«Личные местоимения. Роль личных местоимений»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Личные местоимения. Роль личных местоимений»
Автор: Худавердова Алена Олеговна

Урок: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Личные местоимения. Роль личных местоимений
Цели урока: Создать условий для усвоения данной темы;
Развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности;
Развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи;
Развивать информационную компетентность учащихся.
Планируемые результаты:Предметные универсальные учебные действия:• формирование представлений о местоимении, как части речи;• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.Метапредметные универсальные учебные действия:• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников в роли контролёров.• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.Личностные:• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах;• развитие самостоятельности;• развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: конспект урока, презентация урока; карточки для работы в паре; учебник; схема.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сиди.
Тихо сели, девочки,
Тихо сели мальчики.
2.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
2.1.Откройте тетради, напишите число, классная работа.
2.2.Чистописание
Сегодня напишем соединение двух букв Я я (заглавной и строчной), обратите внимание на нижнее соединение.
- Что знаете об этой букве? - Может эта буква быть отдельным словом? (Ответы детей)
2.3.Пробное учебное действие.
В, НА, НОС, Я, МНИ, ОН, ПОД, ТЫ, МНЁМ, ОНА, ВЫ, ОНО (записаны разные части речи). Какие?
Предлоги: в, на, под
Глаголы: мни, мнём
Существительные: нос
Местоимения: я, он, ты, она, оно, вы.
Запишите эти местоимения в тетрадях: я, он, ты, она, вы, оно.
Вы хорошо справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
-Знакомясь сегодня на уроке с местоимением, мы с вами будем заполнять карточку с правилом по местоимению.
1.Местоимение – это…….
2.Употребляется вместо - …….
3.Отвечают на вопросы: ………., ………. (начальная форма)
4.В предложении являются………
5.Не называют предмет, а ………..
6.Личные местоимения………..
3.Актуализация знаний
3.1.Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас задания. В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимением он, она, оно: метро, капуста, яблоко, молоко, малина, огурец, ягода, помидор, картофель. (Проверка в парах)
ОН ОНА ОНО
Огурец капуста метро
Помидор малина яблоко
Картофель ягода молоко
-Какой вывод можно сделать? (Любое имя существительное можно заменить местоимением он, она, оно). Местоимения заменяют имена существительные, отвечает на такие же вопросы.
3.2.Прослушайте внимательно стихотворение.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
Про НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать – не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
-Ребята, вы что-нибудь поняли из этого стихотворения? А как, вы думаете, почему?
(Здесь одни местоимения, а местоимения не называют предмет).
-Какое правило мы можем сформулировать? Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его). Откройте учебники на с.52 и проверьте себя (читают правило)
4.Физкультминутка
Мы друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я,
Приседайте-ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
Попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вздохнуть.
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
5.Продолжение работы по теме урока.
5.1.Работа с учебником.
-На с. 53 учебника давайте выполним упр.111 (по предложению читают ученики, последнее предложение переписывают к себе в тетрадь).
А много ль рассветов ты встретил в лесу? (Какой частью речи выражено подлежащее?) Какой вывод можем сделать: В предложении местоимение является подлежащим.
5.2.Работа по карточке.
-Ребята, я раздала вам тексты. Ваша задача – прочитать текст, а потом ответить на мои вопросы.
Карточка
Летом на тополях появляется пух. Пух покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Пух залетает в окна. Пушинки приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Дерево рано зеленеет и не даёт пух.
-О каком дереве вы прочитали?
-Удачно ли построены предложения?
- К какой части речи относится слово пух? Какими словами вы его заменили?
-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.
-Можно ли сказать, что местоимение – это часть речи?
Вывод: Местоимения – это часть речи и указывает на предмет.
-Каким членом предложения являются местоимения?
-Какой сделаем вывод?
Вывод: В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами.
6.Итого урока
-Давайте, ребята, подведем итог нашей работы
-С какой частью речи мы с вами сегодня познакомились?
Местоимение:
-это слово -это часть речи -член предложения
Местоимения отвечают на вопросы:
-существительных -глаголов -нельзя задать вопрос
Местоимение:
-обозначает предмет -признак предмета -указывает на предмет
В предложении местоимения могут быть:
-главным членом предложения
-второстепенным членом предложения - ничем не является
6.Рефлекия
-Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Вам понравился урок?
-Оцените свою работу на уроке. Поднимите зеленый кружок - если на уроке у вас всё получалось: поднимите желтый - если получалось не всё, и красный кружок – если на уроке возникло много трудностей.
7.Домашнее задание.
Учебник с.52 упр. 108, с.53 упр. 110 (на выбор)
-Я благодарю вас за урок, вы хорошо поработали, спасибо большое!!! Готовимся к следующему уроку.