Занятие по развитию речи в средней группе “Чтение сказки “Петушок и бобовое зернышко”


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по развитию речи в средней группе “Чтение сказки “Петушок и бобовое зернышко”
Автор: Алчинова Любовь Васильевна

Занятие по развитию речи в средней группе “Чтение сказки “Петушок и бобовое зернышко” Русские сказки (мини-викторина)Цель: знакомство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко».Задачи:
  • Вспомнить названия и содержание уже известных сказок.
  • Формировать умения детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
  • Познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко.
  • Добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах.
  • Закрепить работу над правильным произношением звуков [б], [н].
  • Закрепить правила поведения во время приема пищи.
  • Развивать моторику кистей рук, развивать внимание, наблюдательность, самостоятельность, умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.
  • Воспитывать взаимопомощь, интерес и любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.
  • Оборудование: мультимедийная презентация, экран, аудиозапись голосов птиц в лесу, аудиозапись сказки “Петушок и бобовое зернышко”.Демонстрационный материал: картинка “Сорока”; шаблоны «заячьих следов»; игрушка - заяц, 3 детские иллюстрированные книги со сказками про зайцев, одна из которых сказка “Заюшкина избушка”; игрушка - курочка и полянка со цветами; иллюстрации к сказке “Петушок и бобовое зернышко”; материал для аппликации  (корзинки с фасолью на каждого ребенка), аппликация “Курочка” из пластилина на каждого ребенка; салфетки для работы на каждого ребенка; колечки Су - Джок на каждого ребенка. Предварительная работа: знакомство с пословицами о дружбе, взаимовыручке; отгадывание загадок о петушке и курочке; словарная работа над словами “кузнец”, “хозяин”, “хозяюшка”, “коса”.Беседа по теме “Как в старину сбивали сливочное масло”.Изготовление аппликации “Курочка” из пластилина.Ход занятия:
  • Вводная часть.
  • -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.Дети, встаньте рядышком друг с другом,Словно месяц полукругом.Сюрпризный момент.- Сегодня утром, ребята, ко мне прилетела сорока и рассказала, что в сказочном лесу случилась беда: заблудились герои сказок, и не могут вспомнить, откуда они. Поможем им вернуться обратно? -Но, чтобы попасть в волшебный лес, нам надо сказать волшебные слова «Крекс - пекс - фекс». Давайте закроем глазки и скажем “Крекс - пекс - фекс” (на экране появляется изображение сказочного леса с избушкой и аудиозапись птичьих голосов).2. Основная часть.-Посмотрите, мы с вами в сказочном лесу. -Вот избушка стоит (на экране избушка). Давайте заглянем и узнаем, кто же там живет? (за столом сидит кот, перед ним три ложки).Кот: Эта ложка - Котова, эта ложка - Петина, а вот эта точеная ручка золоченая, чья? -Помогите, ребята, чья это ложка? (Жихаркина). -Правильно. А как сказка называется? (”Жихарка”). Молодцы, помогли Коту вернуться в свою сказку. (на экране сказка “Жихарка”).- выключить экран
  • А вот на тропинке чьи-то следы. Интересно, чьи они?
  • -Пойдемте по тропинке и поищем, кому нужна наша помощь:По тропинке мы пойдем В сказку вместе попадем.-Кто здесь сидит? (на столике сидит заяц, перед ним 3 книги со сказками про зайцев)-Верно. Но он очень грустный. Давайте спросим. Что у него случилось?Заяц: Как же мне не горевать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она у меня переночевать, да меня и выгнала. Так выгнала, что я забыл, в какой сказке живу.-Давайте вспомним, как называется его сказка? (Заюшкина избушка).-В какой книжке живет сказка “Заюшкина избушка”? (дети показывают и садят зайчика рядом с книгой).омогли и Зайцу вернуться в свою сказку, идемте дальше. ФизминуткаСнова мы идем по лесу, (ходьба на месте)А вокруг – так интересно! (руки в стороны)Вот полянка перед нами, (встают)Вся усыпана цветами. (показывают руками “бутоны”)К солнцу тянутся они, (руки вверх потянуть)С ними потянись и ты. (на носочках)-Посмотрите, ребята! А на полянке курочка гуляет. (курочка на полянке со цветами). Похоже, она тоже заблудилась?Курочка: (взять курочку в руки) Нет, я ищу коровушку, хочу попросить у неё молока, чтобы моя хозяйка сбила из него маслице, а маслицем я смажу петушку горлышко. Мой петушок подавился бобовым зёрнышком.-Что же это за сказка такая, про петушка и бобовое зёрнышко? Вы знаете, ребята, такую сказку? -И я не знаю. Нужно поскорее возвращаться в детский сад, чтобы прочитать эту сказку и узнать, помогла курочка петушку или нет. Давайте скажем волшебные слова “Вокруг себя ты обернись, и в детском саду очутись!”. (курочку с собой)
  • Ну вот мы и вернулись. Садитесь на свои места. Садимся правильно, ноги вместе, руки перед собой, спинку держим ровно. Послушайте русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Аудиозапись, поэтапный показ иллюстраций к сказке.-Ребята, какую сказку мы слушали? Как она называется?-Как вы думаете, можно назвать сказку доброй? Почему? (Все помогали курочке: хозяюшка, коровушка, хозяин, кузнец).-Правильно. А еще в сказке много добрых и ласковых слов: не зерно, а .... зёрнышко; не корова, а .... коровушка; не хозяйка, а .... хозяюшка; не масло, а .... маслице.-Ребята, какие слова говорила Курочка Петушку, когда просила его не торопиться?+ Петя, не торопись. Петя, не торопись. (Дети произносят хором, а затем 2-3 детям предложить взять в руки Курочку и произнести эту фразу.)-А почему Курочка просила его не торопиться? (когда кушают нельзя разговаривать и торопиться, это опасно для жизни, можно подавиться)-Но почему Петушок подавился? (он не послушался Курочку)-Значит, Петушок в этой сказке какой? (непослушный, торопливый)Физминутка:Петушок встрепенулся,Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны)Крыльями похлопал (взмахи руками в стороны)Ножками потопал (топают ногами)Шею вытянул, согнул (подбородок тянем вперёд, потом к себе)И по улице шагнул. (маршируют на месте)- К кому Курочка обращалась за помощью? (К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу)-О чем просила Курочка хозяйку? (чтобы хозяйка дала курочке маслица петушку горлышко смазать)- А зачем Курочка бросилась к коровке? (чтобы коровка дала молока, из молока хозяюшка собьет маслица, а маслицем курочка смажет петушку горлышко)- Как Курочка просила коровку? (Коровушка, голубушка)-Повторим все вместе, как курочка ласково просила коровку: Коровушка, голубушка (предложить 2-3 детям повторить)
  • О чем попросла Курочка хозяина? (чтобы хозяин дал скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, а маслицем курочка смажет петушку горлышко)
  • Почему Курочка бросилась к кузнецу? (чтобы кузнец дал скорее хозяину хорошую косу, хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст курочке маслица, и курочка смажет петушку горлышко)
  • -Смогла ли курочка вылечить петушка? (смогла)-А почему смогла? (потому что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку)-Какая в сказке курочка? (добрая, заботливая)-Молодцы, ребята! Курочке и Петушку очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку и отвечали на вопросы. Они дарят вам вот такие зернышки (открываю поднос, на котором фасоль).-Как называются маленькие зернышки? -Верно, фасоль. А еще фасоль называют бобовым зернышком, или боб - один боб. Скажем вместе БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО..... БОБ. -Повтори, Ксения, бобовое зернышко.... Повтори, Мухаммад, боб...-А если много, то БОБЫ. Скажем дружно: БОБЫ.-Повтори, Хамида, бобы.... Повтори, Марьям, бобовые зернышки....ЧистоговоркаОб-об-об – лежит на блюдце боб.Бы-бы-бы – любят курочки бобы.Но-но-но – вкусно бобовое зерно.-Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но только специально приготовленные, сваренные. 3. Практическая часть.-А теперь с помощью зернышек мы с вами оформим нашу аппликацию «Курочка». Но, чтобы наши пальчики хорошо и быстро работали, мы с ними сначала поиграем:Пальчиковая гимнастика “Мальчик - пальчикс кольцом Су - Джок- Мальчик-пальчик, где ты был (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)- С этим братцем в лес ходил, (на указательный палец) -С этим братцем щи варил, (на средний палец)-С этим братцем кашу ел, (на безымянный палец)-С этим братцем песни пел (на мизинчик).-Ребята, мы берем курочку, которую сделали из пластилина и корзинку с бобами. Сегодня мы украсим бородку и гребешок курочки бобами. -Посмотрите внимательно! Вдавливаем фасоль, чтобы она плотно прилегала к пластилину. И вот, она наша красавица курочка!Самостоятельная работа детей.-Молодцы, ребята, все постарались! Получились очень симпатичные курочки! Отложите в сторону свои работы, 4. Обобщение. Подведение итогов.
  • Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?
  • Кто помог Курочке вылечить Петушка?
  • Чему учит эта сказка? (учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно пережевывать пищу; учит помогать тому, кто оказался в беде, взаимовыручке).
  • Где сегодня мы с вами побывали? (в сказочном лесу)
  • Какие добрые дела сделали в лесу? (помогли коту и зайцу вернуться в свои сказки).
  • С каким новым словом мы познакомились? (боб, бобы)
  • Что еще интересного мы сделали на занятии? (украсили бородку и гребешок курочки “Курочка” бобами)