Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с детьми ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с детьми ОВЗ
Автор: Ефремова Наталья Александровна
Урок – исследованиеРусский язык 2 класс.Цель исследования: «Какую роль в речи выполняют имена прилагательные?»Тема: употребление в устной и письменной речи имён прилагательных.Цели: развивать умение точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи; точно выражать свои мысли и правильно писать имена прилагательные;формировать грамматическое понятие «имя прилагательное»;расширять знание учащихся об окружающей среде, развивать умение наблюдать, подмечать разнообразные признаки; прививать любовь к природеФормируемые универсальные учебные действия:1.Личностные УУД:интерес к русскому языку; мотивация обучения и познания; адекватная самооценка, готовность открыто выражать свою позицию на уроке..2.Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения осуществлять контроль своей деятельности; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности.3.Познавательные УУД: умение применять модель (алгоритм) для получения информации; умение строить устные высказывания; умение вести поиск и выделять нужную информацию; выявлять особенности разных объектов (корень, приставка, суффикс, окончание); выявлять сходство и различия объектов; выбирать основания и критерии для сравнения; классификации объектов.4. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, одноклассника умение сотрудничать при решении учебных задач; адекватно оценивать свою работу в группе. Ход урока. 1. Организационный момент.Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок. Наш класс сегодня будет - творческой лабораторией, и вы будете маленькие исследователи русского языка, я старший руководитель лаборатории.Ребята, а вы знаете кто такой исследователь? (Человек, который зачем-то наблюдает, изучает и делает выводы).Учитель: Цель нашего исследования такова: «Какую роль в речи выполняют имена прилагательные?»Для того чтобы ответить на это вопрос, проведём исследование по некоторым разделам науки о языке, используя свои знания по разным предметам (русский язык, чтение, природоведение).Учитель: Ребята, какое наступило время года?Тает снежок,Ожил лужок.День прибываетКогда это бывает? (весной)Учитель: Правильно - это весна! Замечательное и прекрасное время года. Когда вся природа просыпается после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утро года».Красавица- весна пригласила нас сегодня в мир природы для всех своих наблюдений.Посмотрите ребята, выплыло на небо красное солнышко и стало своими лучами будить землю.Вот и появились в лесу весенние проталинки (веснушки весны).Каждую проталинку мы будем исследовать, на них «Мудрая природа» приготовила для нас интересные задания.Учитель: Проталинка «Каллиграфическая» (исследовать написание букв, соединений)ойамел(верхние и нижние соединения).Март с водой, апрель с травой, май с цветами.Учитель: а) Списать чисто, красиво, правильно пословицу.б) Объясните правописание выделенных орфограмм.в) Что из этой пословицы вы узнали о весне? (продолжительность весны три месяца- в марте тает снег, в апреле появляется трава, а в мае расцветают все цветы и деревья).Помни правило: Списывая, не спеши, Букву к буковке пиши.Учитель: Проталинка «Синтаксическая». (исследовать предложения различные по интонации) и жизнь животных весной.Учитель: Послушайте, какая интересная история произошла с маленьким медвежонком, который чуть не проспал весну.Рассказ детей:Без забот и без тревогиСпал медведь в своей берлоге.Спал всю зиму до весныИ, наверно, видел сны…?Вдруг проснулся косолапый.Слышит: каплет - вот беда!В темноте пошарил лапой-И вскочил – кругом вода!Заспешил медведь наружу:Заливает - не до сна,Вылез он и видит: лужи,Тает снег… Весна пришла?Учитель: Как произнёс предложение «Весна пришла?»,медвежонок который родился весной и первый раз увидел яркое весеннее солнышко? (с удивлением?)Весна пришла?Учитель: Как произнесла бы это предложение старуха-зима, которой не нравится приход весны (со злостью, злобой, ненавистью, неудовольствием). Весна пришла.Учитель: Как вы произнесёте это предложение?Вы очень соскучились по весенней капели, по яркому солнышку, голубому небу, зелёной травке.(с чувством радости, с любовью, с восхищением) Весна пришла!Учитель: Какой делают нашу речь интонация? (выразительной)Учитель: Какие слова я использовала в своей речи для описания красоты весны, чтобы выразить своё отношение к ней? (яркие, красочные).Учитель: Какой частью речи они являются? (именами прилагательными)Запишите это предложение в тетради, добавив имя прилагательное, которое описывает весну.гл. пр. сущ.Пришла ранняя весна.Учитель: Найдите в предложении главные члены.а) О чём говорят в предложении? (подлежащее)б) Что говорится о весне? (сказуемое)в) Весна (какая?) ранняя (второстепенный член предложения).Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное в предложении?(второстепенным членом).Учитель: Проталинка «Орфографическая» (исследовать правописание безударных гласных в корне слова, жизнь растений весной)Учитель: Трудно травинкам из-под снега пробиваться.Давайте, ребята, поможем им своими знаниями.На п .лянке у тр. пинки.Проб… ваются тр… винки.Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.Посмотрите, как радуются травинки ласковому солнышку.Найдите в этом предложении словосочетание существительного с прилагательным.(Зелёные травинки.)Какого числа прилагательные зелёные? (множественного).Как определили число имени прилагательного? (по существительному).Вывод: С какой частью речи связано имя прилагательное? Почему?Учитель: Проталинка. Словообразовательная.(Исследовать части слова, жизнь растений – цветов)Ученик: Первые весенние цветы! Как приятно их неожиданное появление!Угадайте, что это за цветок расцвёл на полянке?Из-под снега расцветает,Раньше всех весну встречает,Учитель: Полюбуйтесь ребята, какой это нежный, хрупкий, чистый цветок.А вы хотите узнать, почему его так называют?Об этом нам расскажет(ученик…..)Подснежник.Пригорело солнышко, растопило снег и появились лужицы, а на поляне под деревом снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий синий, хрупкий, нежный и очень тонкий. Родился цветок под снегом. Вот его и назвали подснежник.Учитель: От какого слова образовано слово подснежник?С помощью каких частей слова?(приставки под, суффикса н, ик).Учитель: Образуйте от слова снег имя прилагательное.Снежный – разберите по составу.Чем различаются корни в однокоренных словах (чередованием согласных)Вывод: Какие части слова служат для образования новых слов?(приставка, суффикс)Что помогает определить окончание имён прилагательных?(род имён существительных в словосочетании)Учитель: Проталинка «Физкультминутка»(исследовать знания об охране природы)Учитель: На этой проталинке много первых весенних цветов. Сейчас мы сорвём, всё до единого цветочка!Согласны?(Нельзя рвать, т.к. некоторые из растений занесены в Красную книгу, как исчезающий вид.)Учитель: Так пусть они растут и цветут, Радость людям несут.(Физкультминутка)Раз, два, три - выросли цветыК солнцу потянулисьВысоко – высоко.Стало им приятно и тепло.Ветерок пролетел, Стебельки покачалВетерок улетай,Ты цветочки не ломай!Вывод: Ребята, а вы знаете, как беречь природу? (Беречь, значит не брать у природы лишнего).Учитель: Так берегли природу наши предки.Учитель: Морфологическая проталинка.(исследовать части речи, наблюдать над употреблением имён прилагательных в речи)Учитель: Весна объявила конкурс на лучшее сочинение о весне.Мы тоже принимаем участие в этом конкурсе. Послушайте, какое сочинение написал маленький зайчонок.Весна ВеснаНаступила весна. Наступила ранняя весна.Светит солнце. Светит яркое солнце.Тает снег. Тает последний снег.Журча ручьи. Журчат звонкие ручьи Летятптицы. Летят перелётные птицы.Учитель: Понравилось ли вам это сочинение?Почему не понравилось? ( нет имён прилагательных)- Учитель: Так для чего же нужны в речи имена прилагательные?(Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.)Учитель: Ребята, давайте отредактируем сочинение зайчика, добавим в предложения имена прилагательные.Вывод: Молодцы, теперь текст стал ярче, красочнее, понятнее.Учитель: Ребята, прилагательное последний, не такое красочное, может лучше взять слова: пушистый, серебристый при описании снега ?(Нет! Слово последний наиболее точно описывает снег в марте.)Вывод: С прилагательными речь наша как яркая цветная картина, даже ещё богаче, т.к. прилагательное не только обозначают цвет предметов, их звуки , запахи, вкус ,но и выражают своё отношение к тому , о чём говорят.Дополнительные задания: Признаки снега зимнего и весеннего.Зимний Весеннийбелыйсерыйчистыйрыхлыйпушистыйпоследний«Угадай слова по его признакам».ЯркоезвонкаяхитраязапасливаяласковоевесенняярыжаясеренькаятёплоежаднаяпугливаяВывод: Если точно описать предмет, то можно его узнать даже не видя (не называя). Итог урока: Игровая проталинка «Проверь себя» С весенним тёплым солнышком Проснулись все цветы.А в царстве грамматикиЦветочки не просты.Хоть с виду все обычныеНо есть один секрет-На каждом нежном листике Сумей найти ответ. ( вопросы на лепестках)Учитель: Ответь на вопросы. 1.Что такое имя прилагательное?2.Что оно обозначает?3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?4.С какой частью речи связаны имена прилагательные? Почему?5.По какой части речи определяется число и род имени прилагательного?6.Как изменяются имена прилагательные?7.Каким членом предложения являются имена прилагательные?8.С какой целью имена прилагательные употребляются в речи?Рефлексия. Я хочу, как руководитель, поблагодарить вас за работу на уроке. Особо хочу отметить исследователей ….. Что нового вы узнали?Чему же нас научила « мудрая природа?»Что вам понравилось на уроке?Что вы расскажите дома?Сумеете ли вы поделиться своими знаниями?Домашнее задание: вставить в предложения текста о весне подходящие по смыслу прилагательные.Нарисовать рисунок на тему «Весна пришла» ( о красках художника)