Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников
Автор: Куприенко Ирина Владимировна
Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников.В настоящее время специалисты детских дошкольных учреждений осуществляют работу с детьми с разными особенностями в развитии. Одним из часто встречающихся диагнозов является расстройство аутистического спектра. Оно характеризуется рядом признаков, которые вызывают затруднение коммуникации и нарушение поведенческой сферы.Взаимодействие с детьми с РАС изучали и описывали как зарубежные, так и российские ученые и педагоги. Несмотря на то, что активная исследовательская деятельность началась в середине XX века, проблема развития и коррекции расстройства аутистического спектра в детском возрасте сохраняется и имеет смысл до сих пор.Коррекционная-развивающая работа в детском саду предполагает такие занятия с ребёнком, которые способствуют развитию отклоняющихся от возрастной нормы психических процессов.Целью педагога-психолога в работе с ребёнком с РАС является коррекция имеющихся дефицитных состояний, а также поддержание и повышение психического здоровья.Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. Условно их можно разделить на «специализированные» и «общепринятые».1. Специализированные методы.Применение данных методов требует не только определённых знаний от специалиста, но и правильной организации окружающего пространства.Ряд подходов, которые используются в настоящее время в России, предложены «Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ».1) Поведенческий подход.В него входят методики, основанные на прикладном анализе поведения. Applied Behavior Analysis (ABA), или прикладной анализ поведения, – научно-обоснованный подход к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально-значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Отличительными чертами АВА-терапии и основанных на ней методик, является подкрепление положительного поведения и как следствие снижение нежелательного.2) Развивающий подход.Методики развивающего подхода направлены на развитие эмоциональной сферы и социального взаимодействия. Например, Флортайм. В ней используется игра не только с педагогом, но и с близкими для ребёнка людьми. Цель методики Флортайм – не столько работа над внешними сторонами поведения, сколько создание фундамента для здорового развития.3) Сенсерно-перцептивный подход.Используется специально организованная среда. Внимание уделяется сенсорике и перцепции. Примером методики является Томатис терапия. С помощью специального устройства прослушивается музыка с определёнными частотами. Предполагается, что звуки активизируют некоторые структуры мозга, в результате чего запускаются механизмы звукового внимания.4) Эклектический подход.Иначе смешанные подходы. Например, метод Миллера, который предполагает трансформацию отклоняющегося поведения и систематические развивающие занятия.Перечисленные подходы включают в себя методики и программы, которые предполагают раннюю коррекцию и развитие детей с аутизмом.С помощью программ раннего вмешательства становится возможным корректировать нежелательное поведение ребёнка, учить его академическим и бытовым навыкам. При правильном и грамотном применении способствовать развитию коммуникации.Тем не менее, применение указанных подходов и входящих в них методик невозможно без обучения специалистов. Некоторые из программ требуют не только работы одного человека, но одновременного взаимодействия нескольких педагогов. Тем самым психологу ДОУ потребуется не только дополнительное обучение, но и помощь обученных коллег.2. Общепринятые методы.К ним относятся те, которые использует в своей практике педагог-психолог ДОУ с типично развивающимися детьми. Подобная практика потребует модификации метода в зависимости от имеющихся у ребёнка особенностей в развитии.1)Сказкотерапия. Метод используется не только для развития творческих способностей, но и для коррекции страха, тревожности, адаптации к новым условиям, девиантного поведения и других коррекционных задач. С детьми с аутизмом метод сказкотерапии может быть успешно использован, но в развивающих целях, а не в терапевтических. Применение сказок в данном случае лучше интегрировать через театральную деятельность, то есть показывать сказочный сюжет с помощью бибабо или иным способом.2)Изотерапия. Как правило, с помощью рисунка можно определить какие чувства испытывает ребёнок, его отношения с окружающими. Изотерапия помогает развивать мышление. В работе с детьми с РАС не получится проанализировать состояние ребёнка через образы рисунка. Однако, используя техники доизобразительной деятельности, можно попытаться сформировать определенные образы, которые помогут в последующем перейти к изобразительным формам. В статье зарубежного арт-терапевта Кети Эванс указано: «Достичь устойчивых отношений и создать условия для проявления детьми с аутизмом своих чувств в изобразительной деятельности очень сложно. В этом случае изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта, что способствует повышению его толерантности к психотерапевтическим отношениям».3)Пескотерапия. Предполагает самовыражение бессознательного через символы, которые создаёт с помощью песка ребёнок. В связи с особенностями проявления аутизма данный метод, как сказкотерапию или изотерапи, необходимо модифицировать. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира.4)Игровая терапия. Самый доступный метод при работе с ребёнком с РАС для педагога-психолога детского сада. Дети с расстройством аутистического спектра, как и их типично развивающиеся сверстники или другие дети с ограничивающимися возможностями здоровья (ОВЗ), проходят период детства, поэтому, игра всегда остаётся необходимым этапом взросления. Важным действием педагога-психолога оказывается создание мотивирующих условий для ребёнка, что является одной из самых важных и одновременно сложных задач. Эффективно продуманные условия игровой терапии помогут педагогу-психологу добиться высоких результатов в процессе коррекционно-развивающей работы.Детям с аутизмом не доступны общепринятые терапевтические методики в том формате, который используется для типично развивающихся сверстников или некоторых групп детей с иными ОВЗ. Однако, это не значит, что ребёнок с РАС не испытывает психоэмоционального напряжения, чувства тревоги или страха.Возможна интеграция разных методов, когда психотерапевтическая работа носит больше развивающий характер, чем терапевтический. Но для оказания квалифицированной помощи ребёнку с аутизмом и для достижения стойкого, продолжительного результата, в первую очередь, необходимо применение «специализированных» подходов.Поэтому, проведение коррекционных и развивающих занятий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, требует знаний и умений педагога-психолога, а главное – желания развиваться в данном направлении и осваивать разные подходы.