« Пальчиковые игры как средства развития детей раннего возраста »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Пальчиковые игры как средства развития детей раннего возраста »
Автор: Киямова Эльвера Рафаиловна

Картотека пальчиковых игр для дошкольников"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. Сухомлинский1. АпельсинМы делили апельсин(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)Много нас – а он – один.Эта долька – для ежа,(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)Эта долька – для чижа,Эта долька – для котят,Эта долька - для утят,Эта долька - для бобра,А для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)2. ГостиК Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна, (большой и средний)Рад Серёжа, (большой и безымянный)Рада Снежанна (большой и мизинец)Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)Вот драже вам на дорожку,(пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку.(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошки,И захлопали в ладошки!3. ГоршокЖили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)Маленькие гномики:Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.(загибать пальчики, начиная с мизинца)Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)Тики – платочки,Лики – штанишки,Чики – носочки,Микки умница был,Всем водичку носил.4. ДомСтук – стук - постук, раздается где - то стук.Молоточки стучат, строят домик для зайчат -Вот с такою крышей, (ладошки над головой)Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)И вот с таким замком! (сцепили ручки)5. ДомикЯ гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)И в окошко постучусь.Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)6. Ёжик(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?(малыш катает ёжика ладошками)Надо бельчонку сшить распашонку,(малыш катает ёжика по животику)Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите(катаем по полу)Если дам иголки - съедят меня волки!(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)7. ЗамокНа двери висит замок (руки в замке)Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)Потянули, (потянули)Покрутили, (вращаем руки)Постучали (стучим основанием ладоней)И – открыли! (руки разжимаются)8. КапустаМы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)В баночку кладём и пробуем.9. КомарЛетит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)А мы его - хлоп (ладошкой до лба)И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)Отпустим комара? Отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)10. Котик(выполнять действия по смыслу)Котик лапкой умываетсяВидно, в гости собирается.Вымыл носик.Вымыл ротик.Вымыл ухо.Вытер сухо.11. КотёнокШёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)12. КурочкаВышла курочка гулять, свежей травки пощипать(хлопаем ручками по коленкам)А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)Лапками гребите (загребаем ручками,Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем ручками, какой толстый жук)Выпили водицы полное корытце(показываем как черпаем воду и пьём)13. Кошка и мышкаМягко кошка, посмотри,Разжимает коготки.(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рукотрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)И легонько их сжимает -Мышку так она пугает.Кошка ходит тихо-тихо,(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой рукимедленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:пальцы другой руки быстро движутся назад).Половиц не слышно скрипа,Только мышка не зевает,Вмиг от кошки удирает.14. Моя семьяЗнаю я, что у меняДома дружная семья:Это - мама,Это - я,Это - бабушка моя,Это - папа,Это - дед.И у нас разлада нет.(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).15. БарашкиЗахотели утром раноПободаться два барана.Выставив рога свои,Бой затеяли они.Долго так они бодались,Друг за друга все цеплялись.Но к обеду, вдруг устав,Разошлись, рога подняв.(ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки).«Капустка»Мы капустку рубим-рубим,Мы капустку солим-солим,Мы капустку трём-трём,Мы капустку жмём-жмём.Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.[b]«Репка»[/b]Тянут, тянут бабка с дедкойВытягивание пальцев за ногтевые фалангиИз земли большую репку:Вот пришла бы наша внучка,Помогла б собачка Жучка.Где же кошка, мышка – крошка?Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.Хоть держалась крепко,Вытянута репка.«Яблоки».Большой пальчик яблоки трясёт.Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.Второй их собирает.Разгибаем указательный палец.Третий их домой несёт.Разгибаем средний палецЧетвёртый высыпает.Разгибаем безымянный.Самый маленький – шалун.Разгибаем мизинецВсё, всё, всё съедает.«Листопад».Листопад, листопад!Листья по ветру летят:Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).С клёна – кленовый,Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.С дуба – дубовый,Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.С осины – осиновый,Указательный и большой соединить в виде колечка.С рябины- рябиновый.Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.Полны листьев лес и садТо-то радость для ребят!Хлопки в ладоши.«Осенью».Ветры яблони качают.Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.Листья с веток облетают.Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).Листья падают в саду,Их граблями я гребу.Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями«Радуются взрослые и дети»Кто ещё радуется солнышку?Радуется дедушка,Радуется бабушка,Радуется мамочка,Радуется папочка,Очень радуюсь я.Рада солнцу вся семья!Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.«Моя семья»Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик – бабушка.Этот пальчик – папочка.Этот пальчик – мамочка.Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья.По ходу чтения, загибается на ручкеребенка пальчик, начиная с большого пальчика.«Моя семья»Раз, два, три, четыре.Кто живет в моей квартире?Раз, два, три, четыре, пятьВсех могу я сосчитать.Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, щегол и я –Вот и вся моя семья!Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.«Цветочек для мамочки»Ой, в нашем цветникеБольшой цветок на стебельке.Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.От ветерка качается,Движения руками вправо-влево.И мне улыбается!Я мамочку поцелуюИ цветочек подарю ей!Мимика, жесты.«Пять пальчиков»У детишек – шалунишек,Девочек и мальчиков,Знаем мы, на каждой ручкеПять веселых пальчиков.Раз, два, три, четыре, пять.Дети показывают ладони, покачиваютзапястьями влево - вправо.Поочередно загибают пальчики.«Пальчики»Раз, два, три, четыре, пятьНачинаем мы играть.Этот пальчик – хитроносик,Этот котик – вытриносик,Этот ежик – ворчунишка,Этот мишка – потоптышка,Этот зайчик – побегайка,С другой ручки начинай-ка.Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.«Пальцы в гости приходили»Пальцы в гости приходили,«Тук, тук, тук – стучались в дверь.Только дверь им не открыли:Думали, что страшный зверь.Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.«Это я».Это глазки. Вот, вот.Это ушки. Вот, вот.Это нос, это рот.Там спинка. Тут живот.Это ручки. Хлоп-хлоп.Это ножки. Топ- топ.Ох устали вытрем лоб!Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом."С добрым утром!"С добрым утром, глазки.Вы проснулись?С добрым утром, ушки.Вы проснулись?С добрым утром, ручки.Вы проснулись?С добрым утром, ножки.Вы проснулись?С добрым утром, солнце.Мы проснулись!Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.Поглаживают ножки, притопывают.Руки протягивают к солнцу и улыбаются.«Утро настало»Утро настало.Солнышко встало.-Эй, братец ФедяРазбуди соседей.- Вставай, Большак!- Вставай, Указка!- Вставай, середка!- и крошка Митрошка!Привет, Ладошка.Все потянулись и проснулись.Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.«Раз, два, три»Раз, два, три, четыре, пятьБудем пальчики считатьВсе они умелыеДружные и смелые.На другой руке опятьБудем пальчики считатьВсе они умелыеДружные и смелые.Раз, два, три, четыре, пять.Стали ручки танцевать.Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.Сжимают и разжимают кулачки.Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.«Встали наши пальчики»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик – прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж зевнул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди.Встали пальчики. Ура!В детский сад идти пора.Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.Остался один большой палец.Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.«На полянке дом стоит»На поляне дом стоитПуть к нему пока закрытМы ворота открываемВ этот домик приглашаем.Сложить ладони домиком, так, чтобыбольшие пальцы не соприкасались.Большие пальцы опускаются исоприкасаясь друг с другом.Пальцы по-прежнему под углом,только широко расставлены.«Этот пальчик хочет спать»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спитТише дети не шумите,Пальчики не разбудите.Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.«Повстречались».На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».Два щенка: «Авав». Два жеребёнка: «И-го-го»Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!«Собака»У собаки острый носик,Есть и шейка,Есть и хвостик.Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)«Ежик»Ежик топал по дорожкеИ грибочки нес в лукошке.Чтобы грибочки сосчитать,Нужно пальцы сосчитать.Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.«Зайчата»Вот встречаются зайчата.Как согреться нам, ребята?Чтобы побыстрей согреться,Надо спинками тереться.Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.«Белочка»Прыгает по веточкамНевеличка белочка.Мелькает хвостик средь ветвей.Кто угонится за ней?Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.«Две веселые лягушки»Две веселые лягушкиНи минуты не сидят,Ловко прыгают подружки,Только брызги вверх летят.Дети сжимают руки в кулачки и кладутих на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.«Домашние птицы»Есть у курицы цыплёнок,У гусыни есть гусёнок,У индюшки – индюшонок,А у утки есть утёнок.Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.У каждой мамы малыши,Все красивы хороши!Показать все пальчики, «играя» ими.«Петушок»Наш красивый петушокОбе руки сжаты в кулачки.Кверху поднял гребешок.Разжать ладони.Крылышками машет.Кистями помахать в воздухе.На лужайке пляшет.Крошки хлебные клюёт.Указательными пальцами постучать по столу.Пёстрых курочек зовёт.Кистями рук сделать манящие движения.«Полетели птички»Полетели птички,Птички-невелички.Сели птички. Посидели.Опять полетели.Пальцы переплетены, ладони сжаты.Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.«Сорока»Сорока – белобока,Кашу варилаДеток кормила.Этому дала,Этому дала.Этому дала.Этому дала.А этому не дала.Ты воды не носил,кашу не варил,тебе нет ничего.Указательный палец правой руки делаетКруговые движения на левой ладони.Поочередно, загибаем пальцы левойруки.Большой палец поднять вверх.«Лошадки»По дороге белой, гладкой,Скачут пальцы как лошадкиЧок-чок-чок.Чок- чок-чок.Скачет резвый табунокПальцы скачут по столу,повторяя текст за взрослым:«чок-чок, чок-чок»«Дятел»Вдруг в лесу раздался стук.Это дятел долбит сук.Он деревья не калечит,Он деревья клювом лечит.Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.Затем то же, самое проделывают левой рукой.«Снежинки»Ла-ла-ла, ла-ла-ла,Туча по небу плыла.Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).Вдруг из тучи над землёйПолетел снежинок рой.Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).Ветер дунул, загудел –Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).Рой снежинок вверх взлетел.Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).Ветер с ними кружится,Может быть подружится.Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.«Я перчатку надеваю»Я перчатку надеваю,Я в неё не попадаю.Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.Сосчитайте-ка ребятки,Сколько пальцев у перчатки.Начинаем вслух считать:Раз, два, три, четыре, пять.Загибают пальчики.«Зимняя прогулка»Очень холодно зимой,Но мы пойдем гулять с тобой.Я надену шубку,Я надену шарфик,И еще платок,А потом красивые,Теплые пушистые,Крошки – рукавичкиНа ручки натяну.Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.«Зима»Раз, два, три, четыре, пятьСобираемся гулять.Катя саночки везетОт крылечка до ворот,А Сережа по дорожкеДевочки и мальчикиПрыгают как зайчики.Дети по очереди разгибают пальчики,сжатые в кулачок.Дети показывают растопыренные пальцы руки.Провести указательным и средним пальцами по столу.Сложив пальчики «щепоткой»,делать бросающие движения.Дети машут кистями рук.«Ёлочка»Перед нами ёлочка.Пальцы переплетены, большие подняты вверх.Шишечки, иголочки,Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.Шарики, фонарики,Ладошки держать «ковшиком».Зайки и свечки,«Зайчики» - указательные пальцы.Звёзды, человечки.Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.«Дождик, дождик»Дождик, дождик,Кап да кап, кап…Мокрые дорожки.Все ровно пойду гулять,Пусть промокнут ножки.Дети повернули ладошку кверху иУказательным пальцем имитируютКапельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап«Будем пальчики считать»Раз, два, три, четыре, пятьБудем пальчики считать.Крепкие и дружныеВсе такие нужные.На другой руке опятьПальчики быстрыеХотя не очень чистые.Дети загибают пальчики на левой руке.Сжимают и разгибают кулачки.Дети загибают пальчики на правой руке.Сжимают и разгибают кулачки.«Помощник»Посуду моет наш Антошка,Моет вилку, чашку, ложку,Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).Вымыл блюдце и стаканИ закрыл покрепче кран.Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.«Транспорт»Будем пальчики сгибать-Будем транспорт называть:Сжимать и разжимать пальчики.Машина, вертолёт,Трамвай, автобус, самолёт.Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.Пять пальцев мы в кулак зажали,Пять видов транспорта назвали.Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.«Пароходик»Пароходик в море был.Ладони соединить в форме чаши.Вот он к пристани приплыл.Сделать волнообразные движения в воздухе.Загудел в свою трубу: «У – у – у!»Одновременно пошевелить большими пальцами.Дружно пальчики сгибаем,Крепко кулачки сжимаем.Раз, два, три, четыре, пять –Начинаем разгибать.Дети сжимают пальцы в кулачки,а затем расслабляют их и разжимают.«Ноги ходят по дороге»Большие ногиШли по дороге.Топ- топ- топ.Маленькие ножкиПобежали по дорожкеТоп- топ- топ.Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текстза взрослыми.«Новые кроссовки»Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.Как у нашей кошкиНа ногах сапожки.Как у нашей свинкиНа ногах ботинки.А у пса на лапкахГолубые тапки.А козлёнок маленькийОбувает валенки.А сыночек Вовка –Новые кроссовки.Вот так, вот так,Новые кроссовки.«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.«Шарик».Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.Надуваем быстро шарик.Он становится большой.Вдруг шар лопнул, воздух вышел –Стал он тонкий и худой.