Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Радуга творчества»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Радуга творчества»
Автор: Кандыба Ольга Николаевна

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»УТВЕРЖДЕНАприказом директораКОУ «Радужнинская школа для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья»от «____» _______________20___ г. №_________________________________________________________________________ М.И. СолопАдаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма технической направленности «Радуга творчества»Возраст обучающихся: 15-16 летСрок реализации: 1 год Автор-составитель:Кандыба Ольга Николаевна, педагог дополнительного образованияг. Радужный, 2023 г.Пояснительная запискаВведениеАдаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Радуга творчества» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;- ;- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р);- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ХМАО – Югры «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (5-9 классы), 1 вариант, утвержденная приказом от 27.03.2023 г. № 105 (с изменениями от 25.08.2023 г. № 274);- Приказ от 25.08.2023 г. № 276 «Об организованном начале 2023-2024 учебного года»;- Приказ от 25.08.2023 г. № 269 «Об организации реализации программ дополнительного образования обучающихся, воспитанников».Направленность и уровень программыПрограмма «Радуга творчества» носит практико-ориентированную (техническую) направленность и относится к базовому уровню и реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на овладение обучающимися основными приёмами обработки новых, современных видов материалов. Программа предназначена для формирования знаний, умений, навыков в области художественного творчества, направлена на развитие эстетического вкуса, а также на создание оригинальных изделий, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Программа позволяет расширять представления обучающихся о многообразии техник декоративно-прикладного творчества. Продолжает учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Содержание программы опирается на общедидактические принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.Актуальность программыПрограмма предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.Актуальность Программы заключается в том, что декоративно-прикладное искусство, художественные ремесла играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд.Данная программа педагогически целесообразна, так как раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Новизна программы заключается в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Тесная связь с экологическим воспитанием. Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей с ОВЗ. Так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.Отличительная особенность программы «Радуга творчества» - развитие у обучающихся навыков творческого и исследовательского характера. Происходит знакомство со свойствами материалов, овладение разнообразными способами практических действий, что влияет на приобретение и развитие ручной умелости. Занятия в рамках образовательной программы дополнительного образования позволяют использовать современные ИКТ.Еще одной отличительной особенностью программы является принцип дозированности осваиваемого материала, что предполагает сообщение новой информации небольшими порциями, а вновь полученные знания сразу закрепляются в практической деятельности. Работу дети начинают с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы могли быстро увидеть результат своего труда, проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Цель и задачи программыЦель программы – создание условий для самореализации обучающегося в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой и другими материалами.Задачи:Обучающие:
  • ознакомить воспитанников с различными материалами; их свойствами;
  • обучать навыкам и приемам работы с различным материалом (квилинг, батик, бисер и т.д.);
  • дать понятие о холодных и тѐплых тонах, научить подбирать цвета;
  • обучать плоскостному моделированию–умению составлять изображения предметов и композиций;
  • научить владеть инструментами для квилинка, рама для батика, машиной для нарезки бахромы и т.д.;
  • сформировать умения следовать устным инструкциям.
  • Развивающие:
  • развивать у воспитанников любознательность через развитие внимания и наблюдательность, памяти, воображения, художественного мышления, конструкторских способностей;
  • развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения;
  • развивать координацию движений рук;
  • развивать цветовое восприятие;
  • расширять и обогащать практический опыт обучающихся;
  • создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.
  • Воспитательные:
  • формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе;
  • воспитывать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие, уважения к людям труда:
  • формирование осознанного, уважительного отношения к национальному искусству, к различным видам народного творчества; 
  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • формирование умения передавать единство формы и декора;
  • формирование понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта;
  • развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
  • формирование осознанного, уважительного отношения к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • расширять коммуникативные способности детей;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • выполнять санитарно - гигиенические требования;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
  • Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями программ  ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. Основные дидактические принципы Программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Категория обучающихся, для которой программа актуальна Программа рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Возраст обучающихся участвующих в реализации данной дополнительной программы: 15-16 лет (9 класс). Формы и режим занятий Занятия проводятся в групповой форме, 2 академических часа в неделю (по 1 часу на каждую группу, количество обучающихся в группах - 6 человек). Занятия проводятся по расписанию работы кружка.Режим занятий: продолжительность занятия 40 минут.Сроки реализации программы Срок реализации 1 год. Итого 68 часов в год (34 часа на группу).Планируемые результаты программыОбучающиеся должны знать:
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, ткани и других материалов;
  • приемы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем, угольником);
  • свойства и возможности бумаги, солёного теста и текстиля, как материала для художественного творчества;
  • роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития;
  • основы композиции, формообразования;
  • основные виды работ: вырезание, наклеивание, декорирование, объемное конструирование;
  • способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать простейшие технические рисунки, эскизы (определять название детали, материал из которого она
  • должна быть изготовлена, форму, размеры), и самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях;
  • творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи.
  • Содержание программыУчебно – тематический план «Радуга творчества»Содержание учебно-тематического планаРаздел I.Введение в декоративно-прикладное творчество Вводное занятиеТеория: История декоративно-прикладного искусства (презентация). Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.Основы композиции. Что такое композиция.Практика: Упражнения по композиции.Раздел II. «Волшебный листок» - работа с бумагой . КвиллингТеория: История возникновения технологиибумагокручения - квиллинга. Материалы и инструменты. Основные правила вырезания полосок для квиллинга. Отличительные свойства гофрированного картона.Практика: Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга: эскиз работы, подготовка основы, нарезка гофробумаги необходимых цветов, выполнение фигурок, оформление работы.Изделие: работа (изделие) в этой технике (демонстрация, презентации готовых работ).Раздел III. «Плетение». Плетение бисером Теория: Виды плетения. Материалы для плетения. Подробное изучение техники плетения бисером. Изучение основных форм бисероплетения. Виды материалов для использования техники бисероплетение.Практика: Создание несложной работ в данной технике: эскиз работы, подготовка основы, подготовка материала для работы, оформление работы. Изготовление поделок из бисера: «Бабочка», «Береза».Изделие: работа (изделие) в этой технике (демонстрация, презентации готовых работ).Раздел IV. «Нетрадиционные техники рисования». «Батик»Теория:  Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник  Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.Практика: Создание несложной композиции в данной технике: эскиз работы, подготовка основы, подготовка материала для работы, оформление работы.Изделие: работа (изделие) в этой технике (демонстрация, презентации готовых работ).Организационно-педагогические условия реализации программыКомпьютерное и мультимедийное оборудование:
  • компьютер персональный в сборе (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки);
  • принтер МФУ (многофункциональное устройство);
  • доска интерактивная;
  • проектор;
  • документкамера.
  • Механическое оборудование: настольный ткацкий станок «Ткачество 60 см», станок для вышивания «Руфия», машина для нарезки бахромы, станок для бисероплетения регулируемый.Инструменты: набор инструментов для квилинга (валики, н-р фартуки, алфавит), клеевой пистолет, рама для батика, бисер, различные виды клея, ножницы (канцелярский нож), различные виды ткани (шёлк), краска по ткани (щёлку) и т.д.Материально-технические условия реализации программы:
  • комплекты методических видов продукции (плакаты, буклеты);
  • книги по изучаемым вопросам, наглядное пособие Костина «Шкатулка радужных идей»;
  • дидактический и лекционный материалы;
  • фильмы, мультфильмы, ролики социальной рекламы и презентации.
  • Требования к материально-техническим условиям Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.Временной режим соответствует постановлению СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020.Технические средства обучения (ТСО/ЭСО). Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам:
  • непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях 5-9 классах не более 15 минут;
  • общая продолжительность использования ЭСО на занятии интерактивной доски дети старше 10 лет не более 30 минут, компьютера 5-9 классы не более 30 минут.
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  • Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212 с.
  • Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с.
  • Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156 с.
  • Симмонс К.К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198 с.
  • Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.
  • Интернет-ресурсы
  • Мастер-классы для Вас. -
  • Страна Мастеров. -
  • Приложение 1 Календарно – тематическое планирование1 группа 9а (1 час в неделю)Приложение 2 Календарно – тематическое планирование2 группа 9а (1 час в неделю)