Сохранение национальной идентичности воспитанников через формирование этнокультурной среды


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сохранение национальной идентичности воспитанников через формирование этнокультурной среды
Автор: Смирнова Людмила Николаевна

Сохранение национальной идентичности воспитанников через формирование этнокультурной среды Система образования и воспитания любого народа не может быть построена вне уклада и образа жизни самого народа. Образование и воспитание детей, принадлежащих к определенному этносу, успешнее происходит на основе осознания воспитанником единства: семья – часть рода, род – часть этноса, этнос – часть народов Ямала, ямальцы – составная часть России. В чем состоит национальная идентичность? Прежде всего, в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, того, что принято называть «любовью к Отечеству». При этом, в образовательном пространстве школы она воспринимается как система средств, которые усиливают природные возможности ребенка. Гордость за свой народ, единение с ним в радостные и горестные моменты жизни формирует чувство социального оптимизма, веру в лучшее будущее, силы для его реализации. Построение этнокультурной среды как условие социальной компетентности воспитанников интерната требует учета ряда особенностей: - дети коренных малочисленных народов Севера, воспитывающиеся в Школе-интернате, оторванные от кочевого уклада жизни, постепенно теряют родной язык, обычаи и традиции; - резко снижена мотивация к ведению традиционного хозяйства и традиционных промыслов на земле предков, утрачиваются (теряются) жизненно необходимые навыки. Следовательно, этнокультурная среда предполагает создание такого воспитательного пространства, в котором происходит развитие личности воспитанника как представителя конкретного народа. Этнокультурные традиции пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса. Поэтому деятельность воспитателей Школы-интерната направлена на решение задач по сохранению национальной идентичности воспитанников через: - создание условий для формирования у детей КМНС активной деятельностной позиции, развития интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; - создание природосообразных развивающих зон в целях совершенствования этнокультурного пространства для детей, проживающих в интернате; - организацию и проведение на базе интерната занятий по программам дополнительного образования, досуговых мероприятий; - обеспечение современного уровня развития системы воспитательной работы в интернате на основе этнокультурного компонента, через применение активных методов воспитания, современных воспитательных технологий. Очень важно, чтобы воспитательный процесс строился на опыте повседневной и разнообразной жизни ребенка, задающего вопросы, получающего или самостоятельно отыскивающего ответы на них. Это означает, что, погрузившись в этнокультурное пространство, воспитанники не только осваивают культуру, но и в тоже время творят ее. Сегодня, в условиях интерната, стало традицией в группах (семьях) ежедневное проведение «Семейных огоньков», где воспитатели с воспитанниками подводят итог дня: обсуждают, что нового было в школьной жизни, делятся своими успехами, затрагивают вопросы на нравственные темы, а также получают ответы на интересующие их вопросы. Огромную роль в воспитании детей играют также развивающие зоны, функционирующие в интернате: во время практических занятий, практикумов, мастер-классов (плетение бисером, шитьё нухуко, выполнение тематических поделок), происходит познание творчества народов Севера, обрядов и преданий. На посиделках у чума ребята рассказывают ненецкие сказки, разные истории, легенды, вспоминают традиции семьи, поют песни и читают стихи на родном языке. Именно эти формы работы способствуют раскрепощению детей, формированию культуры семейных отношений, сохранению ненецкого языка и культуры. Практический выход полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов воспитательной работы происходит во время традиционных праздников и мероприятий, проводимых в школе-интернате, которые способствуют созданию этнического пространства, эффекту «проживания». С целью сохранения культурных народных традиций, формирования этнического самосознания, устойчивого интереса к культуре и традициям своего народа, для воспитанников были проведены: интеллектуальная игра «В мире ненецких сказок», игровая программа «Знай и люби свой край», поле чудес «Растительный и животный мир Ямала», викторина ко дню Ямала «Мой Ямал – олений край», фестиваль ненецких игр «Игры, в которые я играю», цикл мероприятий на тему экологии в ЯНАО. Воспитанники стали участниками посиделок «Знакомство с фольклором северных народов», краеведческой квест-игры «Люблю тебя, мой край Ямал», игровой программы «Обряды и праздники коренных народов Ямала» и круглого стола «Профессия моих родителей – оленевод». Ценность проведенных мероприятий в том, что расширяется круг познания воспитанников об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, формируется нравственность, происходит также накопление экологических знаний. Формированию национальной идентичности также способствуют проведение традиционных мероприятий: «Посвящение в воспитанники интерната», «День именинника», конкурсная программа «Красавица тундры», «До свидания, интернат!» и др. Таким образом, с целью сохранения национальной идентичности воспитанников, педагогический коллектив стремится к тому, чтобы дети знали историю и культуру своего народа, учились беречь хрупкую природу своего края, получили целостную картину мира и понимание роли человека в этом мире, чтобы каждый ребенок нашел себя, сохранив при этом свои корни.