествие, как метод обучения в урочной и внеурочной деятельности». Применение технологии на уроке обществознанияАвтор: Аметова Эльвира АблялимовнаОрганизация: МБОУ г. Керчи РК «Школа №4 им. А.С. Пушкина»Населенный пункт: г. Керчь Республика Крым Технологическая картаАвтор: : Аметова Эльвира Аблялимовна, учитель истории и обществознания. МБОУ г. Керчи РК «Школа №4 им. А.С. Пушкина»Название урока (занятия): «Дума детям» (комбинированный урок-путешествие)Параллель: 9-11 классыДлительность: 90 минутТехническое обеспечение урока (занятия): компьютер, планшет или смартфон для каждого учащегосяПояснительная записка к уроку (занятию)Образовательное путешествие – особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, где учитель выступает в роли тьютора, сопроводителя ученика в его самообразовании. Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие учащихся с природой, историей, культурой. Учитель ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не даёт никакой информации. Другими словами, «не встаёт» между ребёнком и объектом, а выступает в роли организатора исследовательской деятельности учащихся.Цели образовательного путешествия:- научить учащегося «путешествовать в пространстве, постигая, наряду с предметными знаниями и умениями культурные смыслы;- развить у учащихся следующие метапредметные умения: поиск информации, планирование собственной деятельности, учебное сотрудничество.Результат образовательного путешествия:-Личностный рост учащегося;-реализация индивидуального образовательного маршрута, который позволит учащемуся выявить интересные и актуальные для него направления.Вариант проведения:Работа с сайтом Керченского городского СоветаЦель урока (занятия):Привлечь внимание молодёжи к деятельности законодательных органов РФ и субъектов РФ (в данном случае Керченского городского Совета), органов местного самоуправления, пробудить гражданскую активность и сформировать правовую грамотность.Задачи урока (занятия):Образовательные:
  • выделить различие между государственным управлением и местным самоуправлением;
  • сформировать представление о деятельности депутатов;
  • сформировать у учеников целостную картину развития институтов парламентаризма в России;
  • сформировать понимание необходимости парламента как представительного органа, отражающего интересы избирателей и органов местного самоуправления.
  • Развивающие:
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать критическое мышление и творческие способности учащихся.
  • Воспитывающие:
  • содействовать формированию политической культуры школьников, осознанию роли гражданина в социально-политической жизни общества;
  • способствовать выработке активной жизненной позиции учащихся.
  • Планируемые образовательные результаты урока (занятия):
  • учащиеся имеют знания об истории развития парламентаризма и местного самоуправления в г. Перми;
  • учащиеся выделяют различие между государственным управлением и местным самоуправлением;
  • учащиеся умеют давать характеристику таким понятиям как «местное самоуправление», «депутат», «Дума»;
  • учащиеся умеют характеризовать деятельность депутатов, их статус и обязанности;
  •  учащиеся умеют описывать деятельность органов местного самоуправления и круг вопросов, проблем которыми они занимаются.
  • Рекомендации для учителя по проведению урока (занятия): Урок проводится дистанционно или очно, а также может быть предложен в качестве домашнего задания (самостоятельное освоение), роль учителя минимальна – организатор. Учащиеся объединяются в группы 3-5 человек.После данного урока целесообразно будет организовать экскурсию в Пермскую городскую Думу и Законодательное собрание Пермского края. Учащиеся уже будут владеть первичной, базовой информацией о работе Думы и смогут подготовить качественные вопросы и расширить свои знания.Материалы к уроку:
  • видеофрагмент «Кто такой депутат» источник Молодая гвардия Единой России Пермский край ссылка;
  • сайт Керченского городского Совета
  • карта образовательного путешествия «Дума детям» (Приложение № 1).
  • План урока (инструкция для обучающихся):1 этап: (Организационно-мотивационный)
  • Просмотр видеофрагмента «Кто такой депутат» источник Молодая гвардия Единой России Пермский край ссылка
  • Учитель знакомит учащихся с технологией «образовательное путешествие»:
  • Мы совершим с Вами образовательное путешествие и узнаем, что такое Дума и как она устроена, кто может стать депутатом, для чего нужна Дума, какими качествами надо обладать, чтобы тебя избрали депутатом, а также как можно взаимодействовать с депутатами.2 этап: (Предоставление инструкций):
  • Разделиться на группы 3-5 человек.
  • Вам необходимо открыть сайт Керченского городского Совета, изучить структуру сайта, можно воспользоваться картой сайта.
  • Изучить основные блоки карты Образовательного путешествия «Дума детям» и выполнить предложенные задания (Приложение № 1).
  • 3 этап (основной, выполнение заданий, используя карту Образовательного путешествия)Приложение № 1 Карта образовательного путешествия «Дума детям»Используя сайт Пермской городской Думы, выполните предложенные задания.
  • Исторический диктант «Из истории Керченского городского Совета».
  •    Мы получаем богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать, как все это создавалось. Благодаря истории мы познаем данные о произошедших событиях, прогнозируем возможное развитие будущего.Задание: изучите краткую историю Керченского городского Совета и ответьте на вопросы исторического диктанта.1. Назовите города-герои на территории Крыма. (Севастополь, Керчь) 2. В каком году Керчь была удостоена звания города-героя? (14 сентября 1973 г.) 3. «От Советского Информбюро, 3 января 1942 года. В боях на Керченском полуострове за период с 28 декабря 1941 года по 2 января 1942 года по неполным данным, захвачены следующие трофеи: винтовок -3000, автоматов-150, станковых пулеметов - 50, орудий - 48, минометов - 20, мотоциклов - свыше 1000, грузовых машин - 250 ...» О какой военной операции говорится в этой сводке? ( Керченско - Феодосийская десантная операция, 26.12.41 г - май 42г.)4. Какой плацдарм на востоке Крыма получил название «Огненная земля» и почему? ( совр. поселок Героевское, шквал огня)5. Сколько дней и ночей сражались советские воины на «Огненной земле»?(40)6. Сколько воинов «Огненной земли» удостоены звания Герой Советского Союза? (61 боец)7. В каких каменоломнях действовали партизанские отряды в период оккупации Керчи? (Центральные и Малые Аджимушкайские, Старо - карантинские, Булганакские)8. В честь кого назван поселок Аршинцево? (в честь командира 11 гвардейского стрелкового корпуса, Героя Советского Союза, генерал-майора Аршинцева Б.Н.)9. Когда освободили Керчь и сколько раз это происходило? (11.04.44г., 3 раза: 1-30.12.41г.. 2-14.05.42г., 3-11.04.44г.)10. Скажите название звезды, которое она получила по событиям войны 1941-1945 годов в Керчи? ( «Аджимушкайский обелиск»)11. Сколько воинов-участников боев за Крым, были удостоены звания Героя Советского Союза? (474) За бои в Керчи? (137) Уроженцев Крыма?(64). В 1785 году Екатерина II подписала Жалованную грамоту городам - «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». Документ определял права городского сообщества, вводил новые органы городского самоуправления: Общую и Шестигласную Думы. Кто становился председателем Общей и Шестигласной Дум? Вставьте пропущенное словосочетание:«В городской Думе сидит _______________ на стуле посередине; против городского головы сидят: на лавке направо – голос цеховых, налево – голос посадских; возле городского головы в правом завороте на лавке – голос настоящих городовых обывателей и голос иногородних и иностранных гостей; возле городского головы в левом завороте на лавке же – голос имянитых граждан и голос гильдейских». (Городской голова)12.На какой срок избиралась Дума до 1871 года? (3 года).13.О ком идет речь? Пермский купец 1-й гильдии, меценат и общественный деятель, городской голова в 1871—1874 и 1876—1878 гг. Потомственный почётный гражданин. (Иван Иванович Любимов).14. На какие расходы подразделялись расходы городской Думы? (первоочередные и необязательные).15. Какие вопросы относились к ведению органов городского общественного управления? (хозяйственные вопросы: благоустройство, содержание и улучшение инфраструктуры, продовольственное обеспечение, противопожарные меры, здравоохранение, народное образование и т.д.).16.О какой реформе идет речь? При каком правителе Российской Империи была проведена эта реформа? (Городская реформа, Александр II).«Её основным законодательным актом было Городовое положение 16 июня 1870 года. Органы самоуправления стали всесословными и получили расширенные экономические права, что позволило им значительно активизировать свою хозяйственную и общественную деятельность».17. Сколько созывов Пермской городской Думы насчитывается с 1994 года? (7 созывов).18. Срок полномочий Думы на сегодняшний день? (5 лет).
  • Из кого состоит Дума?
  • Дума – это место, где работают депутаты. Депутатов выбирают жители города. Депутаты могут являться представителями политических партий, об этом мы расскажем на следующих уроках. Депутаты – это представители населения от округов, на которые поделена территория городского округа.Задание:
  • Из скольких депутатов состоит нынешняя Керченский городской Совет?  
  • Заполните схему «Руководство Керченского городского Совета»
  • Что такое политическая партия и как они работают в Думе?
  • Все мы разные: кому-то в одежде нравится зеленый цвет, кому-то желтый. В еде у каждого из нас тоже разные предпочтения: кто-то очень любит солёное, а кто-то жить не может без сладкого. Вот и взгляды на жизнь у людей тоже отличаются. Люди, чьи взгляды на устройство жизни в стране, на управление государством совпадают, объединяются в политические партии. Любая партия стремится влиять на определение политического курса государства, участвовать в формировании органов государственной власти и управлении страной. Такие же задачи политические партии решают и на уровне городского округа, стараясь провести своих представителей во власть. Делается это путём выборов.Задание:
  • Представители скольких политических партий работают в Пермской городской Думе VII созыва?
  • Какая партия имеет наибольшее количество членов в Керченском городском Совете?
  • Для чего нужна Дума?
  • Депутаты разрабатывают правила для всех. Называются эти правила нормативными правовыми актами. Это нормотворческая деятельность Думы. Нормативные правовые акты – правила – определяют, например, на какой территории в городском округе можно строить жилые дома, на какой территории – школы, детские сады и магазины, а на какой территории следует обустраивать парки и скверы. А еще депутаты утверждают бюджет г. Перми, то есть решают, как лучше израсходовать общие деньги - полученные городом доходы. Доходы бюджета образуются за счет тех налогов, которые остаются в городе, то есть платежей, которые платят все предприятия и люди. А Дума определяет, сколько средств направить на ремонт дорог, сколько – на строительство детских игровых площадок и так далее.Кроме утверждения правил для всех, депутаты также контролируют исполнение этих правил. То есть проверяют, своевременно и с хорошим ли качеством были сделаны новые дороги или ремонтировались старые.Задание:
  • Какие комитеты существуют для реализации деятельности Керченского городского Совета? Перечислите все комитеты.
  • Соотнесите круг вопросов, которыми занимается Керченский городской Совет и комитет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу, выбранные цифры под советующими буквами.
  •    
  • Как обратиться к депутатам?!
  • Депутаты встречаются с избирателями, обсуждают проблемы, ищут пути их решения. А, значит, они должны быть общительными, внимательными к людям, активными, целеустремленными, справедливыми.Задание:Представьте, что Вам необходимо разработать буклет «Как обратиться к депутату». Изучив сайт Керченского городского Совета, разработайте макет данного буклета:
  • Какие формы взаимодействия депутатов и граждан существуют?
  • По каким вопросам граждане могут обратиться к депутатам? Приведите не менее трех примеров.
  • Сформулируйте три основных правила, которыми должны руководствоваться граждане при обращении к депутату.
  • В роли депутата.
  • Задание:Попробуйте себя в роли депутата, которому нужно утвердить Правила благоустройства нашего города. Это задача со многими неизвестными, ведь, к примеру, хочется, чтобы все торговые павильоны в нашем городе симпатично и опрятно выглядели (было бы даже красивее, если б они были в одной цветовой гамме). Для владельцев павильонов (так называемый малый бизнес) это не запланированные затраты. Владельцам торговых павильонов никто не платит зарплату, на жизнь себе они зарабатывают сами и, к тому же платят налоги в бюджет. Не исключено, что ради красивого вида павильона им придется уменьшать зарплату продавцам. А как вы поступили бы на месте депутата? Что для вас важнее: добиваться красивого облика города с симпатичными торговыми павильонами или позаботиться об интересах малого бизнеса?
  • Какими качествами обладают депутаты?
  • Жизнь депутата Керченского городского Совета полна забот, ведь, за редким исключением, работа депутата является для них общественной деятельностью. В разное время среди депутатов Керченского городского Совета были врачи и директора школ, экономисты, инженеры, предприниматели. Важно понимать, что путь в депутаты открыт для каждого. Нынешние депутаты в детстве были такими же, как ты и твои сверстники. В детстве они тоже ходили в школу, играли во дворе, читали книжки.Задание: слева столбиком напишите, что должны знать и уметь депутаты, каким должен быть их характер, а справа столбиком напишите, какими качествами обладаете вы сами. Сравните эти записи. Напишите, что нужно вам развивать в себе, чтобы жители захотели выбрать вас депутатами.4 этап: (Заключительный – проверка выполненных группами заданий и рефлексия) Наше образовательное путешествие подходит к концу. Надеемся, что эта информация будет полезна вам и поможет с юных лет быть в гуще событий нашего города, участвовать в процессах, связанных с управлением городом.