"«Использование здоровье сберегающих технологий на коррекционных занятиях с детьми с РАС»"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "«Использование здоровье сберегающих технологий на коррекционных занятиях с детьми с РАС»"
Автор: Фаткулова Равза Хатибовна
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ШКОЛА №19» Теоретический семинар на тему : «Использование здоровье сберегающих технологий на коррекционных занятиях с детьми с РАС» Подготовил учитель начальных классовучитель-дефектологФаткулова РХ. г.Ульяновск.январь 2024 г. «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Современные здоровье сберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка. Понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристикелюбой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализацииданной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектовобразовательного процесса – учащихся и педагогов. Речевое является важным этапом в жизни школьников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) ,расстройство аутистической системы препятствуют освоению и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Залог успешности коррекционного воздействия зависит от работы всех участников – психолога, дефектолога, логопеда. педагогов, родителей. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и сфер. У большинства детей с ОВЗ ,РАС(ограниченными возможностями здоровья, расстройство аутистической системы ) недостаточная устойчивость внимания, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). С какими трудностями сталкиваются такие дети? У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослаблены и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, , обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОВЗ , РАС отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.А дети с общим недоразвитием речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности физического развития детей с речевыми недостатками: – нарушение укладов, либо органов артикуляционного аппарата; – нарушение дыхания и голосообразования; – нарушение общей и мелкой моторики; – расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; – повышенная утомляемость; – заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости); – нарушение темпоритмической организации движений. Особенности психического развития детей с речевыми недостатками: – нарушение пространственных отношений; – неустойчивость внимания; – расстройство памяти (особенно слуховой); – замедленность мыслительных процессов ; – задержка развития воображения. Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровье сберегающих технологий. Основа здоровье сберегающих технологий – личностно-ориентированный подход. Под здоровье сберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы педагога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.В практической деятельности мы применяем следующие здоровье сберегающие компоненты:- дыхательная гимнастика,- пальчиковая гимнастика,- самомассаж; Удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речевых и двигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления.- глазодвигательная гимнастика,- мышечная релаксация. Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию полноценной гармоничной личности. Современные здоровье сберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка. Одними из таких современных здоровье сберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии. Одними из таких современных здоровье сберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии, которые я использую на своих занятиях. Рассмотрим каждую из них:- Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.- Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью. Оптимальное сочетание температур 45° С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). - Арт-терапия (методы творческого самовыражения) в школьном возрасте применяем во всех видах непосредственно , рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например, в познании, коммуникации, в художественном творчестве). Большим успехом у школьников пользуются арт–метод, как «Песочная игра», «Воздушная пенка». На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ с РАС игры в песочнице, с пенкой - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми школьного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость). Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.Литература:1. Свистовская по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. 2. Лебедева арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008.3. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. 5. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».