Рабочая программа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа
Автор: Волкова Антонина Петровна

1 2 Содержание программы I.Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка: 1.1.1.Цель 1.1.2.Задачи, 1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы 1.2.Планируемые результаты реализации Программы 1.3.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 2стр.- 7стр. II. содержательный раздел: 2.1.Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: 2.1.1.Социально-коммуникативное развитие 2.1.2.Познавательное развитие 2.1.3.Речевое развитие 2.1.4.Художественно-эстетическое развитие 2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы 2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы 2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся 2.6.Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО 7стр - 24 стр. 2.7.Федеральная рабочая программа воспитания стр.23 III.В организационный раздел: 3.1.Психолого-педагогические условия реализации Программы 3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 3.3.Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.4.Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы 3.5.Кадровые условия реализации Программы 3.6.Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах 3.7.Федеральный календарный план воспитательной работы стр.24-стр 33 3 ВВЕДЕНИЕ Рабочая программа воспитателя первой группы раннего возраста подготовлена для реализации в МБДОУ ДС «Олененок», с.Мужи, Шурышкарский район. Программа подготовлена в соответствии:  Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 28 декабря 2022г, регистрационный номер 71847).  Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).  Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года, № 874(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 14 ноября 2013г, регистрационный номер 30384), (в редакции от 21 января 2019 г).  Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.  Образовательной программой МБДОУ ДС «Оленёнок». I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 1-2 лет первой группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Оленёнок»» (далее Программа) разработана на основе Федеральной образовательной программы МБДОУ ДС «Олененок» и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Рабочая программа по развитию детей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 2 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. 1.1.1 Цель рабочей программы Целью Федеральной рабочей программы воспитателя является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 1.1.2.Цель программы достигается через решение следующих задач:  обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и  планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;  построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета  возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 4  -обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их  эмоционального благополучия;  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Федеральная программа построена на следующих принципах и подходов ДО, установленных ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников <3> (далее вместе - взрослые); 䌀3 Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598). 4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОО с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.2. Планируемые результаты реализации Федеральной рабочей программы воспитателя. Планируемые результаты в младенческом возрасте (к одному году): - ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания; манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу; - ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры; - ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым; - ребенок понимает речь взрослого, откликается на свое имя, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников; - ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другие); - ребенок произносит несколько простых, облегченных слов (мама, папа, баба, деда, 5 дай, бах, на), которые несут смысловую нагрузку; - ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; - ребенок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению; - ребенок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них; - ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение, игры-забавы, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов; - ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки, открывает и закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые предметы и тому подобное); - ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку, кормит собачку, качает куклу и тому подобное). Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам): - у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры; - ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное); - ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; - ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом; - ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого; - ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели; - ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; - ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; - ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; - ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; - ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия; - ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее); - ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам; - ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения; 6 - ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; - ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки; - ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе; - ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу"). 1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. Соответствие планируемых результатов усвоения Программы Таблица №1 Планируемые результаты Уровни усвоения Программы В С Н К одному году 1.Ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания; манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу; 2.Ребёнок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры; 3.Ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым; 4.Ребенок понимает речь взрослого, откликается на свое имя, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников; 5.Ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает адекватно реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другие); 6.Ребёнок произносит несколько простых, облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай, бах, на), которые несут смысловую нагрузку; 7.Ребёнок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; 8.Ребёнок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению; 9.Ребёнок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них; 10.Ребёнок эмоционально реагирует на музыку, пение, игры-забавы, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов; 11.Ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки, открывает и 7 закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые предметы и тому подобное); 12.Ребенок активно действует с игрушками, подражая действия взрослых (катает машинку, кормит собачку, качает куклу и тому подобное). Итого по разделу (высокий балл, обозначающий количество полных, средний балл частичных совпадений или низкий балл нет совпадений по усвоению программных материалов) II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям. Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. Более конкретное и дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в Программе воспитания. 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие. От 1 года до 2 лет. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:  создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;  поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;  формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;  создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия. Содержание образовательной деятельности.  Для благоприятной адаптации к ДОО обеспечивать эмоциональный комфорт детей в группе; побуждать детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживать потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использовать разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику.  Поощрять проявление ребенком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками; хвалить ребенка, вызывая радость, поддерживать активность ребенка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.  Включать детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощрять проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.  В беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребенка о себе, своем имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении. 8  Создавать условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога). 2.1.2. Познавательное развитие В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:  поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;  формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;  формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;  развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;  развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними. Содержание образовательной деятельности. Сенсорные эталоны и познавательные действия:  Концентрировать внимание детей на новых объектах, поддерживать интерес к знакомым предметам, поощрять самостоятельные действия ребенка, одобрять их словом, интонацией, развивать стремление к общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами; создавать условия для многократного повторения освоенных действий, вносить новые элементы в игры-манипуляции.  Демонстрировать разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывать их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах. Поддерживать владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;  Развивать умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: "кирпичик", "крыша", "огурчик", "яичко" и тому подобное. Развивать умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;  Развивать способность детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивать их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними. Окружающий мир:  Формировать у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни. Природа:  Развивать способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, 9 объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждать их рассматривать, положительно реагировать. 2.1.3. Речевое развитие. От 1 года до 2 лет. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: 1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:  развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;  развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;  привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;  реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;  побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;  рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении; 2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:  развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения;  развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;  развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);  развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;  поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;  формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;  воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;  побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов. Содержание образовательной деятельности. 1) От 1 года до 1 года 6 месяцев: 10  развитие понимания речи: расширять запасы понимаемых слов ребенка за счет имени ребенка, предметов обихода, названий животных; активизировать в речи понимание слов, обозначающих предметы, действия ("ложись спать", "покатай"), признаки предметов; закреплять умение понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией;  развитие активной речи: формировать у детей умения отвечать на простые вопросы ("Кто?", "Что?", "Что делает?"), повторять за педагогом и произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя), называть игрушки и действия с ними, использовать в речи фразы из 2 - 3 слов. 2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет:  развитие понимания речи: закреплять умение детей понимать слова, обозначающие предметы в поле зрения ребенка (мебель, одежда), действия и признаки предметов, размер, цвет, местоположение предметов; совершенствовать умения детей понимать слова, обозначающие предметы, находить предметы по слову педагога, выполнять несложные поручения, включающие 2 действия (найди и принеси), отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними;  развитие активной речи: закреплять умение детей называть окружающих его людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне ее, отдельные действия взрослых, свойства предметов (маленький, большой); выражать словами свои просьбы, желания; педагог активизирует речь детей, побуждает ее использовать как средство общения с окружающими, формировать умение включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); активизировать речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации, формировать у детей умение осуществлять самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывать, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, развивать речевую активность ребенка в процессе отобразительной игры;  в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом в любом контакте с ребенком поддерживать речевую активность, давать развернутое речевое описание происходящего, того, что ребенок пока может выразить лишь в однословном высказывании.  во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек закреплять у детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные действия разными игрушками. 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие. От 1 года до 2 лет. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются: 1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:  формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения;  создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку; 2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:  развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание;  обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;  поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;  развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации; 11  развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки. Содержание образовательной деятельности. 1) От 1 года до 1 года 6 месяцев - приобщать детей к восприятию веселой и спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка). Содействовать пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогает подпевать (как могут, умеют). Формировать у детей умение заканчивать петь вместе со взрослым. Развивать у детей умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками - "фонарики"). В процессе игровых действий развивать у детей интерес и желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка). 2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет - формировать у детей эмоциональное восприятие знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Формировать у детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.  Поощрять самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжать развивать умение у детей двигаться под музыку в соответствии с ее характером, выполнять движения самостоятельно. Развивать умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Формировать у детей умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).  Поощрять экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Формировать у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий. 2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы Современные формы обучения Семейная форма обучения Сетевая форма реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Реализация образовательных программ дошкольного образования, через различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение  В форме семейного образования. Форма получения ДО определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего  Сетевая форма реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения  Реализация образовательных программ дошкольного образования может использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные 12 обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка. обучающимися образовательных программ ДО с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также с использованием ресурсов иных организаций (организации культуры, физкультуры и спорта и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам), с которыми устанавливаются договорные отношения технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Совместная деятельность Самостоятельная Деятельность Образовательная деятельность в семье предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); 1.Игровая деятельность  сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская,  строительно-конструктивная,  дидактическая,  подвижная и другие); 2.Коммуникативная деятельность  дидактический материал,  предметы, игрушки,  видеофильмы  театр 3.Познавательно-исследовательской и экспериментирования Общение со взрослым в семье носит важное и эмоционально-практическое взаимодействие. 13 изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально ритмические движения). Инновационные технологии в реализации образовательной деятельности Технология Форма применения Интеллектуальная интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада:  блоки Деньиша  Цветные Палочки Кюизенера  Наборы Монтессори Интерактивная  «Говорящие стены» магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки (индивидуальная, парная, групповая, коллективная)  «Утро улыбок»  «Уголок уединения»   Мультимедийная Мультимедийно-анимационная Наглядно-игровая  «Мнемотехника» Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большёва Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа. Воспитательно-обучающая  «Буккроссинг» (Книжки - малышки) Здоровьесберегающая  «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение Формы методы, средства реализации программы: 14 Форма реализации программ Методы и приемы Средства От 1 года до 2 лет игровая деятельность отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками игры, игрушки, игровое оборудование и другое изобразительная деятельность рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования самообслуживание и элементарные трудовые действия Одевание (раздевание), мытье рук, ручной труд и т.д. убирает игрушки, изо деят.совместно со взрослых коммуникативная дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое демонстрационные и раздаточные; аудиовизуальные; естественные и искусственные. чтения художественной литературы Персонажи, куклы, картинки книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал 2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Направления работы Методы и приемы Формы организации Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности; Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому; Игровая Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки 15 2) совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог - равноправные партнеры; 3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей; 4) совместная деятельность детей со сверстниками с участием педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации является участником деятельности, выступает в роли ее организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов; Практические, проблемные ситуации, упражнения, трудовые поручения и дежурства освоение культурно гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие; сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое); Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, Игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы; Проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и 16 исследовательских проектов Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки Наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; Наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников (при необходимости). Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня Беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), Индивидуальная работу с детьми в соответствии с задачами разных элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного 17 образовательных областей; Продуктивная деятельность детей по интересам детей; белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; слушание и исполнение 18 музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями). Организация самостоятельной деятельности детей в группе Создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребенком ее содержания, времени, партнеров. Педагог направляет и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое. Во вторую половину дня организация культурных практик Игровая Ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива); Продуктивная Ребенок созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания); 19 Познавательно исследовательская Ребенок, как субъект исследования (познавательная инициатива); Коммуникативная практика Ребенок, как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива); Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно исследовательской, продуктивной деятельности). 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы Направления детской инициативы Сущность проявления детской инициативы Способы и направления поддержки Ребенок первого года жизни (с 2 до 3 лет) Поощрение детей в свободной самостоятельной деятельности, основанную на детских интересах и предпочтениях Исследовании, игровой, лепке, рисовании, сочинительной деятельности, пении, танцевальной, конструировании, ориентируясь на собственные интересы  уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;  организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;  расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;  поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, Организации свободной самостоятельной деятельности детей Утренний отрезок времени, когда ребенок приходит в ДОО и вторая половина дня. Деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности  самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;  свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;  игры - импровизации и музыкальные игры;  речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками; 20  логические игры, развивающие игры математического содержания;  самостоятельная деятельность в книжном уголке;  самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;  самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений. одобрения, похвалы;  создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата,  поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;  внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;  поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения. 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся 21 Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Направления взаимодействия Педагогические способы взаимодействия с семьей в течении учебного года Обоснованные методы, приемы и Сроки и ответственные лица Просветительское и консультационное направления  Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей 2-3года  способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;  особенности поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;  информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей);  Благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком.  Своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями.  Согласование совместных действий, со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в  Информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей);  Сайт ДОО  Социальные группы в сети Интернет; В течении года Педагоги и специалисты ДОУ 22 освоении образовательной программы. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность) Привлечение к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач, через «Диалоги с родителями»  1.Рекомендации по построению взаимодействия с ребенком 1-2 года 2. «Совместный анализ из поведений или проблем ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения.» 3. Итоговый Участие в образовательных мероприятиях  Дни открытых дверей  Открытых просмотрах занятий.  Участие в выставках.  Специально разработанные дидактические материалы;  Подробные инструкциями по их использованию и рекомендациями специалистов;  Просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка;  Согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы.  Мониторинг успешности и подготовки детей к школе. Диагностико -аналитическое направление 1.Анкетирование (опросы социологические) (по отдельному плану работы ДОУ)  Диагностико -аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;  об уровне психолого-педагогической компетентности 23 родителей (законных представителей);  планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;  согласование воспитательных задач;  диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее; Иная деятельность во взаимодействии Участие родителей в акциях и праздничных мероприятиях, По отдельному плану 2.6.Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО (ссылка на программу КРР) 2.7.Федеральная рабочая программа воспитания (ссылка на программу Воспитания) III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы. Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: 1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; 24 2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом; 3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться); 4) учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); 5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее; 6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 7) индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); 8) оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в том числе с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования; 9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; 10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; 11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; 12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся; 13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОО, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам, родительского и профессионального сообществ; 14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в 25 совместной социально значимой деятельности; 15) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации; 16) предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 17) обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в информационной среде. 3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры. Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия. В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны предметно-развивающей среды:  Физического развития;  Сюжетных игр;  Строительных игр;  Игр с транспортом;  Игр с природным материалом (песком водой);  Творчества;  Музыкальных занятий;  Чтения и рассматривания иллюстраций;  Релаксации (уголок отдыха и уединения). Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации. Не лишним будет и уголок релаксации или уединения, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения. Не стоит перенасыщать пространство, наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений. При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей. 26 Предметно – пространственная среда (в соответствии с ФГОС) № Центр активности Материал 1. «Центр познания» Вкладыши, пирамидки, шнуровки, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и др. хозяйственные предметы. Мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл (3-15 частей), наборы кубиков (4-12 штук), развивающие игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», игры с элементами моделирования, «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе. Инструментарий для проведения игр – экспериментирований (клеенка, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники); коробки – контейнеры (емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки – забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, игрушки для закапывания в песок и т.д.) 2. «Центр творчества» Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал, разнообразные большие коробки (покрашенные, оклеенные, разноцветные); самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования, рулон белых обоев, восковые мелки и т.д., специальные краски для рисования ладошками. 3. «Игровой центр» Крупное игровое оборудование, материалы на открытых полка; игрушки, отражающие реальную жизнь, атрибуты к играм, предметы – заместители; фотографии, картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разными особенностями внешности, эмоциональным состоянием; много зеркал в разных местах, 4. «Литературный центр» Книги с яркими картинками, иллюстрациями. 5. «Спортивный центр» Оборудование для пролезания, подлезания, перелезания; горка со ступеньками и пологим спуском, пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, трапецевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах, большой мат или матрас. 27 3.3.Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченностьметодическими материалами и средствами обучения и воспитания Программа может быть реализована на имеющийся у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. Однако, чем шире материальная база, тем больше у педагога возможностей создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов. Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обучения, в том числе технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей При этом, Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. (см ООП ДОУ) 3.4.Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и кинематографических произведений для реализации Программы  Примерный перечень художественной литературы. От 1 года до 2 лет. Малые формы фольклора. "Как у нашего кота...", "Киска, киска, киска, брысь!..", "Курочка", "Наши уточки с утра...", "Еду-еду к бабе, к деду...", "Большие ноги...", "Пальчик-мальчик...", "Петушок, петушок...", "Пошел кот под мосток...", "Радуга-дуга...". Русские народные сказки. "Козлятки и волк" (обраб. К.Д. Ушинского), "Колобок" (обраб. К.Д. Ушинского), "Золотое яичко" (обраб. К.Д. Ушинского), "Маша и медведь" (обраб. М.А. Булатова), "Репка" (обраб. К.Д. Ушинского), "Теремок" (обраб. М.А. Булатова). Поэзия. Александрова З.Н. "Прятки", "Топотушки", Барто А.Л. "Бычок", "Мячик", "Слон", "Мишка", "Грузовик", "Лошадка", "Кораблик", "Самолет" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит", "Птичка", Берестов В.Д. "Курица с цыплятами", Благинина Е.А. "Аленушка", Жуковский В.А. "Птичка", Ивенсен М.И. "Поглядите, зайка плачет", Клокова М. "Мой конь", "Гоп-гоп", Лагздынь Г.Р. "Зайка, зайка, попляши!", Маршак С.Я. "Слон", "Тигренок", "Совята" (из цикла "Детки в клетке"), Орлова А. "Пальчики-мальчики", Стрельникова К. "Кряк-кряк", Токмакова И.П. "Баиньки", Усачев А. "Рукавичка". Проза. Александрова З.Н. "Хрюшка и Чушка", Б.Ф. "Маша и Миша", Пантелеев Л. "Как поросенок говорить научился", Сутеев В.Г. "Цыпленок и утенок", Чарушин Е.И. "Курочка" (из цикла "Большие и маленькие"), Чуковский К.И. "Цыпленок".  Примерный перечень музыкальных произведений. От 1 года 6 месяцев до 2 лет. Слушание. "Лошадка", муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; "Курочки и цыплята", муз. Е. Тиличеевой; "Вальс собачек", муз. А. Артоболевской; "Три подружки", муз. Д. Кабалевского; "Весело - грустно", муз. Л. Бетховена; "Марш", муз. С. Прокофьева; "Спортивный марш", муз. И. Дунаевского; "Наша Таня", "Уронили мишку", "Идет бычок", муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи А. Барто; "Материнские ласки", "Жалоба", "Грустная 28 песенка", "Вальс", муз. А. Гречанинова. Пение и подпевание. "Водичка", муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; "Колыбельная", муз. М. Красева, сл. М. Варной; "Машенька-Маша", рус. нар. мелодия, обраб. В. Герчик, сл. М. Невелынтейн; "Воробей", рус. нар. мелодия; "Гули", "Баю-бай", "Едет паровоз", "Лиса", "Петушок", "Сорока", муз. С. Железнова. Музыкально-ритмические движения. "Марш и бег", муз. Р. Рустамова; "Постучим палочками", рус. нар. мелодия; "Бубен", рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; "Барабан", муз. Г. Фрида; "Мишка", муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; "Догонялки", муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды. Пляска. "Вот как хорошо", муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской; "Вот как пляшем", белорус, нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; "Солнышко сияет", сл. и муз. М. Варной. Образные упражнения. "Идет мишка", муз. В. Ребикова; "Скачет зайка", рус. нар. мелодия, обр. А. Александрова; "Лошадка", муз. Е. Тиличеевой; "Зайчики и лисичка", муз. Б. Финоровского, сл. В. Антоновой; "Птичка летает", "Птичка клюет", муз. Г. Фрида; "Цыплята и курочка", муз. А. Филиппенко. Игры с пением. "Зайка", "Солнышко", "Идет коза рогатая", "Петушок", рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова; "Зайчик", муз. А. Лядова; "Воробушки и кошка", нем. плясовая мелодия, сл. А. Ануфриевой; "Прокати, лошадка, нас!", муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; "Мы умеем", "Прятки", муз. Т. Ломовой; "Разноцветные флажки", рус. нар. мелодия. Инсценирование, рус. нар. сказок ("Репка", "Курочка Ряба"), песен ("Пастушок", муз. А. Филиппенко; "Петрушка и Бобик", муз. Е. Макшанцевой), показ кукольных спектаклей ("Петрушкины друзья", Т. Караманенко; "Зайка простудился", М. Буш; "Любочка и ее помощники", А. Колобова; "Игрушки", А. Барто). "Бабочки", обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: "Нудесный мешочек", "Волшебный сундучок", "Кто к нам пришел?", "В лесу", муз. Е. Тиличеевой; "Праздник", "Музыкальные инструменты", муз. Г. Фрида.  Примерный перечень анимационных произведений. В перечень входят анимационные произведения для совместного семейного просмотра, бесед и обсуждений, использования их элементов в образовательном процессе в качестве иллюстраций природных, социальных и психологических явлений, норм и правил конструктивного взаимодействия, проявлений сопереживания и взаимопомощи; расширения эмоционального опыта ребенка, формирования у него эмпатии и ценностного отношения к окружающему миру. Полнометражные анимационные фильмы рекомендуются только для семейного просмотра и не могут быть включены в образовательный процесс ДОО. Время просмотра ребенком цифрового и медиа контента должно регулироваться родителями (законными представителями) и соответствовать его возрастным возможностям. Некоторые анимационные произведения требуют особого внимания к эмоциональному состоянию ребенка и не рекомендуются к просмотру без обсуждения со взрослым переживаний ребенка. Ряд фильмов содержат серию образцов социально неодобряемых сценариев поведения на протяжении длительного экранного времени, что требует предварительного и последующего обсуждения с детьми. 29 Выбор цифрового контента, медиа продукции, в том числе анимационных фильмов, должен осуществляться в соответствии с нормами, регулирующими защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации <12>. <12> Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2021, N 27, ст. 5092). 3.5. Кадровые условия реализации Рабочей программы: Ф.И.О. Должность Образование: Стаж работы: Квалификационная категория Ануфриева Ирина Ефимовна Воспитатель группы Высшее 7 лет Первая Вануйто Татьяна Владимировна Воспитатель группы Высшее 8 лет Первая Крутов Сергей Владимирович, инструктор ФК Среднее специальное 4 года Первая Акпулатов Сергей Валерьевич, муз/руководитель Среднее специальное 25 лет Высшая Канева Светлана Владиславовна, педагог-психолог Высшее 19 лет Первая Пасьмарова Светлана Дмитриевна, учитель-логопед Высшее 16 лет Высшая 3.6. Режим и распорядок дня. Для детей от 1 года до 2 лет Режимные моменты 1 год–1,5 года 1,5 года–2 года Прием детей, игра 7:30–8:30 7:30–8:30 Подготовка к завтраку, завтрак 8:30–09.00 8:30–09.00 Самостоятельная деятельность 09.09.30 Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по подгруппам) — 9:00–9:30 Подготовка ко сну, 1-й сон 9:30–12:00 — Подготовка к прогулке, прогулка — 9:30–11:00 30 возвращение с прогулки, игры — 11:00–11:20 Подготовка к обеду, обед — 11:20–12:00 Постепенный подъем, обед 12:00–12:30 — Подготовка ко сну, сон — 12:00–15:00 Самостоятельная деятельность 12:30–14:30 — Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по подгруппам) 13:00–13:10–13:20 13:50–14:00–14:10 — Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по подгруппам) 13:50–14:00–14:10 — Подготовка ко сну, 2-й сон 14:30–16:00 — Постепенный подъем, полдник 16:00–16:30 15:00–15:30 Самостоятельная деятельность 16:30–18:20 15:30–16:30 Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по подгруппам) — 16:00–16:15–16:30 Подготовка к прогулке, прогулка — 16:30–18:00 возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность — 18:00–18:20 Подготовка к ужину, ужин 18:20–18:50 18:20–18:50 Самостоятельная деятельность, уход домой 18:50–19:30 18:50–19:30 *СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" *Утренняя зарядка продолжительность не менее 10 мин. *Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей от1,5 г до 3 лет в день не более 20 минут, перерыв между НОД – 10 мин (итого 30 мин) *Продолжительность прогулок не менее 3часов в день *Продолжительность дневного сна от1 г до 3 лет не менее 3 часа 31 Модель образовательной деятельности: Сентябрь «Здравствуйте - это я, а это - моя группа» «Вот и стали мы на год взрослее» «Наш любимый детский сад» «Игрушки» Октябрь «Игрушки» «Осень в гости к нам пришла» «Осень в гости к нам пришла» «Урожай на грядке» Ноябрь «Во саду ли, в огороде» «Я в мире человек» «Мой дом» Декабрь «Мой дом» «Зима» «Зимние забавы» «Ёлочные шары» «Скоро новогодний праздник» Январь «Ах ты, зимушка-зима детям радость принесла» «Одежда и обувь» «Домашние животные» «Моя семья» Февраль «Посуда» «Посуда» «Папин день» Сетка занятий Понедельник 1 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 09.00-09.10 2 Художественно-эстетическое развитие (Музыка) 16.00-16.08 Вторник 3 Занятия с дидактическим материалом 09.00-09.10 4 Развитие движений 16.00-16.08 Среда 5 Художественно-эстетическое развитие (Музыка) 09.00-09.08 6 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 16.00-16.08 Четверг 7 Занятия с дидактическим материалом 09.00-09.10 8 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 09.20-09.30 Пятница 9 Действия со строительным материалом 09.00-09.10 10 Развитие движений 16.00-16.08 32 «Папин день» Март «Мамин день» «Весенняя капель» «Весна пришла» «Весна пришла» Апрель «Весна пришла» «Весна» «Птицы» Май «Транспорт» «Неделя добра» Насекомые» «Здравствуй, лето!» 3.7.Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности; 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; Третье воскресенье октября: День отца в России. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День матери в России; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 8 декабря: Международный день художника; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 31 декабря: Новый год. Январь: 27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно). Февраль: 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 33 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики; Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: 12 августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино.