"Лэпбук - средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лэпбук - средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Веренина Ольга Александровна

Использование технологии «Лэпбук», как способа познавательного развития детей дошкольного возраста Известно, что информатизация общества изменила практику нашей повседневной жизни. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу с детьми. Сегодня я хочу представить вашему вниманию вот такие необычные книжки. Это авторские пособия, которые привлекают к себе внимание необычностью, яркостью, новизной. Это лэпбук, технология создания которого, меня очень заинтересовала. Что же это за новшество? Технология изготовления нам всем, думаю, знакома. Что-то в этом есть от детских тетрадок с анкетами и потайными кармашками и сюрпризами. Лэпбук –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Эту небольшую самодельную папку ребёнок может удобно разложить и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук представляет собой интерактивную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. При этом - это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы совместно со взрослыми (воспитателем или родителями). Заполнять эту папку может, как взрослый с помощью интернет –ресурсов, так и дети с помощью рисунков, аппликации, коллажей. Все иллюстрации, загадки, стихи из лэпбука можно использовать и на занятии, и в других видах деятельности. Зачем же нужен лэпбук? 1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Особенно это ценно для детей «визуалов». 2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. 3. Ребенок научится совместной работе по сбору и систематизации информации. 4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.). 5. Создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие! Из чего состоит лэпбук? Жёстких требований нет. Лэпбук может состоять из папки формата А3, в которую, как я говорила, вклеиваются детали с наглядной информацией по теме: от интересных игр до лексики и большого количества информации. Что понадобится для работы : - шаблоны лэпбука, которые можно найти в интернете; - лист плотной бумаги формата А3 или 2-3 листа А4; - ножницы; - клей-карандаш; - цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки; - скотч; - бумага для принтера; - дырокол; - степлер; - безграничная фантазия. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Птицы". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какую-нибудь конкретную птицу и в лэпбуке дать подробную информацию о ней (строение, повадки, места обитания, питание) - то это будет гораздо продуктивнее. После того, как вы выбрали тему, нужно составить план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Например, вот мой план для лэпбука «Осень»: 1. Стихи об осени и осенних явлениях природы. 2. Загадки об осени. 3.Народные приметы. 4. Зимующие и перелетные птицы. 5. Съедобные и несъедобные грибы. 6.Деревья, их листья и семена. 7.Дары осени (огород, сад, лес). 8. Периоды осени(ранняя, золотая, поздняя). План составлен, переходим к макету. Я решаю, как интересно разместить дидактический материал. Рисую макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые: кармашки простые и фигурные, различные конверты, вращающиеся круги, книжки, книжки-гармошки, блокноты, листы и полосы в несколько сложений. (Приложение) Например, в своём лэпбуке стихи и загадки я разместила в маленьких книжках, птиц и грибы - на развороте из двух листов, народные приметы в кармашке с картинками, периоды и дары осени представила в форме дидактических игр, а растения – в форме разрезного блокнота. Самый интересный этап в создании лэпбука - подбор познавательного и иллюстративного материала. Здесь незаменимый помощник – компьютер и интернет-ресурсы. Заключительный этап – соединение всех деталей пособия. Конечно, качество пособия зависит от технической оснащенности процесса. Ламинатор и брошюратор помогают сделать пособие эстетичным, ярким, более практичным. Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Лэпбук, как совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка, может служить положительным примером по-настоящему образовательного средства с большими интегративными возможностями. Использование лэпбука, думаю, поможет создать условия для снижения гиперактивности дошкольника, организации эмоционально-личностного общения с ребенком. Всё это способствует созданию условий для развития у детей любознательности, сосредоточенности и концентрации внимания. В заключении мможно сказать: мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка и его родителей проводником в мир новых технологий.