ИКТ в образовательном процессе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИКТ в образовательном процессе
Автор: Ергина Лариса Павловна
Информационно-коммуникационные технологии и их применение в образованииВ наши дни на общество сильно влияют компьютерные технологии. Они проникают во все сферы жизнедеятельности человека, улучшая его информированность и давая множество новых возможностей в профессии, учебе, общении. Сфера образования тоже не является исключением – современный учитель не мыслит свою деятельность без применения информационно-технологических достижений и активно пользуется в работе разными средствами ИКТ: чатами, мессенджерами, форумами, блогами, электронной почтой, телеконференциями, вебинарами и многими другими доступными ресурсами.Понятие ИКТ и их функции в сфере образованияМетоды, производственные процессы и программно-технические средства, которые применяют, чтобы собрать, обработать, сохранить, распространить, отобразить или использовать информацию в интересах пользователей, называют информационно-коммуникационными технологиями. В образовании ИКТ выполняют следующие функции: Образовательную (формирование знаний и навыков для подготовки учеников к дальнейшему освоению программы и к осознанному приобретению новых знаний). Развивающую (развитие у школьников восприятия, концентрации, внимания, памяти, мыслительных процессов, фантазии и творческих способностей). Воспитательную (создание благоприятных условий для освоения детьми и подростками нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, развитие познавательной активности). Основные задачи ИКТ-технологий в образовательном процессеОсновная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам. Задачи информатизации: научить педагога применять интерактивные методы обучения; включать в свои уроки разные виды деятельности (учебную, экспериментальную и другие); адаптировать ИКТ к каждому конкретному ученику; обеспечить непрерывность обучения; разработать ИКТ для дистанционных уроков; усовершенствовать программно-методические приемы, используемые в учебном процессе. Помимо этого, нужно помнить, что именно современный педагог отвечает за формирование у школьников высокого уровня информационной грамотности. А это тоже очень важная задача, поскольку знания в области компьютерных технологий дадут ученику в дальнейшей взрослой жизни множество возможностей, будут способствовать его самостоятельности и успехам в жизни. В чем главные преимущества использования ИКТ в образовании?Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет множество плюсов и позволяет: - сэкономить время на подготовку урока; - проводить разнообразные уроки; - сделать занятие увлекательным и современным; - внедрить новые обучающие программы, демонстрацию слайдов, использовать презентации, мультимедийные альбомы; - познакомить учеников с современными способами самообразования; - помочь ученикам сконцентрировать внимание на ключевых моментах; - усилить наглядную основу при освоении новых тем; - приучить к самостоятельному поиску информации; - сформировать общую культуру школьников; - привлечь детей к исследовательско-экспериментальной деятельности; - обеспечить интеллектуальный фон обучения; - повысить познавательный интерес и вовлеченность школьников в обучение; - сформировать информационную культуру учащихся; - развить мыслительные способности детей; - привлечь к совместной работе пассивных и замкнутых ребят; - повысить интенсивность и скорость занятий; - улучшить показатели успеваемости; - получить возможность пообщаться с учениками и педагогами из других стран; - выстроить гибкий процесс обучения. Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий:К средствам ИКТ относятся программные, аппаратные и технические современные устройства, предназначенные для обмена, накопления, хранения, обработки, передачи различной информации.Педагоги в учебном процессе чаще прибегают к следующим средствам информационных технологий: электронным учебникам, пособиям, которые можно демонстрировать при помощи ноутбука, компьютера или мультимедиа-проектора; тренажерам и программам, позволяющим провести тестирование; электронным справочникам и энциклопедиям; образовательным ресурсам в интернете; аудио- и видеотехнике; интерактивной доске; дискам для хранения картинок и иллюстраций. Все средства ИКТ подразделяются на следующие виды в зависимости от своего назначенияДля решения педагогических задач используются: - системы, которые обеспечивают получение базовых знаний (например, электронный учебник, система обучения, средства для контроля результатов учеников); - практические средства (например, практикумы и задачники, виртуальный конструктор, тренажер, программа для моделирования); - программно-технические средства для обучения онлайн (СДО); - вспомогательные материалы (например, энциклопедия, словарь, развивающая компьютерная игра, мультимедийное занятие). По функциональным свойствам: - обучающе-информационные (к примеру, электронная библиотека, электронная книга, электронный справочник, обучающая компьютерная программа и другие); - коммуникационные (электронные чаты, почта или конференция); - для поиска информации (например, поисковая система или каталог). В зависимости от типа информации. Цифровые ресурсы могут включать: - текстовую информацию (учебник, пособие, тест, справочник и другие); - визуальную информацию (фотография, изображение, график, видеофрагмент, демонстрация эксперимента, экскурсия); - аудиоинформацию (звукозапись, дидактический речевой материал, музыкальное произведение, живое звучание и т. п.); - видеоинформацию (предметная экскурсия или видео с изучаемым объектом). В зависимости от форм применения технологий: - на уроке; - на внеурочных занятиях. Какие существуют методы использования ИКТУчитель применяет на своих занятиях средства ИКТ при помощи следующих методов: - ученикам предлагаются к изучению материалы в мультимедийной форме (например, презентация, рисунки, видео- и звукозапись); - информация усваивается в интерактивном режиме (с использованием интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, конструкторов); - создаются условия для самостоятельных экспериментов, что развивает творческие способности; - электронное оборудование используется на уроках для проведения исследований, а также при обработке и анализе результатов и данных; - формируются навыки информационно-поисковой деятельности; - проводятся уроки в онлайн-режиме; - осуществляется объективная и оперативная оценка достижений учеников. В каких случаях педагогу особенно помогут информационные технологии?Можно сказать, что в любых. ИКТ особенно незаменимы: если учителю нужно объяснить ученикам новую тему (яркие иллюстрации, схемы и презентации, которые могут выгодно сопроводить рассказ педагога, а также помогут детям лучше и быстрее запомнить незнакомую информацию); при подготовке учащихся к самостоятельной работе (школьники научатся искать и отбирать нужную информацию, создавать интересные мультимедийные проекты); при проведении контрольных и самостоятельных работ в современном ключе; для оценивания результатов учеников и осуществления контроля над их успеваемостью (можно пользоваться онлайн-тестами, викторинами и опросниками, мгновенно заносить результаты в базу данных и находить их по мере надобности). В любом случае, будет ли урок не только познавательным, но и интересным, во многом зависит от фантазии, активности и знаний учителя.