«Использование арт-терапии в работе с детьми ОВЗ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование арт-терапии в работе с детьми ОВЗ»
Автор: Коваленко Анастасия Андреевна

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Петрова Инна Константиновна педагог-психолог Князькова Инга Викторовна воспитатель Громова Наталья Анатольевна воспитатель МБДОУ «Д/С №40 «Радость» г. Новочебоксарск, Республика Чувашия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Аннотация: в статье рассматривается тема использования арт-терапии в работе с родителями детей с ОВЗ. Ключевые слова: родители, арт-терапия, мандалатерапия, воспитание, дети с ОВЗ. На современном этапе развития системы образования в нашей стране боль-шое внимание уделяется семьям, воспитывающих детей с ограниченными воз-можностями здоровья. В работе с данными семьями важнейшее значение имеет создание благоприятной коррекционно-развивающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка. От успешности решения проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений и наличие необходи-мой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Арт-терапию по праву можно считать одним из самых эффективных мето-дов психологической поддержки. Она помогает гармонизировать психоэмоцио-нальное состояние родителя и повысить уровень адаптации семьи в социуме. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Одной из приемлемых форм работы с детьми ОВЗ является метод «мандалоте-рапии». Техника «мандала» представляет собой практически неограниченный спектр использования готовых «мандал» и создания новых. В практической ра-боте я убедилась в том, что использование метода мандала, при осуществлении психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является очень эффективным. Цель: социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих де-тей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: ‒ познакомить родителей детей с ОВЗ с мандалотерапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации; ‒ приобщать родителей к использованию приемов мандалотерапии как средству развития коммуникации между ребенком и родителем; ‒ стимулировать творческий потенциал родителей. Структура семинар-практикума. 1. Введение: создание благоприятной атмосферы и чувство безопасности. 2. Основная часть: мини-лекция «Мандала», медитация, упражнение «Насыпная мандала». 3. Заключительная часть: рефлексия. Планируемые результаты: ‒ раскрытие личностных ресурсов; ‒ развитие эмоциональной стабильности. Форма организации: семинар-практикум. Участники: родители, воспитывающие детей с ОВЗ. Методы и технологии: упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкоте-рапия, личностно-ориентированная технология, технология рефлексивный круг. Материал: свеча, ткань 1–1,20 м по длине стороны, мел, песок (цветной), крупы, пачка спагетти, семена, косточки, различный бросовый материал в виде Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) обычных или прозрачных разноцветных камешков, ракушек, бусин, бисера, ку-сочки цветного соленого теста и др.; влажные салфетки для вытирания рук. Ход семинар-практикума. Упражнение «Круги». Уважаемые родители! Символ целостности, гармонии и единства является Круг. Предлагаю всем нам стать в 2 круга, сделать круг в круге (внутренний и внешний). Все, кто стоит во внутреннем круге, повернитесь лицом к участнику внешнего круга, возьмите друг друга за руки, передавая друг другу тепло своих рук, а теперь скажите друг другу комплимент. Все, что мы желаем кому-то, или для себя – может осуществиться. Упражнение «Цвет настроения». Что вы сейчас чувствуете? Какие бы цвета подошли лучше всего, чтобы передать ваш внутренний мир сейчас (родители подходят к столу и выбирают цветные ладошки соот-ветственно своему настроению). В течение нашей встречи понаблюдайте, по-жалуйста, за своим настроением. Мини-лекция «Мандала». Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображе-ния. Нам поможет в этом особый рисунок – мандала. Кто-нибудь из вас слышал уже такое слово? Само слово «Мандала» переводится как «Круг». Чаще всего мы не замеча-ем присутствие мандалы в нашей жизни и то, что мы сами того не зная перио-дически ее создаем. Мандалу можно встретить практически везде. Давайте попробуем назвать круговые изображения или рисунок в круге, напоминающих мандалу? Ответы родителей. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Даже че-ловеческий глаз – все это тоже мандалы. Существует огромное множество ви-дов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскраши-Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) вать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т. д. Мандала обладает такими качествами, как: ‒ универсальность. Арт-терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья, пола. Подходит для работы индивидуально и в группе. А также помогает в решении самых различных проблем: во взаимоотношениях, со здоровьем, для разрешения внутренних противоречий и т. д. Мандалатерапия позволяет ребенку выразить свои чувства, проявить их и при этом не разрушить ни себя, ни окружающий его мир: научится проявлять чувства в экологичной форме, научится доверять себе и своим чувствам, слышать и чувствовать себя, выражать себя; ‒ развитие творческих способностей. Каждый человек с рождения имеет творческий потенциал и способен к творческому самовыражению. Творчество – это не предмет для оценивания, это путь самовыражения; ‒ безоценочность. Из вышесказанного и вытекает ещё одна особенность Арт-терапии – безоценочность; ‒ безопасность. Арт-терапия безопасна для нас, поскольку любое своё со-стояние вы можете нарисовать, облачить в сказку, вышить или сплести, сочи-нить музыку. И вам нет необходимости разъяснять людям свои чувства, если вы считаете это неуместным. Кроме того, арт-терапия безопасна для окружаю-щих. Если вы очень разгневаны, гораздо более приемлемо выразить свой гнев на бумаге в виде рисунка или беспорядочной мазни, чем ругаться с людьми или крушить мебель. Также, просто рисуя своё неприятное самочувствие или силь-ную неприятную эмоцию, вы уже освобождаетесь от неё, уменьшаете её дей-ствие, вытаскиваете её из себя на бумагу; ‒ свобода самовыражения. В арт-терапии нет никаких законов и правил. Никто не скажет, что ваше творчество «нелогично, неправильно». Это позволя-Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 5 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) ет вам найти свой собственный уникальный путь, создать уникальный продукт, который будет эффективным именно для вас; ‒ простота в применении. Во-первых, нам достаточно легко раздобыть лист и карандаш, чтобы в любое время и в любом месте выплеснуть эмоции или создать себе поддержку с помощью приятного изображения. Во-вторых, арт-терапия не требует от человека каких-то особых знаний и навыков; ‒ связь с бессознательным. Когда мы перестаём говорить, размышлять, просто выключаем интеллект и доверяем работу чувству, телу, снимаются раз-личные преграды, которые мы строим в своём сознании. Все, что мы прячем даже от самих себя, может беспрепятственно пройти из глубин души наружу. Именно с помощью методов арт-терапии быстрее всего можно проникнуть в самую суть проблемы и также быстро решить её. Мандала помогает: ‒ исследовать самочувствие и взаимоотношения. Рисунок мандалы позво-ляет диагностировать физическое и психическое самочувствие. А так же ман-дала, сделанная семьёй или членами семьи в отдельности, показывает самочув-ствие членов семьи, удовлетворённость семейными отношениями; ‒ нормализовать эмоциональное состояние. Помогает простое раскраши-вание готовых шаблонов, это успокаивает, снимает напряжение; ‒ активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения. Можно целенаправленно создать специальные мандалы, которые будут вас рас-слаблять или, наоборот, заряжать энергией. Таким образом, мандалатерапия – это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств. При создании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмо-ции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного об-раза. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отра-жающее происходящее внутри. Вы волны эмоций, которые бушуют у вас внут-ри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 6 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – возможность выразить эмоции в социально приемлемом формате. Это удиви-тельная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму. Медитация. Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы. После ознакомления с сыпучим материалом предлагается структу-рировать общее психологическое пространство. Звучит спокойная музыка. Педагог – психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью. Я предлагаю вам расположиться вокруг нашей будущей мандалы. Закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свеча в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонима-ния пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокро-венное пожелание. Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале. Коллективное упражнение «Насыпная мандала». Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. Участники придумывают название творческой работе, проговаривают о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой. Педагог-психолог предлагает сравнить свои ощущения в начале и в конце. Посмотрите на мандалу. Нравится ли она вам в целом? Каково общее впе-чатление от рисунка? Какие ассоциации вызывает у вас рисунок? Менялось ли ваше настроение в процессе создания мандалы? На этой встрече вы открыли для себя мандалу, путь к познанию себя и сво-его ребенка, познайте радость совместного творчества, я полагаю, что создание мандал на долгие годы станет доброй традицией вашей семьи. Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 7 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Для успешной работы с мандалами я приготовила для вас памятки, с по-мощью которых вы сможете исследовать диагностический рисунок и создать целебный. Упражнение «Спасибо». Участники встают в круг, и педагог – психолог каждому предлагает мыс-ленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж зна-ний, настроения, мыслей, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом за-нятии нового. Я хочу, чтобы все улыбнулись и поаплодировали себе за пре-красную работу.