«Педагогические находки, или будни учителя начальных классов»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогические находки, или будни учителя начальных классов»
Автор: Ульянова Татьяна Павловна
«Педагогические находки, или будни учителя начальных классов» Ульянова Татьяна Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Лиски, Воронежской области «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная» Ш. А. АмонашвилиПрофессия «учитель» во все времена была и остается наиболее почетной, но в то же время наиболее трудной. Умение научить – это талант. Я обычный учитель и очень люблю свою работу. С самого начала трудового пути поняла: «чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь». Ведь как чудесно, когда я вхожу в класс, а меня там ждут озорные мальчики и девочки с улыбками на личиках и с интересом стремящиеся научиться чему- то новому и интересному. С удовольствием наблюдаю, как они постигают новое, когда вижу в их глазах гордость «Это сделал я сам!?». Знаю: урок должен вызывать у ребят интерес, доставлять радость. На своих уроках использую разные современные технологии. Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Я хочу рассказать об использовании игровых технологий на уроках литературного чтения. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять к лучшему», - говорил М. Горький. Труд и учение, в сочетании с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли. Усилия, которые ребёнок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые, впоследствии, пригодятся ему в жизни. В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребёнка. Для него игра – это самое серьёзное дело. Без игры и не может быть полноценного умственного открытия. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер. Правила игры на уроке:1. Игра должна стимулировать мыслительную деятельность. Иначе педагогических целей не достичь. 2. Правила игры необходимо формулировать просто и точно, содержание должно быть доступно обучающимся. В противном случае игра не вызовет у них интереса. 3. Дидактический материал должен быть удобным. 4. Когда педагог организует командную игру, результаты контролируют все ученики или жюри. Так учет результатов будет открытым и справедливым. 5. Каждый ученик активно участвует в игре. 6. Если на уроке проводят несколько игр, надо чередовать легкие и трудные. 7. Не стоит перегружать урок играми. 8. Важно следить за речью учащихся в игре: она должна быть правильной, четкой; выводы – аргументированными и краткими. 9. Игру заканчивают, как только получили результат. Самая любимая игра моих учащихся на уроках чтения - «Живые буквы». Находя ответ на загадку, они путём мысленных исследований: звуко - буквенного анализа находят нужное место в слове для своей буквы. При этом каждый старается занять своё место как можно быстрее, так как буквы у участников команды дублировались. На поляне Отдыха дети декламируют стихи про буквы известных поэтов, тренируют память. Чтобы физкульминутки получились динамичнее и веселее, ученики придумывают движения к содержанию стихов. Опять удивление! Получить письмо от Деда Мороза и Снегурочки с заданием – мечта каждого малыша. А расколдовать буквы – задание не из лёгких, не все дети справились с этим заданием, но лидеры приложили все усилия, чтобы выполнить и это задание. Все участники путешествия ощутили прилив бодрости от того, что попытались победить злые чары. Урок литературного чтения по теме «Волшебные буквы» был подготовлен и дан в рамках предметной недели учителей начальных классов по теме «Игровые и здоровьесберегающие технологии в начальной школе» в 1 классе. Продумывая технологическую карту урока, пришла к выводу, что наибольший интерес у моих учеников вызывают волшебные сказки, поэтому форма урока - путешествие в сказку, которое основано на соревновательной деятельности трёх команд. По типу урок – закрепления пройденного материала. Вначале занятия дети ответили на проблемный вопрос: «Для чего нужно знать буквы?», сформулировали тему урока, и затем отправились в чудесное путешествие, попав в мир русских народных сказок. Упражнения на артикуляцию «Ароматный цветок», «Комарик», «Трубочка», «Сердитая кошка», «Злая собака», «Сластёна» помогают детям развивать речевой аппарат, отчётливее произносить все звуки, способствуют дальнейшему погружению в сказку. На втором этапе дети показали, что знают все буквы, смело их называли, устанавливали связь между отгадками к загадкам и буквами алфавита. Чистоговорки помогали детям чисто произносить звуки, слоги, отдельные слова. Дети самостоятельно придумали много чистоговорок, которые мы систематически использовали и используем на уроках чтения. Ра – ра –ра -начинается игра.На – на- на – это знает вся страна.Ир –ир- ир – наш Владимир- командир!Мо- мо – мо – обожаю эскимо! Затем ветер – озорник разбросал все листочки, и детям надо было поймать взглядом напечатанное слово. Это задание на внимание оказалось сложным для детей, так как многие дети ещё читают по слогам. На последнем этапе – «Книга – кладовая умных мыслей» мы обратились к учебнику. Перед тем как прочитать стихотворение С.Я. Маршака, дала задание внимательно послушать стихотворение и озаглавить произведение. Дети предложили заголовки: «Буквы», «Алфавит», «Любимые буквы». На вопрос «Почему их сравнивают с ключами?» было море прекрасных ответов. Один из них звучал так: «Буквы – это ключи ко всем загадкам мира». Когда мы добрались до страны «Грамотеев», то логичным завершением нашего путешествия стал вопрос «Как вы думаете, так хорошо, что мы умеем читать?» По ответам детей можно говорить, что для многих из них это не просто учебный процесс, а игра, позволяющая приоткрыть занавес в мир прекрасного и неизведанного. Все ребята были активными участниками этого занятия, и в конце урока мы подвели итоги соревнования, определили команду – победителя и лучшего участника каждой команды. Такие уроки, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, которые рождают положительные эмоции, являются частью работы по формированию здорового образа жизни, способствуют формированию интереса к чтению, помогают детям приобрести необходимые умения и навыки Известный педагог, психолог, философ А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе. Много интересных уроков проведено за годы моей профессиональной деятельности. Меняется время, с каждым годом потоки информации увеличиваются, многократно и задаёшься вопросом: «Что сейчас для молодёжи современно и интересно?» Информационно – компьютерные технологии, которые можно смело синтезировать с игровыми технологиями. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники сами искали и добывали знания, а не ждали готовых решений. Конечно при этом контролирую правильность выбора и помогаю выбрать правильное направление. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Учитель должен не только учить, но ещё и воспитывать. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребёнку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Поэтому - много времени стараюсь уделять внеурочной деятельности. Классный час, это не урок, а самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно поговорить о самом интересном и волнующем. Для меня это то самое время, когда каждая встреча становится долгожданной. На одном классном часе «Все работы хороши – выбирай на вкус», мои ученики спросили меня: «Довольны ли Вы своей профессией? И если б повернуть время обратно, выбрали бы профессию учителя?» Я поймала себя на мысли, что никогда об этом не задумывалась. Мой путь в профессию начался еще в детстве и, как мне кажется, был определен судьбой. Моя учительница, Нина Алексеевна, стала для меня ярким примером истинного педагога, всегда относящегося безупречно к своей работе. Своей неутомимой энергией и работоспособностью, талантом и позитивом, гуманным отношением к людям она показала мне, каким должен быть настоящий учитель. Красивая, умная, жизнерадостная – такой я помню свою первую учительницу. Доброта и любовь к детям дополняют ее человеческие качества. Каждое ее движение, жесты говорят о благородстве души и достоинстве. Я старалась быть похожей на нее во всем, у нас много общего, а главное, любовь к детям. Ее позитивное отношение к жизни благотворно воздействовало на мои мысли и чувства, окрыляло в минуты душевного уныния и слабости. Ее нескончаемое трудолюбие, добросовестное отношение к любимому делу, глубокая преданность профессии передались мне. Встречаясь каждый день со своими учениками в школе, передавая им весь свой запас знаний на уроках, проводя с ними классные часы и другие школьные мероприятия, я твердо понимаю: мы непрерывно обогащаем друг друга уроками жизни, так необходимыми каждому человеку, воспитываем личными примерами, даем мудрые советы. Я тонко чувствую любого своего ученика, вижу в каждом индивидуальность и, безусловно, личность, которую надо уважать, слышать, понять и которой иногда требуется поддержка. Я всегда и во всем стараюсь быть для них мудрым наставником, другом, советчиком. А как же иначе? Ведь мы нужны друг другу. Разумеется, отдача есть, и я очень счастлива, осознавая это. Между мной и детьми всегда проходит яркий и согревающий луч взаимного уважения, доверия и любви. Ученики наполняют меня жизненной энергией, позитивным отношением ко всему окружающему, ощущением вечной душевной молодости. Разве это не настоящее счастье для педагога?