Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОС
Автор: Башмакова Екатерина Евгеньевна

Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОСЕсли мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.Джон Дьюи. Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников. Урок является основной формой организации учебного занятия1. Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОСУрок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарны стиль общения между учителем и учеником.Выявляются следующие требования к современному уроку:
  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать  тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока- дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
  • В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:
  • Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
  • Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.
  • Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.
  • Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений». Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы. Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляется презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории (обществознания), а также во внеклассной работе. Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора. В настоящее время считается наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации.В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя  несколько ролей:
  • наглядность на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.п.);
  • наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.);
  • таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.);
  • учебник;
  • рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;
  • тесты;
  • игры;
  • проектная деятельность учащихся
  • и т.д.
  • Очень важно организовать урок так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенность такого урока заключается в том, что с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.2. Сравнение традиционного урока (ГОС 2004 г.)  истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)Основной формой обучения в школе сегодня еще остается традиционный урок.  Учителю требуется время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а так же раскроем суть изменений, связанных с введением ФГОС. Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего  указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения. Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать  домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.3. Деятельность учащихся на каждом этапе уроке по ФГОСПроанализируем деятельность учащихся на каждом  этапе урока и выделим де универсальные учебные действия (УУД): В таблице представлены универсальные учебные действия (УУД) в обобщенной форме. Но она помогает учителю при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации  деятельности учащихся.4. Основные типы уроковТипы уроков:
  • Урок изучения нового - традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок закрепление знаний – практикум экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  • Урок обобщения и систематизации знаний – это сминар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
  • Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень знаниями, умениями и навыками.
  • ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить  учебные задачи в учебную ситуацию.Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
  • возраста ребенка;
  • специфика преподавания истории (обществознания).
  • Заключение Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации. Исходя из концепции исторического образования  в реформируемой школе на первое место ставится гуманизация истории.  И это еще одно требование к  уроку истории. Преподавание  этого предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма. Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация урока истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально- психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами современного урока истории. Гуманизм истории как наука в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей. Гуманизация истории – это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Требуется, чтобы урок истории был интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить думать и сопереживать.В этом и заключается особенность урока истории по ФГОС.Особенность урока обществознания  по ФГОС состоит  в  том, чтобы средствами  учебного предмета активно содействовать:
  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности  к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся  целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению учащимися умению получать из разнообразных источников  и критически  анализировать полученные данные; освоению ими  способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных  отношений, включая отношения между людьми различных  национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
  • Анализ деятельности учащихся на каждом  этапе урока и выделение универсальные учебные действия (УУД):Памятка учителюКонструкт урока или требования к современному уроку в условиях введения ФГОС «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» (К.Д. Ушинский – русский педагог, основоположник научной педагогики в России (19 век).           Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
  • определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
  • продумать форму подведения итогов урока;
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
  •              В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?           Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.Какие требования предъявляются к современному уроку:•    хорошо организованный урок  (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;•    вывод делают сами обучающиеся;•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;•    времясбережение и здоровьесбережение;•    в центре внимания урока - дети;•    учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;•    планирование обратной связи;•     урок должен быть добрым;•     урок должен иметь результат!!!Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:1. Урок изучения нового.Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.4. Урок обобщения и систематизации знаний.Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.Этапы урока:1.   Организация начала занятий.2.   Проверка выполнения домашнего задания.3.   Подготовка к основному этапу занятия (обязательно на      каждом уроке).4.   Усвоение новых знаний и способов действий.5.   Первичная проверка понимания усвоения материала.6.   Закрепление знаний и способов действий.7.   Обобщение и систематизация знаний.8.   Контроль и самопроверка знаний.9.   Подведение итогов занятия.10. Рефлексия.11. Информация о домашнем задании, инструктаж      по его выполнению.   Современный урок по ФГОС – это
  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия 
  • «Радость успеха – это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет  на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.Современный  урок     начинается  с учителя… Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех!  СПРАВОЧНО: Конструкт урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.Данный конструкт урока имеет универсальную основу и может быть использован при изучении различных компонентов природы каждого из материков, стран, общих явлений и закономерностей оболочек Земли. Как впрочем, и при составлении конструкта урока любой учебной дисциплины. Вам только нужно наполнить его соответствующим теме содержанием.Элементы конструкта урока (оформлены в табличном варианте):
  • Этапы урока (содержание этапа)
  • Границы времени (мин)
  • Деятельность учащихся
  • Техника (технология), приёмы, формы работы с учащимися
  • Оборудование и учебно-методические материалы
  • Продукт (каждого этапа урока: от кратких записей в тетради или элементарного пересказа до создания игр, ребусов, маленьких миниатюр, групповых выступлений).
  • Урок разбит на семь блоков (этапов) основных:I. Мотивационный этап;II. Повторение ранее изученного (актуализации знаний);III. Информационный блок (изучение нового материала);IV. Физминутка;V. Блок самопроверки и самоанализа;VI. Домашнее задание;VII. Рефлексивный блок.Каждый блок (этап) урока имеет свою цель и результат (продукт). Виды и формы деятельности в блоках можно менять, например, выступления учащихся в информационном блоке возможно заменить на работу с текстом или просмотр видеоматериалов и т.д. При проведении урока следует учитывать возрастные особенности учащихся: учитывая гигиенические критерии рациональной организации урока, необходима смена деятельности учащихся от 4 до 7 раз с периодичностью 7 – 10 минут. Целесообразно при изучении нового материала использовать технологии направленные на самостоятельное изучение материала. Учитывая интенсивность самостоятельной работы использовать на уроке игровые технологии. На собственной практике убедилась, что создать собственный универсальный конструкт урока возможно. Понимаю, что представленный конструкт - это локальное средство реализации стандарта второго поколения. Много времени затрачивается на подборку всевозможных техник (технологий), приёмов, форм работы с учащимися, оборудования и дидактических материалов. Поэтому создаю электронный банк техник, приёмов, материалов. Большую помощь оказывают в подготовке и проведении уроков собственно созданные компьютерные презентации, а также видеоуроки, интерактивные материалы выложенные коллегами - географами на официальных сайтах. Затруднения возникают при определении оценочных средств личностных и метапредметных результатов. Так как оценочная система должна быть единая, наше образовательное учреждение над её созданием работает в настоящее время. Надеюсь, что мой опыт поможет педагогам «безболезненно» вступить в программу по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.