Творчество как фактор успешности ребенка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творчество как фактор успешности ребенка
Автор: Назарук Диана Зияевна

Современная система образования ежегодно претерпевает внутренние и внешние изменения, которые не всегда положительно сказываются на качестве знаний обучающихся. Дети стали весьма избирательны в познании школьных дисциплин: некоторые, «нужные» предметы, они изучают углубленно, привлекая множественные источники и средства, а некоторым, «необязательным», уделяют явно недостаточное внимание. К большому сожалению, в категорию последних попадает и такой школьный предмет как «история».Невольно вспоминаются слова великого российского учёного Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Нельзя с ним не согласиться, поскольку буквально каждый день можно увидеть подтверждение этих слов в обычной жизни. Изучая историю поверхностно, как сказали бы многие учителя «на троечку», заучивая только события или даты, молодые люди не могут прочувствовать и понять уроки прошлого, тот огромный опыт предков, огромный культурный пласт, который является фундаментом не только для нашего государства, но и нации.Для решения этой проблемы можно использовать различные способы: сделать «историю» обязательным для сдачи государственной итоговой аттестации предметом и тем самым автоматически присвоить ей статус «нужная дисциплина»; много рассуждать на тему необходимости подобных знаний, что, на мой взгляд, не лишено здравого смысла; в процессе преподавания применять командные методы обучения и так далее.Но все они на самом деле не имеет той эффективности, какую можно увидеть, используя очень простой вариант, – применять творческие задания на уроках. Во-первых, таким образом мы мотивируем обучающихся на изучение предмета, так как пробуждаем в них интерес, а, во-вторых, способствуем развитию креативного мышления, что благоприятно сказывается на всём процессе образования ребёнка.Подобного рода творческих заданий великое множество и процесс их создания во многом зависит от учителя и его желания: это различные проекты, синквейны, кластеры, ситуация-сценка, творческое перо, анаграммы, письмо к… и т.д. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Подобные задания требуют от обучающихся большой самостоятельности мышления. Важное условие - это использовать их именно в рамках урока, а не во внеурочной деятельности или в качестве домашнего задания. Необязательно делать их громоздкими, вполне достаточно 10-15 минут для достижения необходимого результата.Исходя из личного опыта, могу привести несколько примеров.На уроке истории в 6 классе проходим тему «Культура Русского государства с древних времён до конца XVI века». После изучения теоретического материала, дети получили задание, составить праздничное рождественское меню для разных сословий русского общества. Задание выполнялось по группам. Название блюд и ингредиенты записывались детьми на специально оформленных, выданных учителям листах. После выполнения работы её представлял один ученик от группы. При теоретических ошибках (например, ребёнок упомянул в блюде картошку, которую не употребляли до XVII века), учитель корректировал ответ.При изучении Петровской эпохи в 7 классе можно использовать разнообразные творческие задания в зависимости от степени подготовки учеников.Общим для учеников всех уровней подготовки будет базовая установка: представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка (необходимо сделать несколько вариантов это, например, стрелец, дворянин, знатный боярин и т.д.). Необходимо описать свой жизненный путь, учитывая, в том числе, исторические события (их, например, можно заранее написать на доске). События, которые будут планом, помогут ученику сориентироваться, в каком направлении выполнять свою работу. Педагогу даст возможность скорректировать направленность работы, также поставить перед учеником именно те вопросы, которые помогут выявить знания обучающегося и его понимание темы.Примеры подобных вопросов:На ваше время пришлось царствование …. правителей (кто они?);Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами?;Вы участвовали в битве при Лесной. Как вы действовали? Также принимали участие в Полтавской битве, где героически погибли. Как вы погибли и почему это случилось?При использовании данного задания, мы не только активизируем обучающегося, но и реализуем прием индивидуального обучения, подстраивая каждый вариант под индивидуальные способности ученика.При изучении темы «Правление князя Владимира. Крещение Руси» разыграли ситуацию-сценку и в групповой работе использовали приём «кластер». К ученикам 6 класса обратился с просьбой князь Владимир (включение видео обращения) о том, как ему укрепить свою власть и государство в целом. Используя тест учебника, раздаточные дополнительные материалы, ученики предлагают различные варианты решения проблемы. Этот метод помог обучающимся свободно и открыто думать по поводу конкретной темы. При составлении кластера используется достаточна простая методика:- пишется ключевое слово или предложение на бумаге;- записываются слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;- выписывать можно столько идей, сколько захочется.Привычная школьная отметочная система оценивания при проверке подобного рода заданий не работает, так как креативность оценить невозможно. Да и цель в их использовании стоит другая. Но как результат повышения интереса к предмету и развития креативного мышления – повышение качества образования обучающихся.Используя на уроках творческие задания, мы «убиваем двух зайцев одновременно»: с одной стороны, делая изучение истории более востребованным для молодёжи, мы обеспечиваем сохранение памяти и передачу её будущим поколениям; с другой стороны, нестандартный подход в решении задач и приобретённые для этого навыки, будут весьма полезны ученикам во взрослой жизни, а это в свою очередь повлияет на развитие и общества, и государства в целом.